Статья о различных камнях, минералах.

28.01.2011 00:00

Судьбы камня и людей

Волшебное притяжение гагата
«Ученый занимается изучением природы не ради пользы; он исследует ее, потому что это тешит его сердце, поскольку природа прекрасна. Если бы она не была прекрасной, то не заслуживала бы быть познанной, и не было смысла жить…»
Анри Пуанкаре

Первая встреча с гагатом
Об этом минерале наслышаны многие, но видели его или, тем более держали в руках единицы. Пару лет назад кольцо и браслет из гагата были размещены в витрине античного зала Херсонесского музея- заповедника. Многие путеводители по музею и даже книга «Самоцветы Крыма», автор которой – видный крымский минералог В.А. Супрычев, включили описание этих украшений. Именно Супрычеву принадлежит предположение, что эти античные украшения сделаны из гагата Бешуйского месторождения. И правда, огромные желваки гагата встречаются среди месторождений угля в верховьях реки Качи, и считаются самыми известными и крупными залежами гагата в Крыму и Украине. Поэтому заключение Владимира Андреевича не вызывало сомнений. Однако есть одно «но». В античные времена та часть Крыма, где можно добыть гагат, была заселена племенами тавров, которые не славились особым гостеприимством. Данное противоречие обходили стороной, поскольку у исследователей не было иных вариантов источника гагата. Но в наше время обнаружилась альтернатива Бешуйскому источнику гагата. Возможно, что материалом для античных украшений послужил гагат, добытый в районе Балаклавы.
Именно это место было совсем недавно обнаружено юными воспитанниками Севастопольского центра туризма, краеведения, спорта и экскурсий, и есть все основания полагать, что найдено коренное расположение камня-самоцвета.

Н.А. Головкинский – первый обнаруживший балаклавский гагат
Но все же первыми, кто обнаружил Балаклавский гагат, были не юные геологи, а известный русский геолог Н.А. Головкинский, известный также как гидрогеолог и автор учения о геологических фациях. Интересно, что Головкинский участвовал в знаменитом Балаклавском сражении 13 (25) октября в 1854 году.
Овладев профессией геолога, Николай Алексеевич начинает преподавательскую деятельность сначала в Казанском университете, а затем в Новороссийском (сейчас Одесский). Крым, напоминающий ему о боевой юности, постоянно притягивал к себе. Молодой ученый часто участвовал в летних экспедициях, и уже в 1872 приобретает часть имения, расположенного под горой Кастель. Для Н.А. Головкинского Балаклава с окрестностями никогда не были просто точкой на карте, а были чем-то более значимым.  И вот в 1880 году он опять в Балаклавской долине. Ни проблески медного колчедана, ни узкие прослои угля среди напластований аргиллита и алевролита, из которых состоит перевал Камары-Богаз, не укрылись от внимательного профессорского взгляда. Обнаруженные прослои простирались очень незначительно, что свидетельствует об интенсивном размыве в древности локальных углесодержащих пластов. Составляя отчет, Головкинским было отмечены находки гагата, таинственного древнего камня. По результатам исследований в районе Балаклавы Николай Алексеевич написал статью, в которой рекомендовано начать масштабные поисковые работы в бассейне реки Качи, где им предполагались высокие угольные запасы. И действительно, там будут обнаружены залежи угля, а в 20-е годы XX века будет начата их активная разработка.

Забытый минерал
А что же насчет Балаклавского гагата? Последний раз балаклавский уголь упоминается в солидном томе «Геологии Крыма», издания 1948 года. Однако авторы данной главы не проявили упорство Н.А. Головскинского, благодаря которому его находки были бы повторены. И поэтому упоминание об угле в антиклинальной складке Мегало-яло (Золотой пляж) звучит неоправданно скупо: «интенсивное проявление на перевале эрозионных процессов, широкое распространение четвертичных (т.е современных) отложений не дает возможности наблюдать выходы угля и гагата. Возможны случайные находки переотложенного гагата в русле оврагов и временных водотоков ».
Так звучал вынесенный официальной геологической наукой «приговор» балаклавским проявлениям гагата в середине XX века. И он стал постепенно забываться. Возможно, и не осталось бы никаких воспоминаний о балаклавском гагате, если бы не замечательный краевед и популяризатор геологических знаний В.А. Супрычев.
Владимир Андреевич был минералогом-профессионалом, он объездил и обходил весь Крым, посетив наиболее интересные его места. И параллельно с выполнением хозяйственных заданий его интересовал поиск камней-самоцветов, занятие их изучением. Попутно им были собраны разнообразные легенды о минералах, интересные рассказы о драгоценных камнях. Все это было им опубликовано в книге «Крымские самоцветы», изданной в 1974 году. В одной из глав речь идет о гагате. И хотя очерк в основном был посвящен гагату обнаруженному в Бешуйском каменноугольном месторождении, автор упоминает и проявления этого самоцвета из балаклавских окрестностей.

Поиски «черного янтаря» древних
Не прошли эти строки и мимо глаз автора. Мною, как уроженцем и жителем Балаклавы, было решено найти Балаклавский гагат. Но тайна была надежна, скрыта среди крутых оврагов склонаов залива Мегало-Яло. И только  пару раз в гальке Золотого пляжа были обнаружены маленькие кусочки черного камня, напоминающего гагат. Все-таки однажды случайно я оказался в нужный момент в нужном месте.
Однажды в осенью пору автор этих строк обнаружил среди гальки  на Золотом пляже несколько кусков гагата. После, был найден выход глинистых пород, пестрящий черными обломками самоцвета. Именно тогда кружковцы центра встретили полуметровый образец гагата, который теперь стал украшением на витрине межшкольного краеведческого музея.
Теперь стоит поближе познакомиться с удивительным минералом. Гагат хранит тепло мезозойского солнца. Его название происходит от имени реки Гагай, протекающей в Лидии (Малая Азия). Вот, что о нем говорит «Словарь самоцветов»: «Гагат является поделочным камнем черного цвета, ископаемым углем из группы бурых углей, вязкий, однородный, плотный, имеет яркий смолистый блеск. Твердость – 2,5-3,5. Легок в обработке, хорошо поддается полировке». С взглядов геологической науки, гагат – битуминизированная древесина древних араукарий. Он образовывался в среднеюрскую эпоху, которая характеризовалась тектонической активностью. Накопление гагата происходило благодаря двум факторам: влажный теплый климат и  умеренный тектонический режим.
Жизнь в то время выглядела примерно так. Древние голосеменные растения, к которым относится араукария, отмирали, а их стволы падали на землю или в прибрежные воды. Иногда их скопления перекрывались морской глиной, а отсутствие воздуха действие давления толщи горных пород приводило к углефицированию или битуминизированию в зависимости от породы дерева и состава углеводородов. В результате подобных процессов и происходило образование либо угля, либо гагата. 
Яркой особенностью месторождений гагата в районе Балаклавы можно назвать наличие прослоев закаменелого дерева, а именно участков древесины, которая была замещена кварцевыми и карбонатными минералами. В большинстве случае подобные участки окаменелого дерева находятся в сердцевине куска, а по периферии - гагат.
Теперь севастопольские школьники считают гагат «своим», близко знакомым минералом. Его экспонирует межшкольный краеведческий музей, он входит в коллекции школ, он определяется на олимпиадах и различных викторинах. Такой вот он, «камень цвета черной ночи».

По материалам slava.sevastopol.ua





Сюжеты по теме

Сийдраит (Pb2Cu(OH)2I3) был найден в австралийском  месторождении Броукен-Хилл и описан британскими учеными-минералогами из Музея естественной истории. Свое название минерал получил в честь российского кристаллографа СПбГУ Олега Сийдры, который, собственно, и нашел его.
06.10.2017 00:39