Китайская энергетическая экспансия и ЕС: интересы совпадают?

27.08.2011 18:22
Китайская энергетическая экспансия и ЕС: интересы совпадают?
Иллюстрация:
gpolitika.com

На шахматной доске под названием «планета Земля», где в последнее время разыгрываются жаркие сражения за обладание энергетическими природными ресурсами, нынешним летом Китай потерпел несколько неудач тактического характера — в Ливии и Судане. Сейчас пока еще рано назвать обидчика Пекина, который должен получить самую большую выгоду от событий, происходящих на африканском континенте. Однако закрадываются подозрения, что без хитроумной многоходовой комбинации, придуманной ведущими западными державами, являющимися прямыми конкурентами азиатских «тигров» и «драконов» за право доступа к обладанию стратегическим сырьем, здесь никак не обошлось.

Давно провоцируемый и ожидаемый раскол Судана на два независимых государства вполне мог быть задуман и как метод наказания происламского президента Судана Омара Хааса аль-Башира, и как средство вывода главных сырьевых активов страны с целью их дальнейшей постепенной приватизации. Оказывается, что на территории Южного Судана, превратившегося 9 июля в новый субъект международного права в качестве суверенного государства, во-первых, сосредоточено 75 процентов всех разведанных запасов нефти этой страны. А во-вторых, своими силами развивать и наращивать добычу нефти в Судане (извините, Южном Судане) здесь не могут.

В Пекине вряд ли такого развития событий не предвидели. Там хорошо понимали, что дружеские отношения с аль-Баширом могут сослужить в ближайшем будущем плохую службу. Тем временем в 2009 году член Постоянного комитета Политбюро Центрального Комитета Коммунистической Партии Китая, секретарь Политико-юридической комиссии Центрального Комитета Компартии КНР Чжоу Юнкан побывал с визитом в Хартуме. Во время поездки он посетил нефтеперегонные заводы Судана, построенные на деньги Китайской Народной Республики, и назвал себя там «старым другом президента Судана», который годом ранее, в 2008 году, был осужден уголовным трибуналом за преступления против человечности и военные преступления. Спустя несколько месяцев после визита Чжоу Международный уголовный трибунал выдал повторный ордер на арест аль-Башира на основании выдвинутых против него ещё трех обвинений в совершении геноцида на территории Судана.

Кстати, важная деталь: было время, когда Чжоу Юнкан возглавлял Китайскую национальную корпорацию нефти, которая инвестировала в Судан миллиарды долларов. Однако реалии современной политики таковы, что там, где на кону стоит мощный энергетический «допинг», в том числе и для динамичной экономики Китая, нет места сантиментам, подобным тем, которые проявляет официальный Пекин. Однако на самом деле Китай и не испытывал никакой романтической привязанности к аль-Баширу. Как только на политической карте мира замаячили контуры нового государства, китайские дипломаты тут же прилетели в Джубу, ставшую новым административным центром Южного Судана, а затем пообещали выделить средства на постройку госпиталя в одном из городков на юге страны и тем показать свою лояльность.

Однако давно известно, что игра на двух шахматных досках — занятие рискованное. Особенно в том случае, когда ты оказываешься в роли клиента сразу двух поставщиков, которые находятся друг к другу в не самых дружеских отношениях. Пекин вложил крупные средства в строительство стратегического трубопровода, протянувшегося с юга, где находится большинство месторождений нефти, на север, где нефть на побережье закачивается в танкерные трюмы и следует прямым курсом в Поднебесную. Китай является сегодня крупнейшим акционером двух основных консорциумов, ведущих добычу нефти на территории Судана, а также значимый инвестор в построение железнодорожной инфраструктуры на территории страны, один из главных поставщиков вооружений. Теперь, когда вместо одного Судана необходимо иметь дело уже с двумя, Китай может непреднамеренно оказаться заложником своего собственного, хотя и вынужденного, двурушничества.

Дуглас Джонсон, британский аналитик по Судану, говорит о том, что имеются явные признаки того, что аль-Башир намерен шантажировать китайскую сторону, которая на данный момент импортируют 60% всей нефти, добываемой в Судане. Однако аль-Башир может попасть впросак, полагая, что в состоянии без последствий «дергать за хвост тигра». В депеше, направленной дипломатами в госдепартамент Соединенных Штатов еще в 2008 году, вывешенной на известном сайте Викиликс, имеются такие слова прокурора Международного уголовного трибунала Луиса Морено-Окампо: КНР «безразлично, что будет с аль-Баширом, и он не будет особо возражать против его ареста, только если при этом не пострадают доходы». Из этого следует безапелляционный вывод прокурора: «Китаю нужна, прежде всего, нефть, на аль-Башира ему наплевать».

Тем не менее, в ближайшей перспективе западные «сторонники» Южного Судана имеют возможность если не полностью перекрыть кран, то уж прикрутить вентиль - точно, тем самым не позволив Китаю использовать африканскую нефть в прежних объемах.

Учитывая возникший африканский цугцванг, официальный Пекин заранее начал делать ставку на обе противоборствующие стороны в продолжающемся ливийском конфликте. В качестве первого шага была проведена эвакуация 30000 китайских рабочих, которые занимались обустройством Джамахирии. Затем Министр иностранных дел Китайской Народной Республики Ян Цзечи 22 июня приветствовал в Пекине Махмуда Джибрила, одного из лидеров оппозиции, назвав при этом Переходный национальный совет полноценным и «важным участником диалога», сказав с азиатской дипломатичностью, что тот становится «представительнее с каждым днем».

Подобные маневры Пекина были предсказуемы: Ливия и Судан относятся к странам, входящим в первую десятку импортеров нефти для КНР. Поэтому ставки действительно очень высоки. Необходимость как-то защищать экономические интересы страны заставляет нынешнее коммунистическое руководство, во-первых, постепенно отказываться от внешнеполитического курса «невмешательства» в дела других стран, а во-вторых, так же постепенно отходить от практики не иметь дело с откровенно оппозиционными движениями, а только с действующей властью (даже в том случае, если она обладает ограниченной легитимностью).

Вместе с этим Китай всеми силами старается в максимальной степени диверсифицировать источники импорта любых энергоносителей. Опираясь на накопления золотовалютных резервов в громадных масштабах, вполне можно рассылать коммивояжеров по все возможным направлениям. Например, сегодня в фокусе китайского внимания находится Бразилия как новая энергетическая держава, превращающаяся из импортёра в экспортёра нефти. Китайский Банк Развития в 2009 году выделил для бразильского мейджора «Петробрас» 10 миллиардов долларов в качестве кредита под гарантии поставок 200000 баррелей нефти в день на период в 10 лет, причем наперед. Этот же бразильский гигант подписал в апреле текущего года с корпорацией «Синопек» из Китая соглашение о разработке совместно с китайскими партнерами двух блоков морских месторождений нефти на северном побережье Бразилии.

В качестве другого потенциального партнера выбрана Венесуэла, которая постоянно испытывает на себе давление со стороны основного импортера её нефти — США. На сегодня поставки нефти из Венесуэлы в Китай не превышают 120000 баррелей в день, однако мало кто сомневается, что это не окончательная цифра. Пекин уже выделил Каракасу 28 миллиардов долларов как аванса за будущие нефтяные поставки. Если Вашингтон по той или иной причине откажется от нефти Уго Чавеса, то, без сомнений, свято место очень быстро заполнит Китай.

Расширение ресурсной базы за счет налаживания партнерских отношений с зарубежными компаниями стало в последнее время заметной тенденцией, поэтому Китай не мог оставаться здесь сторонним наблюдателем. Поэтому нельзя назвать случайным, что на это обращают особое внимание европейские эксперты, например, Мэтью Халберт, который открыто призывает Европейский союз переключиться в своей «безуспешной политике энергетической безопасности» на вторую в мире по размерам ВВП страну. «Китайская поддержка в области апстрим (разработка углеводородов) в Европе может оказаться решающим фактором в деле восстановления утраченных позиций Европы в мировой энергетике», — утверждает Халберт на страницах издания «Юропиен энерджи ревю».

Автор не скрывает, где именно он хотел бы видеть Китай и Европу в одной команде — это, главным образом, Средняя Азия. Учитывая, что Пекину удалось обойти в последнее время Москву, и наладить взаимовыгодные энергетические связи, подкреплённые действующими контрактами, с Узбекистаном, Казахстаном и, что особенно важно, с Туркменией, этим преимуществом стыдно было бы не воспользоваться. Тем паче, что США планируют любыми средствами достигнуть диверсификации своей энергетической самообеспеченности, что позволит снизить их заинтересованность в защите, вооруженной в том числе, интересов западных нефтедобывающих компаний, работающих за рубежом.

В заключение своего обзора Халберт формулирует, по существу, наказ Европейскому союзу: «Энергетическая безопасность в нынешних реалиях не достигается с помощью простого военного превосходства - отправкой сухопутного воинского контингента или высадкой морского десанта. Подобная практика сегодня доживает последние дни. Для Европейского союза энергетическая безопасность зависит, прежде всего, от умения применять влияние КНР в Средней Азии непосредственно против России и создавать одновременно рынок, где тон будут задавать покупатели, а не продавцы…»

Суть идеи заключается в том, чтобы Евросоюзу объединить свои усилия с Китаем в рамках новой Организации стран импортёров нефти, которая будет в состоянии определять мировые цены на энергоносители. Или, во всяком случае, оказывать на этот процесс значительное влияние. Даже если для достижения этой цели необходимо будет «принять правила игры Пекина», считает Халберт, ведь игра действительно стоит свеч.

В этой связи весьма показательно, что подобные мысли излагает и бывший заместитель премьера Государственного совета Китайской Народной Республики, заместитель председателя совета Боаоского азиатского форума Цзэн Пэйянь.

Он предлагает с целью предотвращения нового экономического кризиса в глобальном масштабе, спровоцированного колебанием мировых цен на энергетические ресурсы, создать механизм, способствующий устойчивости мирового рынка этих ресурсов в рамках «Группы 20».

Основной аргумент Цзэна можно легко понять: отношения между основными потребителями энергетических ресурсов и их обладателями — это отношения «общего выигрыша» и взаимозависимости. Однако если цены неумолимо ползут, а ещё хуже — стремительно взлетают вверх, то при этом значительно замедляются темпы экономического роста, при этом в наихудшем положении оказываются «развивающиеся рынки», под которыми, очевидно, автор подразумевает Китай.

Следовательно, экспансия быстро развивающегося в экономическом отношении Китая на мировых рынках сырья становится, во-первых, предпосылкой возникновения возможных конфликтов с другими потребителями, а во-вторых — основой для образования весьма неожиданных альянсов. Тезисы авторской статьи Халберта, которая сводится к мысли, а не сделать ли ЕС ставку на Пекин вместо Вашингтона, при чтении обзорной статьи наводит на мысль: а не является ли эта публикация плодом гранта, выделенного Китаем с долгосрочной перспективой?

По материалам fondsk.ru





Сюжеты по теме

В издании Scientific Reports опубликована интересная статья британских и американских ученых, которые предрекают энергетическую мировую катастрофу к 2050 году.
03.02.2017 00:07