Реализация проекта «Урал промышленный – Урал Полярный» - новый этап в развитии региона

26.03.2011 03:13

Губернатор А. Мишарин совершил визит в Салехард и принял участие в совещаниях, посвященных реализации проекта «Урал промышленный – Урал Полярный». Эти мероприятия были проведены Николаем Патрушевым, секретарем Совета безопасности РФ, и Николаем Винниченко, полномочным представителем Президента РФ в Уральском федеральном округе.

В совещании, которое прошло 24 марта, проведенном Николаем Патрушевым, принимал участие и Александр Мишарин. Оно было посвящено рассмотрению вопроса «О дополнительных мерах по обеспечению национальной безопасности в рамках реализации регионального инвестиционного проекта «Урал промышленный - Урал Полярный».

Губернатор выступил, подчеркнув, что одной из самых важных проблем развития промышленности края является истощение материально-сырьевой базы, используемой металлургическим комплексом. На данный момент выработаны ресурсы большинства месторождений, в частности, отсутствуют марганцевые и хромовые руды, которые используются для получения легированных сталей. Отметил Александр Мишарин и то, что истощена база для производства меди. Ежегодный ввоз более 60 миллионов полезных ископаемых на Урал приводит к ослаблению экономической безопасности промышленности региона и национальной безопасности РФ. В связи с тем, что доставка производится за 2-3 тысячи километров, увеличивается себестоимость продукции и снижается ее конкурентоспособность. Однако, как заявил А. Мишарин, реализация нового проекта («Урал промышленный – Урал Полярный») позволит сформировать новую горнорудную базу Урала и всей страны для предприятий промышленного сектора.

Преимущества для реализации проекта начинаются с возможности значительно снизить издержки производства. Возможность открыто разрабатывать месторождения и перерабатывать их в местах, близких к месту добычи, позволит повысить эффективность металлургии и производства строительных материалов. Создавшаяся экономия позволит выделять дополнительные ресурсы по развитию инвестиционных процессов и повышению их расходов в социальной сфере.

Ускоренное развитие инфраструктуры (прежде всего транспортной) – стратегически важный проект для освоения ресурсов в северной части Урала. На данный момент железнодорожная система этого региона не замкнута, т.е. железнодорожные направления тупиковые. Связать Свердловскую область с месторождениями полезных ископаемых севера Урала сможет железнодорожная магистраль «Полуночное-Обская». Этот регион – зона нефтедобычи. Кроме того, магистраль обеспечит и выход к Северному морю, позволив до 2030 года привлечь вплоть до 33 миллионов тонн грузов к железнодорожным перевозкам. В итоге прямой экономический эффект от уменьшения расстояний при перевозке и снижения стоимости сырья (относительно твердых полезных ископаемых для металлургии) может составить до 30 миллиардов рублей в год.

Благодаря реализации этого проекта создастся емкий внутренний рынок непосредственно для индустрии Урала. Чтобы построить более 900 водопропускных сооружений, а также 11 крупных и примерно 100 малых и средних мостов, необходимы строительные материалы, железобетонные изделия, цемент, причем в больших количествах. Все это производится непосредственно в самой свердловской области. Для начала потребуется примерно 400 тысяч тонн рельсовых скреплений и рельсов, 750 тысяч тонн металлоконструкций, металла, медного проката и стальных труб. Все это способны обеспечить металлургические предприятия Урала. Например, Нижнетагильский металлургический комбинат может  поставлять металлопрокат для железнодорожного транспорта высокого качества (это рельсы тяжелого типа для ведения работ при низких температурах, колеса, бандажи для локомотивов, другую продукцию).

Кроме того, научно-исследовательские и академические институты региона готовы осуществлять сопровождение проекта по таким направлениям, как горное дело, геологическое изучение, машиностроение, металлургия и другим. На долю высших и средних учебных заведений выпадет задача обеспечения кадрами по необходимым специальностям.

Что касается машиностроительного комплекса Свердловской области, то он готов поставлять средства автоматизации, необходимое тяжелое оборудование. Это крайне важно, поскольку только для строительства железнодорожной магистрали «Полуночное-Обская» необходимы примерно 100 буровых станков, 130 локомотивов, 140 экскаваторов, 120 автосамосвалов большой грузоподъемности.

Будет развиваться и сервисная сеть, чтобы сделать более эффективной эксплуатацию техники в трудных условиях севера. В частности, «Уралвагонзавод» освоил производство полувагонов с гарантийным пробегом до первого ремонта в 500 тысяч километров. Сейчас здесь ведутся работы для дальнейшего расширения модельного ряда, модернизации подвижного железнодорожного состава. Также разрабатывается возможность применения новых материалов  для снижения веса вагонов, повышения их надежности в условиях работы при  низких температурах.

Кроме того, «Уралмашзавод» работает над реализацией  программы по организации выпуска продукции для ведения работы в условиях Севера. Разрабатываются шагающие экскаваторы для вскрышных работ, карьерные экскаваторы различной мощности. Вернулся завод на традиционный для него рынок буровых установок. В перспективе производственные мощности этого предприятия позволят производить до 40 буровых установок в год, рассчитанных для самых крупных нефтегазовых компаний РФ - ОАО «Газпром» и ОАО «НК "Роснефть». Также предприятие разрабатывает новую модель буровой установки, которая позволит бурить скважины протяженностью 15 километров при отклонении от вертикали вплоть до 12 километров. Благодаря использованию такой установки можно будет разрабатывать месторождения на шельфе моря, не стоя дорогостоящие морские платформы. Затраты в ОАО «Уралмашзавод» на подготовку к производству инновационного оборудования до 2013 года составят 7,8 миллиарда рублей.

Большой производственный потенциал есть у региона и для производства оборудования, необходимого для электрификации магистрали, обеспечения безопасности движения. Машиностроительный комплекс региона может поставлять электротехническую продукцию, устройства контактной сети, трансформаторы тока, автономные источники энергии, сигнальную аппаратуру, средства связи.

«Плюсом» создания транспортной инфраструктуры и освоения новых территорий может стать увеличение объемов заготовки древесины (объем более трех миллионов кубометров в год). Такая возможность позволит загрузить предприятия по лесопилению, деревообработке, построить новые предприятия в Пелыме, Ивделе, Полуночном, Лобве, Оусе, Серовском районе и обеспечить жителей региона работой. Как подчеркнул А. Мишарин, создание новых рабочих мест – вопрос национальной безопасности.

Кроме того, в северных районах осваиваются новые месторождения строительного камня, модернизуются уже имеющиеся мощности. Таким образом, если объем земляных работ составит 60 миллионов кубометров, то Свердловская область может собственными силами обеспечить магистраль «Полуночная-Обская» материалами для насыпей.

Для уже существующих производственных и социальных объектов крайне важно опережающее развитие энергетики, как и для новых районов. Это значит, что возникнет необходимость в электрических машинах, устройствах и оборудовании,  проводах, поставка которых в районы Полярного и Приполярного Урала приведет к развитию сервисных центров по обслуживанию этого оборудования, а значит и к возникновению новых заказов и рабочих мест. Также благодаря «Комплексному инвестиционному проекту «Урал промышленный - Урал Полярный» инвестиционная деятельность станет более интенсивной.

Целый ряд проектов направлен на развитие производств в районах, примыкающих к транспортной магистрали «Полуночная – Обская», - отметил Александр Мишарин.

Это, прежде всего ОАО «Уралхимпласт», который совместно с нефтегазовой компанией «Итера» реализует проект строительства газохимического комплекса по глубокой переработке газа. «Драгоценные металлы Урала», группа компаний,  планирует строительство новых мощностей, добывающих и обогатительных, предусматривая создание около 700 рабочих мест. ООО «Дуниты Северного Урала» готово приступить к разработке Иовского месторождения дунитов, что позволит производить высококачественные формовочные материалы, аналогов которым в России нет. В рамках проекта также предусмотрено строительство карьера по добыче дунитов, строительство дробильно-сортировочного комплекса (мощность до 800 тысяч тонн в год). При этом ожидаемый объем инвестиций составит около 650 миллионов рублей, как информации департамента информполитики.

ООО «Металлургия-Геотехнология» собирается разработать рациональные схемы по переработке марганцевых руд с целью возобновления разработки Полуночного месторождения. Данная разработка позволит начать эксплуатацию уральского месторождения марганцевых руд, ресурсы которого оцениваются не менее чем в 300 миллионов тонн.

Александр Мишарин заявил, что деятельность по формированию новой горнорудной базы для промышленности Урала, по ускоренному развитию энергетической и транспортной инфраструктуры северной части области, по расширению внутреннего рынка, по интенсификации инвестиционной деятельности во время реализации проекта.

«Урал промышленный - Урал Полярный» приведет к существенному повышению устойчивости экономики региона, способствуя укреплению национальной безопасности РФ.

 

По материалам www.advis.ru