Григорий Габриэлянц: история министра геологии СССР

17.04.2011 19:16
Григорий Габриэлянц: история министра геологии СССР
Иллюстрация:
www.kavkaz-uzel.ru

Григорий Аркадьевич Габриэлянц – доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, Иностранный член и Почетный доктор Национальной академии наук Республики Армения, которому принадлежит честь открытия первого месторождения газа в Каракумах, а также уникального своим составом газа и запасами Астраханского месторождения. В 1989 году был назначен Министром геологии СССР. Отмечен за выдающиеся успехи в деле открытия новых месторожде6ний полезных ископаемы орденом «Знак Почета», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Туркменской ССР, знаком «Первооткрыватель месторождения», медалями Анания Ширакаци, «Ветеран труда» и «300 лет Российскому флоту». Григорий Аркадьевич – лауреат Государственной премии СССР. После распада Советского Союза и ликвидации Министерства геологии СССР, в январе 1992 года Габриэлянц создал международную научно-техническую консультативную фирму «Геосервис», которая и по сей день весьма успешно выполняет консалтинговые услуги в геологической области для отечественных и зарубежных партнеров.

Мы попросили рассказать академика немного о себе, о геологии.

- За всю свою немаленькую жизнь я претерпевал изменения, и не только внешние, а и по содержанию. В моей жизни случались разные этапы, и каждый из них мне приходилось начинать с нуля, наверное, по воле Бога! Я до сих пор весьма детально помню свое детство, юность, школьные и студенческие годы, период зрелости. За это время в моей жизни встречалось огромное количество разных людей со своим характером, темпераментом, манерой поведения.

Первый этап моей жизни – детские и школьные годы. Я был весьма неуклюжим, неспортивным, и в школе не отличался большими способностями. Зато потом, в период студенческих лет, я преображаюсь: становлюсь привлекательным внешне, появились успехи в учебе, я начинаю интересоваться научными исследованиями, я завожу огромную шевелюру, что только добавляло уверенности в своих силах. Следующий этап - работа в Каракумах. Здесь я проявляю образцы огромного трудолюбия, и в 25 лет становлюсь главным геологом. Это время я считаю лучшим в своей жизни – период юношеского максимализма: я преисполнен энергии для новых открытий, полностью отдаюсь работе и профессии. Это фантастическая трата человеческих сил и возможностей!

Новый этап моей жизни – переезд в столицу СССР. Я получил назначение на пост главного геолога Всесоюзного института природного газа. Снова все приходится начинать с нуля. Я ехал в Москву, пребывая в уверенности, что буду здесь первым парнем на деревне, ведь уже имел за плечами должность главного геолога Туркменистана и защиту докторской диссертации. И вдруг в одночасье оказываюсь в коллективе, где рядом со мной работают 20 докторов наук, и все имеют мировые имена. Пришлось смириться с тем, что я теперь не первый парень, и даже не десятый.

Через непродолжительное время меня назначают директором Всесоюзного геологического нефтяного института, и еще позже – министром геологии Советского Союза. Я думаю, сложно найти человека, который уверен в своих силах, и который при этом  смог бы отказаться от должности министра, что означает вхождение в элиту такого огромного и влиятельного государства, как СССР. Бывает такое, что ты не можешь объяснить, почему сделал так, а не иначе. Так же было и со мной. Среда сама подсказывала, что нужно делать  и как себя вести. А время было уже очень непростое, и я это четко осознавал. Но в, то же время, отчетливо помнил, как во время киносеанса в бакинском кинозале армянские ребята хлопали каждой армянской фамилии в титрах демонстрируемого фильма. И я подумал, что если стану министром, то вся Армения сможет мной гордиться. В то время я был единственным министром не славянского происхождения! Если судить с сегодняшней колокольни, то кажется. Что не нужно было идти в эту власть, но что я мог знать тогда? И я прекрасно понимаю, что если бы остался тогда руководить институтом, то достиг бы новых успехов в науке, да и в жизни. Как и любой человек, могущий мыслить самостоятельно, а видел и понимал недостатки существующей системы, но искренне полагал, что работать в правительстве, и одновременно бороться за разрушение системы было бы неверно. И где же была моя совесть?

От себя добавим, что в своей нынешней жизни Григорий Аркадьевич Габриэлянц – создатель успешного геологического предприятия, оказывающего консультационные услуги, и дает возможность ему работать по любимой специальности.

- Теперь я имею то, о чем раньше не мог мечтать – большая общественная деятельность, и я чувствую в себе к этому аспекту большое стремление. Здесь я еще могу себя реализовать. Первым из моих шагов в моей благотворительной деятельности было содействие в строительстве армянского Храма в Пятигорске. Для меня это было новое, но очень важное дело. А армянский священник, который там служил, оказался очень интересной и самобытной личностью, с которым было очень интересно общаться, и не только на религиозные темы. К тому же я рассчитывал, что своим поступком подтолкну других людей помочь строительству.

Как проявление благодарности Епархия Юга России Армянской Апостольской Церкви с благословения Протоиерея Арама Унаняна 27 июня 2004 года наградила Григория Аркадьевича орденом Сурб Саргис.

Академик -  активный участник благотворительного фонда «Здоровье и будущее детей». В коллекции наград ученого и общественного деятеля – Диплом фонда, на обороте которого читаем: «Огромное спасибо за то, что возвращаете детей к жизни!».

У Григория Аркадьевича есть еще одно страстное желание – стремление вернуться на родину, и отдать остатки своей жизни служению своему народу. Ему есть что предложить – свои знания, любовь, преданность. Свою замечательную коллекцию из 130 редких минералов он подарил Арцаху. И он с видимым удовольствием демонстрирует нам эту коллекцию на экране монитора. А рядом с компьютером стоит фотография внука. И профессор продолжает свой рассказ.

- Чудесный мальчик. Всякий раз, когда я на него гляжу, у меня поднимается настроение. Вообще-то я увлекаюсь и живописью. У меня есть неплохая коллекция. 27 картин я подарил Карабаху. В данное время я собираю совершенно новую коллекцию, в соответствии с моими нынешними вкусами, в которых цвет преобладает над сюжетом.

Мои предки из Шемахи. Это высоко в горах. Они занимались выращиванием винограда. Мой дед Аванес был очень верующим человеком, а за плечами – 28 лет заключения. И попадал он в тюрьму не из-за политических убеждений, а просто защищал свое имущество от мусульман, которые нас окружали. За это и страдал постоянно. Я с семилетнего возраста все лето проводил в деревне, возил на пастбище для косарей волу в огромной бочке. Как сейчас вспоминаю, что для того, чтобы эту бочку наполнить, нужно было 40 раз с ведром спуститься к роднику по 160 ступенькам. Зато как люди были благодарны за воду! И в качестве подарка я получал то конфету, то хлеб или картошку.

Меня каждый раз обнимали и целовали, и сегодня, когда меня спрашивают, что такое счастье – я знаю, что это состояние, какое испытываешь, когда приносишь людям радость.

Военные годы пришлись на мое детство. Отец ушел на фронт, мать работала в две смены. Я помню, как на день рождения у нас в доме не было вообще никакой еды. Нужно было сходить и по карточке получить 300 граммов черного мокрого хлеба. Помню, как мне тогда было грустно. И вдруг раздается стук в окно, и папин друг, у которого не было ноги, поэтому его не взяли на фронт, протягивает мне конфетку. Поздравил меня с днем рождения и ушел. Шел 1942 год…Для меня этот день до сих пор самый счастливый.

Для меня в каждом периоде моей жизни счастье выглядело по-своему. Вспоминаю 1959 год. Сижу в жаркий солнечный день в пустыне и читаю, кажется, это было «Трое в лодке, не считая собаки». И вдруг выстреливает мощный фонтан нефти, самый первый в Каракумах! А ведь на то время был только прогноз, который далеко не всегда точен. Вот это была настоящая радость – мы выбрали такой маленький кусочек огромной пустыни, и попали в самую точку! Это практически то же самое, что и рождение первого ребенка.

На своей родине, в Армении, впервые я оказался в 40 лет. Тогда как раз проходил международный геологический конгресс. На нем я и познакомился с молодыми геологами из Армении. Они долго рассказывали мне о стране, показывали книги, подарили сувениры и пригласили посетить Ереван. Я откликнулся на приглашение, и вскоре оказался в Армении. Меня сопровождал тогда министр геологии Армении Гулян, очень интересный человек и собеседник. Помню, как мы гуляли ночью среди развалин Звартноца. Это были старинные священные камни величественного храма. У меня даже слезы потекли. А на следующий день мы поехали в ущелье Гегарда. Здесь мне необычайно понравился красивый пейзаж и необыкновенная музыка, которая там звучала. И подкралось ощущение, что это все мое, что я все это видел много-много раз… Честно признаюсь, я бывал во многих странах и видел множество пещерных храмов, но когда я побывал в монастыре Гегард, то даже растерялся от волнения. Я могу смело говорить, что люблю Армению душой. Сейчас я два-три раза в год езжу на Родину не как турист, а по делам, помогаю местным коллегам с работой, связанной с изучением геологии Армении и Карабаха.

Однажды во время очередного визита в Ереван мой хороший друг и прекрасный геолог, очень неплохо разбирающийся в живописи Ваник Петросов, взял меня с собой в гости к Мартиросу Сарьяну. Время было уже позднее, но Варпет встретил нас радушно и тепло. Правда, долго мы там не задержались – Ваник предложил зайти к Минасу, и уже через несколько минут мы были у него. И тут Ваник вспоминает, что сегодня день рождения отмечает Каралян. Надо бы поздравить – говорит он, и мы берем машину и едем к Караляну. После него мы оказываемся у Джотто, который в три часа ночи просыпается и показывает нам свои картины. Я не могу себе представить другое место, где такое возможно.

В последние годы я увлекся геологией Арцаха, и работаю над учебником «Теоретическая основа поисков нефти» и монографией «Геология  и полезные ископаемые Нагорного Карабаха».

Я считаю, что моя профессия – самая интересная в мире. Она позволяет и заставляет думать, видеть, искать. Геолог обязан видеть то, что другим людям не видно – те детали, которые воссоздают прошлое нашей планеты, ее эволюция.

- Специалисты какого профиля наиболее востребованы в Армении?

- Я думаю, что у нас хороших специалистов даже больше, чем нужно. А вот что нужно Армении – так это, прежде всего честные люди, для которых на первом месте Родина, и только на втором – личное. Армения – горная страна, и мы не имеем полезных ископаемых. Но мы вполне можем хорошо жить за счет нашего интеллектуального потенциала. И в первую очередь нужна государственная программа, которая бы поддерживала талантливую молодежь, чтобы они не покидали страну, а работали в ее благо.

Григорий Аркадьевич на протяжении нескольких последних лет занимается и изданием литературно-художественного и общественно-политического иллюстрированного журнала «Арагаст», который посвящен истории и культуре самобытной Армении и ее народа.

- Нам известно, что как издатель вы спонсировали не один проект. Почему вы остановились на «Арагасте»?

- Честно говоря, я спонсирую только те издания, которые интересно читать самому. И моя основная цель – не спонсирование само по себе, а просвещение, в первую очередь. Поэтому считаю нужным просвещать свой народ особенно тех, кто живет в диаспоре. Кроме того, я добиваюсь того, чтобы наших прозаиков узнала русскоязычная аудитория. Поэтому издаю книги Майкла Арлена Младшего, Уильяма Сарояна, Седы Вермишевой.

Я искренне верю в Бога. Он для меня – непознанное Начало, то, что я, как исследователь, не познал. Как возник человек? Я не знаю точного ответа на этот вопрос, и думаю, что никто не знает.  Я не знаю, как возникла земля, хотя всю свою жизнь занимаюсь именно этим. Я еще много чего не знаю.

Я считаю, что роль церкви в жизни армянского народа очень большая, объединяющая и облагораживающая. Все, что пропагандирует церковь, идет во благо для народа. У меня несколько знакомых священнослужителей, и они очень умные люди и хорошие психологи. Особенно я симпатизирую Владыке Езрасу, который отличается огромным трудолюбием и любовью к нашему народу.

По материалам yerkramas.org