Ничто не вечно под трубой

11.06.2011 19:38
Ничто не вечно под трубой
Иллюстрация:
finance.nur.kz

Топливный кризис и связанные с ним очереди на российских автозаправочных станциях вынудили руководство страны в очередной раз сделать ставку на продажу сырой нефти, а не нефтепродуктов. Не успел рынок и потребители углеводородов среагировать на этот поворот, как нефть резко упала в цене. Впрочем, это не такое уж редкое событие – колебания стоимости нефти вызывают, как правило, краткосрочные потери для экономики России, хотя нужно признать, что подчас довольно ощутимые. А вот нынешнее состояние отечественных нефтепроводов и  геологоразведки в смысле возможных долгосрочных последствий – это совсем другой вопрос. Компания «Транснефть» не делает секрета из информации о том, что более 50% всех ее трубопроводов старше 30 лет. А на некоторых участках их возраст приближается, а то и перешагнул 50-летнюю отметку. К примеру, нефтепровод «Дружба». Специалисты из числа проектировщиков и строители нефтепроводов бьют во все колокола: «латание дыр» нефтемагистралей, так же как и на автобанах, проблему не решает, а только загоняет во все более глухой угол.

Средства массовой информации в ноябре 2010 года распространили сенсационную новость: Российская Федерация отказывается от использования нефтепровода «Дружба». Руководство «Транснефти» тут же выступило с официальным опровержением, но специалисты по этому поводу особого энтузиазма не выказали.

Петр Бородавкин, профессор, один из создателей отечественных нефтепроводов, автор работы, посвященной проектированию магистральных газопроводов в сложных условиях, убежден, что «Дружба» должна уйти на заслуженный отдых. До тех пор, пока она не будет полностью заменена, проблемы у корпорации «Транснефть» и у руководства страны будут перманентными. Если сопоставить ее возраст с человеческими мерками, то ей можно смело давать лет сто. По этой причине аварии на «Дружбе» происходят чуть ли не ежедневно.

На это «Транснефть» отвечает, что в ее системе труб все нормально, количество аварий уменьшилось, а сами трубы ремонтируют строго по плану. Например, в текущем году компания собирается заменить 976 километров трубопроводов. Но ведь на самом деле в ветхом состоянии находится половина труб. По утверждению многих экспертов отрасли, ремонтом здесь не обойдешься – он в состоянии только отсрочить неизбежное. Трубопроводы возрастом более 30 лет ненадежны априори. В худшем случае их нужно полностью менять, хотя предпочтительнее, конечно, строить новые. Иначе ежедневные мелкие и более серьезные аварии станут нормой: трубы, хотя и выглядят железными, все же подвержены постоянному воздействию различных природных сил и сред как снаружи, так и изнутри, а сам металл имеет свойство ржаветь и стареть. Другими словами, у любого произведенного руками человека предмета есть свой срок годности, и трубопроводы не являются здесь исключением.

В «Транснефти» пытаются доказать обратное, мол, труба трубе рознь. Михаил Барков, вице-президент корпорации, утверждает, что если трубу сделать качественно, она будет служить очень долго. И ставит в пример трубопровод, который построил Нобель еще в 1908 году, а демонтированный совсем недавно. О том, что этот нефтепровод и вправду старейший, никто и не спорит. Труба протяженностью 1100 километров, протянувшаяся из Баку до Батуми, спроектированная Шуховым, является действительно уникальным объектом: на фланцах она соединялась с помощью болтов, вручную. Сегодня такое решение неприемлемо ни по временным затратам, ни по деньгам. Тот трубопровод строили три года, сегодня же такой же объем работ делают в три раза быстрее. К тому же диаметр шуховской трубы был всего 219 миллиметров, в то время как сегодня кладут трубы 1400 миллиметров. Честно говоря, качать нефть по ней тоже перестали давно, а вот растащили на металлолом совсем недавно. Короче говоря, в качестве примера долгожителя она не подходит: сегодня совсем другие размеры, технологии, качество и размах строительства.

Другой дело, если в результате постепенной, но последовательной замены труб приводит к модернизации трубопровода. Но даже и этого не делается. По утверждению того же Бородавкина, полной замены участка от одной насосной станции до другой никто не делает. Все ограничивается врезками, которые специалисты называют катушками. Такой ремонт всего лишь продлевает агонию, а трубопровод остается в весьма плачевном состоянии. К тому же сами катушки с течением времени представляют собой новый источник аварий, поскольку сварка происходит в полевых условиях и говорить о ее качестве не приходится. Причем, по словам эксперта, даже такой точечный ремонт возможен не всегда: некоторые участки труб проходят в труднодоступных местах, например, в болотах или по дну рек.

Тот факт, что «Транснефть» приняла решение закопать «Дружбу» в землю, решает только проблему несанкционированный врезок в трубу, но изнашиваться она от этого не перестала, и даже более быстрыми темпами. Да и обнаружить течь теперь стало сложней, не говоря уже о ремонте. Бородавкин убежден, что если ограничиться латанием новых трещин и разрывов, то масштабной катастрофы осталось ждать совсем недолго. После чего прокачка нефти по «Дружбе» станет невозможной.

Исправить ситуацию можно, или постепенно заменяя участки от одной насосной станции до другой (а это в среднем 100-120 километров), или проложив новую трубу  приблизительно по тому же маршруту. А самое интересное состоит в том, что нефтепровод «Дружба», даже в нынешнем его состоянии, стремятся использовать для получения сиюминутной выгоды все, а вот вкладывать средства в строительство новой  желающих не находится.

Между Россией и странами-транзитерами тоже не наблюдается особого консенсуса. Политические проблемы то с Белоруссией, то с Украиной стали уже привычными. На данный момент, например, Россия обеспокоена тем что участок нефтепровода Одесса - Броды используется для перекачки нефти по аверсу. А ведь это чистейшая политика: Украина вынуждена была пустить нефть вспять из-за проблем с российской стороны (перебои с поставкой нефти в Белоруссию и Литву). Немного позже Украине понадобилась нефть для обеспечения полной загрузки собственных нефтеперерабатывающих заводов. С Москвой договориться опять не удалось, и пришлось покупать черное золото в Венесуэле и Азербайджане.

Таким образом, осуществление строительства новой «Дружбы» невозможно, в том числе и по политическим мотивам. Российские власти, казалось бы, нашли выход – строительство новой системы БИС-2. На самом деле эта труба не в состоянии полностью заменить «Дружбу». Во-первых, масштабы прокачки намного уступают, во-вторых, в Восточной Европе вся инфраструктура построена таким образом, что ориентирована на прием нефти именно из нефтепровода «Дружба».

На это могут последовать возражения типа того, что «Дружба» не является единственным нефтепроводным российским проектом. Например, новый мегапроект нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). Но и здесь у специалистов есть большие сомнения относительно надежности и безаварийности. Как утверждает Бородавкин, по решению Путина, в районе Байкала маршрут трубы был изменен – его пустили в обход озера, в спешке, не проработав новой трассы должным образом, в результате чего труба проходит по неподходящим местам – по склонам, иногда прямо по камням.

По правилам строительство любого трубопровода должно начинаться с исследований на местности – определения характеристик и свойств грунтов, по которым будет проложена труба. В данном случае в районе Байкала этот этап был проигнорирован. Маршрут часто проходит по горам, где грунты подвержены таким опасным явлениям, как оползни. И удержать их на крутых склонах не представляется возможным. Таким образом, рано или поздно отдельные участки трубопровода окажутся расположенными прямо на обнаженных каменных породах. А это – вмятины, которые затем нужно вырезать и ставить катушки. По утверждению Бородавкина, он лично убедился в том, что на ВСТО катушки уже присутствуют в немалом количестве.

Другая проблема состоит в том, что аварийные участки в большинстве случаев выявляются уже после того, как поломка произошла. Недавно состоялась международная конференция, на которой ответственные лица заявили, что дорогостоящие снимки трубопроводов из космоса не в состоянии должным образом обнаруживать трещины. Тем не менее, ставка сделана именно на космос, а не аэрофотосъемку с небольшой высоты, которая дает возможность выявлять самые маленькие огрехи в системе трубопроводов. Создается впечатление, что государственная корпорация заинтересована в выборе более дорогой технологии.

Другими словами, ни старые, ни новые трубопроводы для перекачки нефти не являются безаварийными. Но и это еще не все проблемы. Оказывается, в скором времени могут возникнуть проблемы, что же пускать по этим трубам…

Доктор геолого-минералогических наук, профессор Виктор Гаврилов, заведующий кафедрой Университета газа и нефти им. Губкина, сокрушается, что государство полностью устранилось от исследования и геологоразведки  земных недр.

Как результат, исследования проводятся силами самих нефтедобывающих корпораций на локальных, принадлежащих им по условиям лицензирования, участках. Это так называемая лоскутная геология. При этом полученные в результате геологоразведки сведения содержатся в строжайшей тайне, доступ к которой для других участников рынка закрыт. И сегодня практически у всех имеются большие проблемы с восстановлением ресурсов.

Например, если взять тот же нефтепровод «Дружба», то он строился в расчете на нефть Башкирии и Татарстана (Волго-Уральская нефтегазовая провинция). На данный момент ресурсы по нефти в этом регионе выработаны на 70-80%. Гаврилов утверждает, что в течение последних нескольких лет добыча нефти в Татарстане остановилась на уровне 30 миллионов тонн в год, а в Башкирии – 10-11 миллионов тонн в год. Если ныне существующие темпы экспорта сохранятся, то имеющихся запасов хватит лет на 15-20. Это понимали еще в советские времена, почему и был запущен проект «Дружба-2» с поставками нефти из Сургута. Таким образом, в Европу начался экспорт нефти из Западной Сибири.

Отсюда же будет брать нефть и нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан», несмотря на неоднократные попытки руководства «Транснефти» убедить общественность в том, что нефтепровод будет работать на месторождениях Восточной Сибири (Южно-Талаканское, Северо-Талаканское, Севастьянское, Алинское, Чонское). Но на данный момент все эти месторождения недоразведаны и полностью не подготовлены к разработке. И основная причина этого – труднодоступность этих участков: сложные геологические условия, отсутствие инфраструктуры и т.д.  Поэтому геологоразведка в таких условиях не только сложна, но еще и непомерно дорога. Мелким и средним частным компаниям это оказалось не по карману. Государство попыталось что-то сделать: были выделены из бюджета средства в размере 26 миллиардов рублей на разведку, в результате чего был получен прирост по извлекаемым запасам нефти и газу данного региона. Но аналитики отрасли говорят, что этого недостаточно: необходимо вливание на уровне 200 миллиардов рублей для того, чтобы восполнить объемы, необходимые для полноценной загрузки трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан».

А пока единственный выход – переброска нефти из Западной Сибири, где сосредоточено 54% общих разведанных запасов российской нефти. И прежде всего это касается Ванкорского месторождения, которое было открыто еще в советские времена (географически оно расположено на стыке Западной и Восточной Сибири, а его запасы оцениваются в 500 миллионов тонн).

Однако Волго-Уральская провинция и Западная Сибирь – это относительно старые регионы по нефтедобыче. По газу степень выработанности месторождений составляет 50-60%, а по нефти и того больше – 70%. По официальным данным, подтвержденным мнением специалистов, 150 основных месторождений нефти Западной Сибири практически исчерпаны – в них наблюдается устойчивое падение добычи (Мамонтовское, Самотлор, Федоровское и др.). По газу картина в принципе ничем не отличается: огромные месторождения Надыма, Уренгоя, Заполярного уже на 80 процентов исчерпали свой ресурс. Поэтому прогнозы по дефициту нефти ожидаются уже совсем скоро – через 25-30 лет.

При этом сказать, что нефть не ищут, было бы неправдой: затраты на проведение геологоразведочных работ увеличились с 70.4 миллиарда рублей в 2005 году до 176.4 миллиардов рублей в 2008 году. Соответственно, увеличился и объем проведенных буровых работ. Но основная проблема заключается в том факте, что выявленных приростов недостаточно для обеспечения поставок по уже подписанным контрактам, поэтому об увеличении объема экспорта речь сегодня вообще не стоит. Прирост запасов нефти позволяет кое-как компенсировать падение добычи, но об ее увеличении не может быть и речи. Если говорить более общо, то мы сегодня используем то, что было подготовлено еще в советское время. А для поддержания экспорта в количественном выражении на нынешнем уровне, необходимо находить в 1.5-2 раза больше месторождений, чем это делается сейчас.

Сегодняшняя ставка на шельфовые месторождения не в состоянии кардинально решить существующую проблему. Если верить планам правительства, к 2050 году там будут добывать приблизительно 50 миллионов тонн нефти. Но возникает вопрос: где и как? Если взять Каспий, то здесь вряд ли возможно добывать больше 6-8 миллионов тонн (месторождения имени Корчагина и Филановского). На Сахалине из семи проектов в настоящий момент дело двигается только по двум, а по  остальным активности не замечено. Хотя запасы этих двух месторождений впечатляют: «Сахалин-1» - 265 миллионов тонн, «Сахалин-2» - 180 миллионов тонн. По прогнозам экспертов, к 2030 году добыча будет составлять 10-15 миллионов тонн в год.

Основное месторождение шельфа на Печорском море – Приразломное, было открыто еще в 1989 году с разведанными запасами 80 миллионов тонн, но его разработка так и не было начата.  Остальные запасы в этом регионе по своим объемам невелики. Если говорить о шельфе восточносибирских морей, то здесь все специалисты откровенно осторожны в своих оценках – больно сложно и дорого добывать здесь углеводороды.

А если говорить об официальной статистике, согласно которой в последние удалось достичь заметного прироста нефтедобычи – то это очередное замыливание в советском стиле. Обнародованный прирост получен не за счет разработки новых месторождений, а исключительно с помощью хитрых манипуляций цифрами на старых. В то же время чиновники советских времен предпочитали приуменьшать официальные показатели запасов. Этим пользуются нынешние владельцы месторождений и стараются выжать из имеющегося все до самой последней капли.

В возникшей ситуации переброска нефти с одного стратегического направления на другое не выглядит неожиданным ходом. Лишь бы трубы выдержали…

Досье нефтепровода «Дружба»

18 декабря 1959 года было подписано соглашение о строительстве нефтепровода «Дружба». Среди участников подписания документа – страны социалистического блока СССР, ГДР, Чехословакия, Венгрия, Польша. Процесс возведения нефтепровода стартовал 10 декабря 1960 года и продолжался до 15 октября 1964 года. Начальная станция перекачки располагалась в Альтемьевске на территории Татарстана, ее маршрут пролегал по территории девяти российских областей через Самару, Брянск и до Мозыря. Дальше нефтепровод разделялся на два участка: северный (через Белоруссию в Польшу, ГДР, Литву и Латвию) и южный (через Украину в Венгрию и Чехословакию). По маршруту своего следования нефтепровод пересекает такие водные артерии, как Волга, Ока, Днепр, Днестр, Дунай и Висла. Из-за постоянно возрастающей потребности европейских стран в источниках энергии в 1969-1974 годах была построена вторая очередь нефтепровода, «Дружба-2»,  благодаря которой экспорт нефти из СССР был фактически удвоен. В июле 2006 на участке нефтепровода в районе Брянска произошла авария, в результате которой прокачка черного золота в Прибалтику была прекращена полностью. На сегодня «Дружба» представляет собой самую крупную магистраль нефтепроводов в мире: общая ее протяженность составляет 8.9 тысяч километров (из которых 3.9 тысяч километров проходят по территории Российской Федерации). В ее составе – 45 основных насосных станции и 38 промежуточных. Мощность нефтепровода в данный момент – 66.5 миллионов тонн нефти в год. На территории Росси эксплуатацией «Дружбы» занимается корпорация «Транснефть». В работах, связанных с проведением технического обслуживания нефтепровода, занято 4 тысячи человек.

Справка

Доктор технических наук, профессор Петр Петрович Бородавкин, заведующий кафедрой автоматизации проектирования объектов газовой и нефтяной промышленности Российского государственного университета газа и нефти имени И. М. Губкина. Принимал непосредственное участие в строительстве рада нефте- и газопроводов. Первый отечественный доктор  технических наук по специальности «Сооружение нефтегазопроводов, нефтебаз и газохранилищ». За участие в строительстве газопровода Уренгой – Помары – Ужгород был награжден Государственной премией СССР в 1980 году. Удостоен почетного звания Заслуженный деятель науки Российской Федерации в 2002 году. Является Почетным работником газовой промышленности. Основной уклон в научных исследованиях – строительство и проектирование нефте-  и газопроводов в сложных условиях.

Доктор геолого-минералогических наук Виктор Петрович Гаврилов, заведующий кафедрой Российского государственного университета газа и нефти им. Губкина, заслуженный деятель науки России. Председатель Московского правления НТО газовиков и нефтяников им. И. М. Губкина с 1997 года, активный член секции «Развитие отечественной сырьевой базы, обустройство и разработка месторождений» научно-технической службы ОАО «Газпром». Докторская диссертация касается темы «Исследования связей нефтегазоносных структур в отношении региональных разломов эпипалеозойских плит Советского Союза». Автор около 350 научных работ, в числе которых монографии, учебные пособия и учебники по геологии и нефтегазоносных структур различных регионов планеты.

По материалам kommersant.ru