Прогноз землетрясений - деньги на ветер

24.02.2011 00:00

Говорят, в Иркутской области землетрясения случаются по два десятка в день. Правда, незначительных – без разрушений и других последствий.
Один уважаемый иркутский ученый сделал пугающий прогноз во время весьма представительного совещания: нас в самом ближайшем будущем "так тряхнет, что мало никому не покажется".
Свои слова он аргументировал аналогичными происшествиями в соседних регионах – Красноярском крае и Бурятии. Еженедельник «АиФ в ВС» решил узнать мнение авторитетного специалиста в области изучения землетрясений – доктора геолого-минералогических наук профессора Кирилла Леви, занимающего пост заместителя директора Института земной коры Сибирского отделения РАН.
- Подземные толчки в указанных районах не являются признаками грядущих катаклизмов на территории Иркутской области – сказал он. – Это абсолютно независимые события, не имеющие ни малейшего отношения к Байкалу. И вообще, прогнозирование землетрясений – бесперспективное занятие, хотя мое мнение разделяют не все. Мы изучаем сейсмичность в районе Байкала неполных 50 лет, но принято считать, что очаги сильных землетрясений «созревают» на протяжении сотен, а то и тысяч лет, этот процесс включает в себя накопление достаточного для разрушения горных пород напряжения земной коры, а инертность, сопротивляемость ее достаточно высока. Поэтому при таком малом времени изучения мы не в состоянии даже понять, на какой стадии накопления напряжений находится процесс в данный момент времени. Если изучить исторические источники за последние 250 лет, то можно заметить 50-60-летний сейсмический цикл, характерный для района Прибайкалья, и пик этой активности приходится на периоды максимума активности солнца. Так, например, последняя большая группа землетрясений наблюдалась в 1957-1959 гг., и именно этот период пришелся на пик максимальной солнечной активности. Аппроксимация этих данных на ближайший период позволяет предположить, что ожидаемое время начала землетрясений ожидается в 2013-2015 гг.  На данный момент до пика солнечной активности еще очень далеко. Поэтому с большой долей вероятности можно говорить о том, что в ближайший период времени особых катаклизмов ожидать не следует. Хотя гарантий не может дать никто.
Замечу, что в процесс мониторинга сейсмической активности подливает огонь в масло тот факт, что отечественную геофизическую службу пытаются «расчленить». На мой взгляд, она должна быть единой, монолитной – как гидрометеослужба, благодаря которой вы можете в любой момент времени узнать погоду в своем регионе и одновременно на всей территории страны от Курска до Камчатки. У нас все не так, региональные сейсмические службы работают независимо, Байкальский филиал имеет свою сферу влияния, Якутский – свою и так далее. Такое разобщение в работе привело к тому, что подземные толчки в Красноярском крае мы пропустили, и вся информация о землетрясении пришла к нам от американской геофизической службы.
"АиФ в ВС": - А есть ли хоть какая-то вероятность того, что наука таки научится предсказывать время, место и силу землетрясений?
Кирилл Леви: - В семидесятые года прошлого века прогнозирование землетрясений было крайне популярным мировым направлением. И знаете - первыми, кто решил отказаться от вложений в эту область науки, стали японцы. Они по прежнему мониторят ситуацию, создают для этого новейшие приборы, строят геодинамические полигоны, но средства, которые раньше вкладывались в прогнозирование, сейчас идут в сейсмостойкое строительство.
У нас же последние большие испытания сейсмостойкости сооружений проводились в Иркутске в 2004 г. В качестве испытуемых были взяты девятиэтажки в Академгородке и шведские домики на Улан-Баторской улице. Для проведения испытаний использовалась специальная машина-вибратор, которая устанавливалась на крышу либо на фундамент здания и раскачивала его до 8-балльной силы. Такая имитация землетрясения позволяет выявить некоторые дефекты в конструкции сооружений, и вовремя их устранить до сдачи здания в эксплуатацию. На сегодняшний день эта дорогостоящая машина ржавеет, постепенно разрушаясь. А в городе тем временем строят уже дома высотой в 10-12 этажей, и поговаривают о планах строительства 17-этажек. Появилось множество мелких частных кампаний, проводящих якобы какие-то инженерные расчеты, вряд ли имеющие отношение к сейсмоустойчивости, и на основании этих расчетов строятся дома.
"АиФ в ВС": - Сейчас в мире широко обсуждаема тема конца света, предсказанного календарем индейцев Майя, который должен наступить в 2012 г. В качестве доказательств приближения глобального коллапса приводят факты всех значимых техногенных катастроф, произошедших в последнее время, и их действительно много. Что вы скажете по этому поводу?
Кирилл Леви: - Мое мнение таково: Катастрофа, как принято считать – это социально-экономическая оценка произошедшего явления, повлекшего жертвы и разрушения. С точки зрения природы никаких катастроф не бывает – все землетрясения, ураганы, тайфуны и т.д. – это обычные природные явления. Я думаю, человечество специально отвлекают от решения более значимых экономических проблем. Каждый человек на протяжении своей жизни испытывает подъемы и падения, порой даже не замечая этого. То же самое происходит и в природе, причем закон сохранения энергии никто не отменял. Это значит, что то количество энергии, которое выделяет Земля  - примерно десять в двадцатой степени джоулей, огромная цифра, замечу – в масштабах всей планеты остается неизменной, и если в каком-то месте произошел мощный катаклизм, то его не произошло в других местах. Но об этом уже не говорят. А с законом сохранения энергии не поспоришь. Поэтому я считаю, что предсказания календаря Майя о конце света – не более, чем культурное наследие этой древней цивилизации, насыщенное мистическими событиями, о достоверности которого говорить не приходится.
По материалам news.mail.ru