Возвращаясь к теме Карской провинции: санкции, инвестиции и прагматизм международного бизнеса

12.10.2014 20:09
Возвращаясь к теме Карской провинции: санкции, инвестиции и прагматизм международного бизнеса
Иллюстрация:
neftegaz.ru

2014 год выпал для России богатым на события, но в частности наложились друг на друга два из них. Во-первых, было пущено в разработку первое месторождение нефти в арктической Карской нефтеносной провинции, и во-вторых, международная торговля полезными ископаемыми с участием России осложнилась введением экономических санкций против РФ. Насколько это повлияет на перспективы освоения Карской провинции и насколько изменит возможные организационные подходы к развёртыванию нефтедобывающей инфраструктуры в российской Арктике?

«Университетская-1» работает

27 сентября 2014 года было официально объявлено о том, что существование Карской нефтеносной провинции и ее богатство подтверждены. Это объявление сделано государственной компанией «Роснефть»; глава компании, Игорь Сечин, сделал заявление, в котором подтвердил и высокое качество карской нефти, и баснословные её объёмы, доступные для добычи. Основанием для такого заявления послужил пуск в эксплуатацию первой скважины в северной части Карского моря – «Университетской-1». На настоящий момент это самая северная в мире нефтяная скважина.

Первые образцы нефти из скважины уже успешно получены, их анализ произведён. Нефть нового сорта чрезвычайно лёгкая, чистая и относится к числу наиболее высококачественных из числа добываемых в Российской Федерации; она ни в чём не уступает нефти Siberian Light, которая прежде считалась наилучшей и самой дорогой из доступных в России. Эта марка нефти добывается в соседствующей с Карским морем с юга Западной Сибири, прежде всего в Ханты-Мансийском автономном округе, и практически совпадает по свойствам с нефтью международного стандарта Light Sweet Oil, например, с эталонным сортом Brent Crude. Ценность этих сортов нефти заключается в том, что в них весьма высоко содержание низкомолекулярных углеводородов, а содержание длинных углеродных цепей, наоборот, снижено. Как следствие, при переработке этой нефти ценных лёгких нефтепродуктов – бензина, петролейного эфира, лигроина и авиакеросина – получается больше, а бросовых тяжелых топлив, таких, как мазут и судовое дизельное топливо – меньше. Как будет названа новая марка, пока неизвестно. Напомним, что напрашивающееся и красивое с маркетинговой точки зрения название Arctic Oil (ARCO) уже застолблено за нефтью из соседнего Печорского моря, которая по свойствам существенно уступает как карской и ханты-мансийской, так и даже сорту Urals.

Впечатляют и её запасы, уже разведанные геологами: в Карском море найдено порядка тридцати нефтяных ловушек, каждая из которых скрывает по 100 миллионов тонн нефти и выше. Для сравнения: этот показатель – три миллиарда тонн – равен запасам крупного месторождения из бассейна Персидского залива; если бы карское месторождение, которому уже присвоено название «Победа», находилось там, оно было бы в числе десяти крупнейших. В случае, если в Карской провинции будут разведаны другие подобные месторождения, Российская Федерация успешно потеснит Саудовскую Аравию и Венесуэлу с пьедестала почёта самых богатых нефтью стран. Сейчас эксперты предсказывают общие запасы нефти на трёх выделенных для освоения участках Карского моря, называя цифру в тринадцать миллиардов тонн, но это число ещё может меняться как в меньшую, так и в большую сторону. Также нефть может быть обнаружена и на других участках в этом регионе Арктики, что ещё более существенно увеличит экспертные оценки новых нефтяных богатств и в перспективе выведет Российскую Федерацию на первое место по запасам нефти в мире с большим отрывом.

Заслуживают внимания не только богатые находки, но и трудовые и технологические достижения при бурении «Университетской». Скважина глубиной в 2,11 километра, скрытая под морскими водами глубиной в 81 метр, была пробурена в уникально короткие сроки – 1,5 месяца, при этом инженеры не пренебрегали никакими требованиями экологии и техники безопасности ради ускорения работ.

Это событие давно предсказывалось экспертами. Так, представитель комитета Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации по развитию топливно-энергетического комплекса Р. Танкаев сообщил изданию «Эксперт-Онлайн», что для него существование Карской провинции давно не было тайной. Он не сомневался, что это море – не только «ледяной мешок», как его окрестили в начале прошлого века моряки Северного морского пути, но и нефтяной мешок, и считал, что распечатывание сокровищ Карского моря – только вопрос времени. Время показало, что Танкаев был абсолютно прав.

Открытие значимо в первую очередь для международной нефтяной торговли. Нефть нового, чрезвычайно ценного сорта будет востребована главным образом в развитых странах Запада, располагающих финансовыми ресурсами для её приобретения. Внутренний российский рынок нефти традиционно адаптирован к потреблению более тяжелых, загрязненных и дешёвых запасов «чёрного золота» марки Urals.

Санкции некстати

Поскольку время на дворе не советское, самостоятельно найти нефть в таком сложном регионе наша страна не смогла. В разработке «Победы», первого месторождения Карского бассейна, помимо компании «Роснефть», участвовали также компании Nord Atlantic Drilling, Halliburton, Schlumberger и в особенности транснациональная корпорация Exxon Mobil. Даже сама платформа для бурения была не российского производства и разработки – это была платформа West Alpha, разработанная норвежцами из Nord Atlantic Drilling специально для «ледяного мешка».

В связи с этим фактом зависимости Российской Федерации от западных стран в разработке Карской провинции крайнее беспокойство стали вызывать летом 2014 года сообщения о расширении антироссийских санкций. Резкое прекращение сотрудничества с перечисленными компаниями в условиях незавершенности работ по пуску первой скважины в эксплуатацию могло сорвать планируемое освоение новых нефтяных богатств. Норвегия, страна, которая не является членом Евросоюза, со своей стороны присоединилась к европейским санкциям, а это могло означать потерю доступа даже к технологии West Alpha. Государственная компания «Роснефть» попала в число жертв санкций в августе, наряду с такими компаниями, предприятиями и банками, как «Газпромбанк», «Внешэкономбанк», «Алмаз-Антей», «Уралвагонзавод», «Калашников», «Новатэк» и рядом других. На беспокойство российской стороны США отвечали неопределёнными заявлениями о «пристальном наблюдении» за работами в Карском море.

Тем не менее, уже в сентябре стало известно, что специально для корпорации Exxon Mobil и для завершения проекта освоения месторождения «Победа» власти США дали разрешение продолжать сотрудничество с Российской Федерацией и компанией «Роснефть». Это дополнительное разрешение было дано сроком с 26 сентября по 10 октября; этот срок был сочтен достаточным для завершения строительства и пуска скважины. Пресс-секретарь Exxon Mobil Ричард Кейл сообщил, что после окончания этого срока корпорация выйдет из проекта, поскольку лицензия не является возобновляемой.

Что же касается норвежцев из Nord Atlantic Drilling, то они не выказывают признаков намерения выйти из проекта, несмотря на то, что Норвегия является участницей антироссийских санкций. Пока сложно сказать, насколько долго будет продолжаться сотрудничество, но, согласно реакции «Роснефти», работы в Карском море будут продолжаться.

Наиболее развернутые комментарии по поводу ситуации с работами в Карском море на август поступили от руководителя «Роснефти» Игоря Сечина, главы российского отделения Exxon Mobil Глена Уоллера и лично президента Российской Федерации Владимира Путина, которые участвовали в августовском телемосте по поводу открытия новой нефтеносной провинции. Согласно комментарию президента, международное бизнес-сообщество заинтересовано в разработке новых природных ресурсов, поэтому, несмотря на меняющуюся политическую конъюнктуру, проявляет осознание необходимости сотрудничества. Сечин, со своей стороны, назвал открытие новой провинции главным событием года в сфере добычи нефти и газа, и подчеркнул положительный эффект, который это событие возымеет на развитие экономики РФ.

После 10 октября работы в Карском море пришлось бы завершить в любом случае, так комментирует ситуацию С. Пикин, глава Фонда экономического развития. Дело в том, что погодные условия Арктики не позволяют проводить там морские буровые работы в зимнее время. Что касается статуса платформы West Alpha и дальнейшего сотрудничества с норвежцами, то Пикин пояснил юридический механизм его продолжения: собственность на платформу будет оформлена на оффшорную компанию, запретить взаимодействовать с которой норвежцам никто не может.

Планы на будущее

С комментариями по поводу ближайшего будущего Карской провинции выступил заместитель министра энергетики Российской Федерации К. Молодцов. Согласно предоставленным им сведениям, в Минэнерго уже существует план продолжения работ в Карском море на весну 2015 года, рассчитанный на использование только российских ресурсов и технологий. Как и любой экстренный план, он потребует определенного напряжения и нерыночного перераспределения активов. Дело в том, что в России существуют свои собственные буровые платформы, рассчитанные на использование в условиях «ледяного мешка», но они принадлежат не «Карморнефтегазу», а компании «Газфлот». Мобилизационные усилия будут направлены на то, чтобы передать платформы «Арктическая», «Полярная звезда» и «Северное сияние», построенные для работ на Штокмановском газовом месторождении, в распоряжение компании «Карморнефтегаз» тем или иным способом. Ранее о существовании некоего иного плана на случай выхода корпорации Exxon Mobil из проекта сообщала вице-президент госкорпорации «Роснефть» Л. Каланда. Но, по всей видимости, весной 2015 года будет реализован план Минэнерго и разработка месторождений в Карском море продолжится.

На стадии формирования сейчас находятся более далеко идущие планы. В первую очередь, на среднесрочную перспективу – планы освоения северо-восточной части Карского моря, так называемой Северо-Карской впадины. Геологоразведка там пока не проводилась, но учёные полагают, что этот регион также отличается очень высоким потенциалом и большой вероятностью обнаружения там запасов нефти, не уступающих тем, что были обнаружены в юго-западной части Карского моря.

Среди более долгосрочных планов – разведка нефти в других морях российской Арктики, таких, как море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря. Ученые уже выделили отдельный Лаптевоморский предполагаемый нефтегазоносный бассейн, но пока не делают прогнозов его потенциала по сравнению с Карской провинцией.