Вооруженный взгляд на тюменские недра

30.09.2011 10:34
Вооруженный взгляд на тюменские недра
Иллюстрация:
www.angi.ru

Роль инноваций и науки в развитии ТЭК стала основным направлением II инновационного международного форума «НЕФТЬГАЗТЭК-2011». Представители власти, науки, власти, профильных вузов, зарубежных и отечественных компаний нефтегазового сектора собрались в Тюмени, чтобы обсудить и сообща наметить перспективы развития отрасли в регионе.

Что имеем?

Следует откровенно сказать, перспективы неоднозначны - это вынуждены признать даже те эксперты, которые настроены слишком оптимистично и которые полагают, что западносибирских недрах скрываются огромные запасы углеводородов, которые еще предстоит открыть. По словам Анатолия Брехунцова, гендиректора Сибирского НАЦ, разрез осадочного чехла на сегодня хорошо изучен только «по пояс» - то есть до 2.5 километров вглубь земли. При этом хорошо известно, что залежи нефти могут находиться гораздо ниже пяти километров. В недостаточной степени изучены отложения баженовской свиты, нижнего мела, практически совсем неизученной остается центральная Арктика целиком. Ученые двух отечественных отраслевых институтов - ВНИИГАЗ и СибНАЦ - создали совместными усилиями единую геологическую модель «суша-море», которая дает возможность выполнить оценку ресурсов южной акватории Карского моря и прибрежных районов. Их расчеты показывают, что недра хранят здесь около пятидесяти триллионов кубометров газа. Например, на Гыданском полуострове залегает до 25-27 миллиардов тонн нефти и около 20 триллионов кубометров газа.Динамика инвестиций в ГРР на УВ в Тюменской области, млн. руб.

Потенциал действительно огромный, но есть проблема: как его взять? Этот вопрос можно задать не только для арктической зоны, где освоение и исследование ресурсов сильно затратны, и по этой причине отнесены нефтедобытчиками к отдаленной перспективе. Неясности имеются и в тех нефтегазоносных территориях, где углеводородное сырье добывают уже не первый год. Сергей Бастриков, гендиректор Сибирского НИИ нефтяной промышленности, напомнил участникам мероприятия, что Ханты-Мансийский автономный округ, центр большой нефти, 3 года назад миновал точку максимального объема добычи - около 280 миллионов тонн. В 2010 году зафиксировано снижение данного показателя на 12 миллионов тонн. В течение последних пяти лет дебит новых скважин упал на 37 процентов. Из наиболее высокопродуктивных скважин уже выкачано 88% нефти. И хотя остаточные запасы еще велики, резервом вполне можно считать также трудноизвлекаемые залежи углеводородов. Однако, утверждает Бастриков, современная наука на данный момент ничем не может помочь в плане их добычи. Традиционные технологии добычи, разведки, повышения нефтеотдачи практически исчерпали свои возможности.

Причем указанная проблема гораздо масштабнее, чем кажется на первый взгляд: около половины открытых месторождений сегодня не вовлечена в разработку, по причине того, что большая их часть относиться к трудноизвлекаемым запасам, которые причисляют к среднеюрским и юрским отложениям. И если в Югре, например, еще как-то можно разрабатывать подобные участки, то в уватской нефтяной провинции дела обстоят гораздо хуже. Почти весь центральный Уват – небольших размеров извилистые месторождения, причем основной нефтеносный горизонт в этом регионе отнесен к среднеюрскому пласту. Около 70% всех запасов относятся к категории трудноизвлекаемых. В разработку они вовлечены только на отдельных единичных месторождениях - там, где имеется самая высокая продуктивность. Александр Тимчук, замдиректора нефтяного научного центра Тюмени, признается: сегодня не существует драйвера, который имел бы возможность продвигать вперед экономику месторождений с нулевой и низкой эффективностью. Бурить в этом регионе большую систему скважин – экономически непозволительная роскошь, поскольку очень высок риск получить большое количество «пустышек». Без максимально полного знания геологии данной территории никак не обойтись. Нужна также технология получения подробных и достоверных сведений о местоположении запасов углеводородов и их состоянии, адресного применения.

Бурение интеллектом

Максимально точно знать местоположение и качество нефтегазовых запасов, иметь в распоряжении достаточно эргономичную технологию их добычи и в результате иметь достойный экономический результат – вот актуальные потребности отечественной нефтегазовой отрасли. Из данной необходимости родилась новая идея: объединить усилия науки (академической, вузовской, корпоративной и отраслевой), государственной власти и бизнеса, дабы положить начало, сформировать с нуля новую базу, на основе которой будут создаваться новые технологии и знания. Идея постепенно переросла в инвестиционный проект под названием «Полигон инновационной компьютерной модели юга Тюменской области относительно к нефтегазовым системам на основе разработки современной отечественной технологии бассейнового моделирования и использования при моделировании суперкомпьютерных технологий».

Как объяснил Вячеслав Крюков, начальник научно-исследовательского отдела федерального ядерного центра, данный проект разрабатывается в рамках комиссии при президенте РФ по технологическому развитию и модернизации отечественной экономики. Данный проект будет реализован на условиях софинансирования: 50% средств будет выделена из федерального бюджета, остальная половина будет осуществлена за счет частного инвестора (предположительно, это будет ТНК-ВР). Общий объем инвестиций составит по приблизительным оценкам 1.2 миллиарда рублей. Заказчиками работ по данному проекту будут правительство Тюменской области, региональное управление Роснедра и ТНК-ВР. Исполнителями - Западно-Сибирский НИИ геофизики и геологии, Российский ядерный центр и компания ТНК-ВР. Сроки исполнения: январь 2012 г. - декабрь 2014 г.

Основополагающей целью проекта будет создание современного отечественного ПО для исследования условий формирования месторождений углеводородов, а также максимально возможная оценка ресурсного потенциала южной части Тюменской области на основе полученной информации и проведения расчетов на суперпроизводительных компьютерах. В качестве практических целей называются такие задачи, как многократное повышение точности определения географического местоположения бассейнов углеводородов, более точная оценка потенциальных запасов и динамический прогноз.

Однако нерешенных вопросов относительно проекту имеется очень много. Например, непонятно, кто же станет правообладателем созданной интеллектуальной собственности, - ожидается, что это будет очень дорогой актив. И что ожидает полигон после выполнения всех стоящих перед ним задач? Кроме того, на данный момент не завершены переговоры между соинвесторами, ожидается также проведение массы различных согласований. Тюменская область готовится корректировать действующие в данный момент в регионе нормативные акты – эта мера потребуется обязательно. И все же, несмотря на многие имеющиеся проблемы, можно с уверенностью сказать, что идея создания полигона инновационных технологий сегодня уже обрела некоторые реальные очертания.

Вспоминая Энгельса

Известному философу Фридриху Энгельсу некоторые историки приписывают утверждение о том, что технические потребности двигают науку намного быстрее, чем сотни научных заведений. И это действительно так, независимо от авторства высказывания. Сама жизнь заставляет общество «включать извилины». В регионе этот процесс начался отнюдь не вчера: имеются достаточно светлые головы и в производственных структурах, и в отраслевых институтах, и в академических вузах. А Тюменский технопарк уже давно выращивает собственных предпринимателей, которые умеют применить на практике любую оригинальную идею. Из 20 резидентов технопарка, занимающихся разработкой инновационных решений для нефтегазодобывающей отрасли, десять компаний получили субсидии.

Вполне вероятно, что до сих пор просто не хватало масштаба – не было видно большой перспективы. А на будущий полигон свои виды имеются уже у многих. К примеру, Георгий Крылов, председатель наблюдательного совета инновационного Западно-Сибирского центра привел следующую цифру: резидентами техноцентра создано восемьдесят инновационных проектов, требующих проведения полевых испытаний. Владимир Новоселов, ректор нефтегазового университета Тюмени, подчеркнул: приобретенный суперкомпьютер - вещь, безусловно, полезная, но гораздо важней уже сейчас приступить к подготовке специалистов, которые смогут работать с новейшими технологиями и знаниями уже завтра. Поэтому на базе полигона будет организован центр повышения квалификации и подготовки соответствующих кадров.

Приглядываются к новому проекту и некоторые представители известных отечественных добывающих компаний, и не только их данного региона. Интересуются с некоторой долей осторожности: никто из них не рассчитывает, что полигон сразу же станет таким себе магическим ящиком, из которого без усилий можно извлечь простое решение практически любой проблемы. Сегодня, можно сказать, выделяются деньги на исследование темы с довольно непредсказуемым результатом. Но иного выхода у ТЭК России просто не существует.

Геннадий Шмаль, президент российского союза нефтегазопромышленников:

- Действительно, в отрасли накопилось большое количество нерешенных проблем. Причем речь идет не только о значительном истощении запасов углеводородов, об относительно слабой геологоразведке, но и об экономической эффективности добывающих компаний. Если сравнивать с зарубежными нефтяниками, становится ясно, что мы многократно уступаем им в таком показателе, как производительность труда. По финансовым показателям положение еще хуже. О нынешнем состоянии российской нефтеперерабатывающей отрасли и говорить не хочется. Единственная надежда - на науку, на технический прогресс. Только они в состоянии переломить ситуацию. И в этом плане то, что я услышал на форуме и увидел в Тюменском технопарке, вселяет определенную надежду. Уже имеются интересные идеи, воплощение в жизнь которых позволит повысить эффективность ТЭК России. А успешная реализация задач, поставленных перед полигоном инновационных технологий, действительно в состоянии дать новый мощный стимул к развитию отрасли.

По материалам rg.ru