Возродится ли из пепла проект Одесса - Броды?

11.05.2011 19:31
Возродится ли из пепла проект Одесса - Броды?
Иллюстрация:
www.segodnya.ua

О том, что Украина занимает выгодное во многих отношениях географическое положение, было известно еще задолго до обретения ею независимости в 1991 году. С тех пор практически на всех уровнях, от местной прессы до наивысших руководителей государства, этот тезис с завидной периодичностью всплывает снова и снова. При этом разговоры разговорами, но до практических дел руки ни у кого так и не дошли. В итоге транспортные потоки до сих пор не приносят нам особой выгоды. Транспортировка российского газа в связи со строительством Северного потока также может значительно уменьшится. Правда, в последнее время активно обсуждается возможность перехода с газа на нефть.

Евразийский нефтетранспортный коридор (ЕАНТК), о котором уже стали забывать, вновь стал актуальным на прошлой неделе. Причиной этого стало заявление Президента Украины Виктора Януковича, данное им в интервью азербайджанскому изданию Trend, в котором он отметил, что Украина намерена до конца 2011 года подписать контракт по транзиту трех миллионов тонн нефти каспийского производства на западноевропейские нефтеперерабатывающие комбинаты.

Причем уже сейчас осуществляются поставки каспийской нефти азербайджанского разлива в Беларусь в количестве 4 миллионов тонн. Теперь к этому может добавиться транзит черного золота в направлении  Венгрии, Словакии и Чехии, а также других ее потребителей в странах Восточной и Центральной Европы. И это только в рамках первого этапа проекта ЕАНТК. Причем в ближайшем будущем планируются переговоры по этому вопросу с Польшей.

Нужно признать, что идея Евразийского нефтетранспортного коридора уходит своими корнями в 90-е года прошлого столетия. На самом деле речь идет фактически о достройке нефтегазовой магистрали Одесса – Броды – Плоцк – Гданьск,  которая на данный момент дошла только до Бродов. Проект  предусматривал строительство совершенно нового коридора для транспортировки каспийской нефти, который позволил бы поставлять нефть в страны Западной и Центральной Европы.

Строительство, начавшееся в 1996 году, обошлось экономике Украины в 100 миллионов долларов, и в 2002 году в торжественной обстановке нефтепровод был запущен в эксплуатацию. И вскоре после этого стал одним из самых больших разочарований в новейшей экономической истории страны. Оказалось, что деньги если и не спущены на ветер, то нужны дополнительные, еще большие расходы для того, чтобы проект заработал и начал приносить экономическую выгоду.

Первоначально основной целью проекта была транспортировка казахстанской и азербайджанской нефти в обход турецких каналов через порт Южный недалеко от Одессы, в направлении нефтеперерабатывающих заводов Восточной и Центральной Европы через Гданьский порт в Польше. Именно эта часть проекта и получила наименование  Евразийского нефтетранспортного коридора.

Однако заказчик работ, совместное украинско-польское предприятие Сарматия, дало задание подготовить технико-экономическое обоснование проекта. Компания Granherne Limited, выполнившая эту работу, подсчитала, что стоимость реализации полного цикла проекта будет составлять о т двух до восьми миллиардов долларов. Таким образом, проект остался незавершен по причине нехватки денег у украинской стороны. Польша тоже не спешит вкладываться в этот проект.

Все попытки бывшего президента страны Виктора Ющенко сдвинуть этот проект с мертвой точки и придать ему динамики оказались неудачными. Ющенко много говорил о ЕАНТК, причем со стороны это выглядело как попытка уязвить Россию. Он работал с послами тех стран, которые могли бы принять участие в реализации проекта, поручил провести полномасштабную презентацию нефтетранспортного коридора. Но, как считают нынешние провластные аналитики, все эти попытки были саботированы тогдашним правительством страны под премьерством Юлии Тимошенко. Глядя на всю эту возню, зарубежные потенциальные партнеры уклонялись от консультаций на эту тему. Таким образом, подающий надежды совсем недавно проект был окончательно заморожен.

Не лучше ситуация складывалась и на других фронтах. Конфликты между Россией и Украиной, которые имели место во времена президента Ющенко и доставившие много неприятных минут Европе, оказались не на руку экономике страны. Кроме того, что Россия предельно ужесточила ценовую политику по газу для Украины в целях наказать «строптивого» президента, постоянные конфликты стали причиной активизации проектов строительства новых трубопроводов северным соседом.

То, что европейцы, и прежде всего Германия, решились участвовать в проекте Северный поток сразу после того, как им отключили поставку газа накануне Нового года в результате газовой войны между Россией и Украиной, отнюдь не случайность. Вплоть до 2005 года о Северном потоке вообще никто ничего не знал. Проект существовал исключительно на бумаге, и в Европе  к ней относились, как к очередному немотивированному прожекту российских властей. И даже подписанное в сентябре 2005 года соглашение во время визита Путина в Германию восприняли с долей скептицизма, посчитав его уступками германской стороны.

Но, к удивлению многих аналитиков, в декабре 2005 года началось практическое строительство трубопровода. И именно в тот момент, когда российская сторона вполне официально назвала отношения между двумя странами газовой войной, о чем заявил советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов.

Сейчас сомнения в жизнеспособности проекта отошли  в прошлое. Если верить обещаниям Путина, поставки российского газа по трубопроводу Северного потока начнутся осенью 2011 года. Такое заявление прозвучало из его уст два дня назад во время совместной пресс-конференции, посвященной итогам переговоров с премьер-министром Дании Ларсом Лекке Расмуссеном. Дания – потенциальный покупатель российского газа, причем до этого времени она использовала исключительно норвежское голубое топливо. Кстати, старт эксплуатации нового транспортного потока планировался на июль, но специалисты полагают, сто отставание в графике работ на несколько месяцев нисколько не повредит проекту.

При этом всеми признается тот факт, что Северный поток не является альтернативой газопроводам, идущим через территорию Украины. Он имеет совсем другие цели и направление. Новый трубопровод служит для новых целей – соединения Европейского союза и России посредством акватории Балтийского моря от Выборга на территории России до немецкого города Грайфсвальд и дальше в северо-западном направлении.

Таким образом, можно утверждать, что громогласные заявления о строительстве Северного потока в 2005 году носили скорее пропагандистский характер, призванные воздействовать на неуступчивое украинское руководство.

Как бы то ни было, на полную проектную мощность  - 55 миллиардов кубометров в год – проект выйдет не ранее 2014 года. В заявлениях главы государственной компании «Газпром» Алексея Миллера также утверждалось, что начало эксплуатация Северного потока не приведет к сокращениям поставок газа через трубопроводы Беларуси и Украины. Ну, или пока не приведет, имея в виду некоторую лояльность России к нынешнему руководству страны.

Однако новый трубопровод э – это не только деньги, это еще и проверка репутации России на прочность. Успех Северного потока вполне может способствовать активизации работ в отношении Южного потока, где пока перспективы не такие радужные. А ведь Южный поток уж точно будет конкурировать с украинскими трубами. Причем, учитывая нынешнее состояние труб на территории Украины, при соответствующей пиар-компании со стороны России, в чем они хорошо поднаторели, Евросоюз заставит нас закрыть их на ремонт, что потребует больших временных затрат. Это может быть большим ударом по украинской экономике.

Не секрет, что на долю транспортировки  нефти, газа и прочих нефтепродуктов по магистральным нефте- и газопроводам через территорию Украины приходится от 70 до 80 процентов дохода от всего транзита в страны Европы. Поэтому газ и является стратегическим товаром для Украины.

Остальной транзит приносит совсем небольшие доходы. Например, автомобили стараются перевозить через транспортные магистрали Беларуси и стран и Прибалтики по причине плохого качества украинских дорог. Морские порты тоже не стали Меккой украинского транзита, поскольку также находятся в плохом состоянии и работают на пределе своих мощностей. Поэтому 95% транзита – это железнодорожные перевозки.

И снова здесь у нас прямая зависимость от России – 70% всего железнодорожного транзита – это российские грузы, в основном промышленного назначения. Белорусские и казахстанские грузы используют российские вагоны. Через Украину в западном направлении  везут железную руду – 36% доли железнодорожного транзита, каменный уголь – 16%, нефтепродукты – 10%.

По оценкам экспертов, которое уже неоднократно освещалось в отечественных СМИ, технологические мощности украинской транспортной инфраструктуры позволяют перевозить всеми видами транспорта – железнодорожным, автомобильным, с помощью внутреннего водного транспорта – свыше 60-70 миллионов тонн груза, по трубопроводам этот показатель составляет 200 миллионов тонн. Таким образом, весь имеющийся в наличии транспортный потенциал страны загружен на 70%, а транспортные системы общего пользования (без трубопроводов) и того меньше, на 50%.

Аудит счетной палаты, проведенный в конце 2010 года, дал заключение, в котором говорится, что ставки единого сбора в отечественных пунктах пропуска не менялись ни разу с момента их введения и являются самыми низкими в странах Восточной Европы и СНГ. Причем дифференциации этих тарифов в зависимости от уровня опасности и токсичности перевозимого груза, как это делается во всех остальных странах, не существует. Именно поэтому удельная составляющая такого рода грузов, перевозимых по нашей территории, доходит до одной трети от общего их числа.

Но даже такая ценовая политика и либеральность не очень привлекают в страну транзитеров. Они предпочитают переплачивать, но не иметь удовольствие простаивать неделями в ожидании досмотра контейнеров на наших таможенных пунктах, или ждать неопределенное время на получение дефицитных вагонов. Как говорится, время – это деньги. А ситуация с технологией обработки транзитных грузов у нас такова, что попытки сэкономить в итоге приведут к еще большим расходам и потерям.

По итогам всего вышесказанного можно заключить, что, несмотря на наличие низких тарифов, а также проектов развития паневропейских  транспортных коридоров, заработать на своем выгодном географическом положении  Украине никак не удается. И вряд ли удастся в ближайшем будущем. Ведь хорошая репутация создается годами, а разрушить ее можно за один день. Не случайно рейтинг логистической эффективности Всемирного банка  отводит Украине скромное 102-е место среди 155 стран, и это в стране, где самые протяженные дороги в Европе.

В этом контексте желание властей возродить проект Евразийского нефтетранспортного коридора выглядит логично. Углеводороды ходят по нашим трубам исправно и не зависят от таможенных препятствий. И если мы пока не можем заработать на транспортных коридорах, имеет смысл заняться сферой магистральных трубопроводов.

Пока говорить о перспективах ЕАНТК достаточно сложно. Возобновление переговоров с Польшей ожидается не простым. Да отношения между двумя странами несколько охладились, так что денег от польской стороны Украине не видать. Необходимо возобновить контакты с возможными потенциальными партнерами, в особенности с западными банками.

Много аспектов успешности проекта зависит от Азербайджана, как основного поставщика нефти. Недавно завершившаяся V Международная Каспийская нефтегазовая торгово-транспортная конференция показала, что Европейский союз высоко оценивает Баку как надежного партнера для реализации новых транспортных проектов. И станет ли трубопровод Одесса – Броды одним из таких проектов, мы сможем узнать уже довольно скоро.

По материалам ruska-pravda.com