Сами не можем и другим не даем

24.04.2011 19:26
Сами не можем и другим не даем
Иллюстрация:
pda.kabar.kg

Для Кыргызстана инвестиции в горнодобывающую отрасль были бы прекрасным способом вложения капитала. Во всех странах, где имеются значимые запасы природных ресурсов, так и происходит. Но только не у нас: мы как бы идем своим собственным путем. Создается впечатление, что любой человек у нас, сев в кресло руководителя, мгновенно превращается в существо, у которого все помыслы поворачиваются вспять: сломать, уничтожить, развалить все начинания, которые идут во благо страны. И горнорудная отрасль не исключение.

Январь 2011 года ознаменовался событием, которое, хоть и не слишком освещалось в прессе, но повергло в ужас всех специалистов горнодобывающей сферы. Министр геологии и природных ресурсов Республики Кыргызстан Замирбек Эсенаманов издал распоряжение, которое практически остановило всю горнорудную отрасль. Как оказалось, в этом нет ничего сложного – достаточно только издать приказ, в котором запретить рассматривать горные планы в текущем году и, соответственно, не выдавать фондовые материалы.  А это – документы, которые были собраны в результате многолетнего кропотливого труда геологоразведчиков, в которых отмечено, где, какие залежи и в каком объеме присутствуют на территории страны. Инвесторы, которые были бы рады взяться за извлечение полезных ископаемых в пользу Кыргызстана, остались с носом – теперь информация о том, что и где добывать, занесена в графу «совершенно секретно».

Эта ситуация не изменилась и по сей день. Незамеченное обществом распоряжение наносит экономике страны огромные убытки. Например, добывать россыпное золото невозможно без знания месторождений, где оно есть. А ведь работы могли уже начаться – в Министерстве геологии и природных ресурсов лежат уже заявки на приобретение лицензий, но в связи с обсуждаемым приказом их выдача заморожена.

Это не единственный «перл» министра. На днях министерство потряс еще одно ЧП – Эсенаманов сразу уволил из ведомства семерых сотрудников с формулировкой «в связи с

достижением предельного возраста». При этом трое уволенных – начальники отделов, еще трое – ведущие специалисты. Даже несмотря на то, что этим людям исполнилось 60, найти достойную замену высококлассным специалистом невозможно – таких профессионалов в республике просто нет. На пенсии оказались работники, которые имеют за плечами не один десяток лет руководящей и исследовательской работы, получивших классическое образование времен Советского Союза, и которых считают незаменимыми в своей профессии.

По министерству пошли слухи: горная добыча доживает свои последние дни. Потому что заменить уволенных в Кыргызстане просто некем. На базе Кыргызского технического университета существует институт, который специализируется на подготовке специалистов для горнорудной промышленности. Там есть три факультета, в числе специальностей присутствует и геология. Вроде бы с кадрами не должно быть проблем. Однако это не так. За последние годы всего пять выпускников решили связать свою профессиональную деятельность с работой в министерстве. То есть смены уволенным специалистам нет.

Не лучше обстоят дела в Министерстве геологии и природных ресурсов и с моральным климатом. По сообщениям из достоверных источников, министр способствовал созданию обстановки, которая плохо сочетается с продуктивной и творческой работой. Никогда министр геологии не имел советников и помощников – столь ответственная отрасль требовала личной ответственности за принятые важных решений. Однако Эсенаманов решил иначе – у него уже есть два советника, и отныне все вопросы должны решаться исключительно через этих людей. Теперь в министерский кабинет доступ оказался перекрыт. Все сотрудники, работающие в министерстве продолжительное время, отзываются о министре как о человеке, который недостаточно профессионален, к тому же склонным к необоснованным придиркам и требованиям к подчиненным. И прозвище получил «Мясник» потому, что к гонному делу не имел ранее ни малейшего отношения, зато долгое время руководил технологией пищевого производства. Возможно, именно по этой причине он «забыл» 3 апреля поздравить подчиненных с профессиональным праздником – Днем геолога.

А меж тем политики на всех уровнях громогласно заявляют: Кыргызская Республика богата своими природными ресурсами. И это действительно так, и освоение недр могло бы существенно улучшить экономическое состояние в стране. Но для этого ничего не делается. Можно назвать одно-единственное предприятие в горнодобывающей отрасли, которое приносит весомую прибыль в государственную казну – золотоизвлекательная фабрика на руднике Кумтор. Хотя и его работа постоянно подвергается всяческим попыткам «активистов» из политики перекроить на свой лад, что отнюдь не способствует продуктивной работе. Джеруй и Талдыбулак Левобережный могли уже давно приносить прибыль, но так и не запущены в эксплуатацию. А специалисты, эксперты и аналитики отрасли уже много лет в один голос твердят: нынешние «отцы нации» распоряжаются природными богатствами неэффективно, бестолково, бездумно, расхитительски.

Однако, если подумать, то с учетом того факта, что горнодобывающая отрасль и золотодобыча в частности – это большие деньги, то все становится на свои места. Допустим, Министерство геологии и природных ресурсов выдает гипотетическому инвестору лицензию на разработку месторождения. Тот начинает работу, вкладывает в это большие средства. А тем временем лицензию можно под любым предлогом в любое время отозвать. Что тогда будет делать инвестор? Побежит договариваться с чиновниками из министерства – это самый низкозатратный способ решить все возникающие проблемы. И что вы думаете? Лицензию тихонько вернут. Но только после того, как новоявленный бизнесмен выделит из своего бюджета  кругленькую сумму с большим количеством нулей в твердой валюте.

То, что распределение лицензий стало основным видом деятельности Министерства, стало понятно в прошлом году. Старые сотрудники были в замешательстве: все, чем раньше занималось ведомство – изучение недр, геофизические и геологические исследования, картография и прочие научные направления канули в лету. Тем временем из комиссии, которая принимает решения о выдаче лицензий на разработку недр, были потихоньку выведены все геологи. Остались только представители проверяющих органов, которые незнакомы со словом «добыть», но зато хорошо знают «взять» и «обложить прогрессивным налогом».

Новоявленная парламентская коалиция в самом начале своего существования разделила все государственные ведомства между тремя политическими партиями. Министерство геологии и природных ресурсов, согласно спискам, которые при желании можно найти в Интернете, досталась вместе с другими ведомствами партии «Республика». И хотя официальной информации по этому вопросу вы не найдете, косвенные подтверждения правильности выложенных списков уже появлялись не раз. И главное из них – отсутствие опровержение списка со стороны депутатов или других высокопоставленных чиновников.

Таким образом, можно смело предполагать, что за назначением Эсенаманова стоит не менее одиозный и временно отстраненный от должности вице-премьер Омурбек Бабанов.

Пока что его участие в решениях, связанных с горнодобывающей отраслью Кыргызстана, не доказано. Но в том случае, если усилия нового министра по парализации  деятельности подотчетного министерства продолжатся, неизбежно начнутся поиски тех, кто же посадил такого «сильного» руководителя в министерское кресло и чей он на самом деле протеже.

И тогда вполне вероятно, что к многочисленным скандалам, связанным с именем первого вице-премьера, добавится еще один. Только министерству от этого легче не будет – вернуть моральный и профессиональный климат в коллектив будет нелегко.

Для привлечения в экономику  и отрасль инвесторов тоже ничего не делается. И хотя на словах новая власть обещает всемерную помощь и содействие всем, кто изъявит желание вложить свои деньги в экономику страны, на деле зарубежные инвесторы постоянно сталкиваются со все возрастающим количеством препон. Теперь необходимо собирать большее количество разрешительных документов, беспрестанно обивать пороги чиновников разных мастей и на себе испытывать их капризность в принятии решений.

Со стороны законотворческих органов за все это время не было выдвинуто ни одной инициативы в этом вопросе. Поэтому бюрократия, волокита и бардак в законодательстве продолжают процветать и по сей день.

Состоявшийся недавно Международный деловой совет подтвердил этот вывод. «В Республике Кыргызстан есть проблема с пониманием специфики горнодобывающего бизнеса, поэтому преобладает завышенная оценка ожиданий от инвесторов» - это мнение экспертов. В их заявления  открытым текстом говорится о том, что государство не помогает инвесторам даже на уровне отношений к ним местного населения. Как только бизнесмен начинает развивать бизнес по разработке недр Кыргызстана, он немедленно получает враждебность местных жителей. Ситуация доходит до открытого саботажа и даже погромов.

Если быть более точным, то регресс в горнодобывающей отрасли начался сразу после обретения государством независимости. Постоянно ощущалась острая нехватка средств на развитие отрасли, начался массовый отток высококлассных специалистов за рубеж, а те, которые остались, не желали становиться моложе. Несколько лет назад были предприняты шаги, направленные на возрождение отрасли. Бывший министр Капар Курманалиев разработал целый пакет законопроектов, который облегчал инвесторам приход в горнодобывающую  отрасль, уменьшил  бюрократический пресс, упростил процесс принятия решений. По мнению экспертов и аналитиков, новое законодательство было бы той пружиной, которая бы смогла со временем вытолкнуть отрасль на вершину – а это дополнительные поступления в бюджет, новые рабочие места, улучшение уровня жизни.

В конце 2009 года пакет поступил на рассмотрение прошлым составом парламента. Тот отправил документы, согласно обязательной процедуре согласования, в ведомства. И они по сей день пылятся в ящиках Министерства природных ресурсов. Им просто не дают ход – потому что нынешнему руководству выгодна сегодняшняя ситуация, когда инвестором легче управлять, изменяя на ходу правила игры, взамен получая откат или навар.

А тем временем горная отрасль все убыстряющимися темпами движется назад, к тому уровню, который был во время ее зарождения. В сегодняшнем мире она является пешкой в тех политических играх, основной целью которых является получение мгновенной выгоды, если речь идет о больших деньгах. Несмотря на то, что в недрах Кыргызстана хранится чуть ли не вся таблица элементов Менделеева, дело не движется дальше декларативных заявлений, на которые государство не скупится. Из инвесторов стараются выжать все соки с помощью плавающего законодательства, не задумываясь о том, что у него отпадет всяческое желание работать в таком нестабильном государстве, которое к тому же проявляет склонность к жандармской форме правления.

Именно поэтому все специалисты с пессимизмом смотрят на будущее горнодобывающей отрасли Кыргызстана. А после увольнения лучших специалистов эти настроения только увеличились. Теперь речь идет не о возможной смерти отрасли, а о том, когда это произойдет. И называют при этом не такие уж и отдаленные сроки. С маленьким уточнением: «Если нынешние политики не одумаются и продолжат такое «грамотное» руководство. Этим самым будет вбит последний гвоздь в крышку гроба горнодобывающей отрасли в ближайшие несколько лет».

По материалам msn.kg