03.05.2013 17:59
Начало в N 32 от 26 апреля.
Мы продолжаем наше интервью с челябинским спелеологом Семеном Михайловичем
Барановым, определившим, что группа палеолитических рисунков в Игнатиевской
пещере (Катав-Ивановский район) очень похожа на план местности,
расположенной у данной подземной полости.
- Интересное дело получается, Семен Михайлович: поверхность стены, на
которой сделаны рисунки, напоминает рельеф местности вблизи Игнатиевской
пещеры...
- Да, это действительно так. Промоина на стене удивительно похожа на
глубокий скальный каньон, по которому протекает горная река Сим, но
поражает другое: первобытному художнику показалось неудобным изобразить в
ней, в карстовой трещине, меандр реки, и он нарисовал его рядом. Но
подразумевал эту трещину как реальный каньон реки. Вне всякого сомнения,
перед нами произведение очень наблюдательного, если не сказать
талантливого, мастера. И 14 с половиной тысяч лет назад он нарисовал на
стене не что иное, как некий план (схему, кроки) реально окружающей его
тогда местности...
Самым трудным оказалось расшифровать линию-цепочку из семи точек. Еще
археологи заметили, что и точек, и изгибов на реке ровно семь. Но что это
может означать? На следующее утро прихожу на работу и предлагаю своим
коллегам посмотреть на рисунок и объяснить, что это может быть такое. То,
что это карта местности, подтвердили практически все. Затем мы заглянули в
Google и посмотрели на этот участок долины реки Сим из космоса. Потом
"запустили" солнышко по небосводу, и, как только оно начало гулять, тут мы
прекрасно увидели, как освещается им рельеф нашей конкретной местности в
течение всего дня. При освещении солнцем рельефа каньона реки между 10 и 12
часами дня вдруг явственно проявилась искомая нами цифра семь... Это были
семь характерных высоких обрывов, скальных мысов на правом берегу в
излучинах меандров реки Сим.
- Для чего же нужно было тогда наносить на "карту" эти мысы? Чем они для
древних были примечательны?
- Мысы могли быть обычными ориентирами для охотников, возвращавшихся домой,
в стойбище. Скажем, прошли они семь мысов, вот тут тебе и "поселок" будет.
Но это чересчур примитивно. Возможно, на этих мысах у них были некие
жертвенники или места предварительной инициации (перед заводом испытуемых в
пещеру). В-третьих, и скорее всего, там располагались места загонной охоты.
На правом берегу Сима, над 60 - 80-метровыми обрывами, располагается
несколько выровненных участков, которые в то время занимали так называемые
тундро-степи. Там и кормились многочисленные стада животных...
хотники поднимались из каньона наверх по логам на площадку, выстроившись
цепью, отрезали животным путь к отступлению и с шумом гнали их на край
обрыва. Редко кому удавалось пробиться через такой заслон-цепь. Несколько
несчастных животных, пытаясь спастись, бросались вниз с обрыва, калечились
или разбивались насмерть и становились добычей сообразительных и удачливых
охотников. Археологи С.Бибиков, В.Петринеще на примерах рек Юрюзани, Ай и
Багаряк предполагали такую схему загонной охоты у древних племен. Поэтому и
на симских обрывах она тоже могла быть вполне осуществима...
Далее - две разновеликие линии отходят от "каньона" на нашем пещерном
рисунке-карте в сторону. Посмотрел на современных картах и космоснимках-
эти линии очень похожи на ручьи, притоки Сима. А может быть, это границы
охотничьих владений племени...
И последнее - линии в верхнем левом углу нашего участка. Это солнце, лучи
восходящего или заходящего солнца! Значит, карта ориентирована древним
художником по сторонам света, и благодаря этим линиям пещерный рисунок
превращается в полноценную карту.
- Как отнеслись к вашему открытию коллеги и ученые?
- Какое-то время после открытия мне нужно было выждать, не кидаться с
сенсационными заявлениями в СМИ.
ереосмысливать это открытие, искать новые доводы и подтверждения всему
этому неожиданному, по Божьему промыслу, открытию. Потом осторожно стал
рассказывать о нем своим знакомым ученым - археологам, геологам,
биологам... И они посчитали мою гипотезу вполне достойной внимания. Кроме
того, показывал прорисовку символов из пещеры людям разного возраста -
пенсионерам, рабочим, служащим, школьникам и ученым со степенью и без
таковой. И 75 процентов опрошенных мною в один голос заявляли, что это
карта! Необычная, нестандартная, но карта... Позднее в Челябинске, в мае
прошлого года, прошла конференция "Проблемы географии Урала и сопредельных
территорий". Выступил на конференции, мой доклад о карте был опубликован.
Также статью о "карте" в Игнатиевской пещере опубликовали в сборнике
научных трудов международной заочной конференции "Спелеология и
спелестология" (Набережные Челны). Но там это сделали с корректной пометкой
"В порядке дискуссии". То есть версия пока без доказательств, но можно ее
обсуждать... А в конце прошлого года в областной публичной библиотеке
состоялся конкурс"Битва мифотворцев". Позвонила некая дама, Марина
Владимировна Волкова, издатель, и пригласила меня принять участие в их
мероприятии. Для меня это было полной неожиданностью: не мой профиль. В это
время приехал какой-то писатель из Екатеринбурга, который как раз собирает
материал по уральским мифам. Ваш покорный слуга выступил (по регламенту
каждому участнику давали три минуты), рассказал, что это самая древняя
"карта" на Южном Урале, на Большом Урале, в России, в СНГ и в Европе (там в
пещерах реалистичные изображения мамонтов, бизонов и очень мало символов,
черточек и "шалашиков", как у нас). А учитывая то обстоятельство, что ни в
Азии, ни на других континентах нет пещер с изображениями, можно произнести
тихо вслух: "Наша пещерная "карта" - самая древняя во всем мире". Во всяком
случае, в пещерах, а не на открытой местности уж точно она единственная.
Одновременно мы допускаем, что могут существовать и другие объяснения
открытой в пещере Игнатиевской палеолитической "карты". Вполне допустимы и
иные трактовки специалистами смысла составляющих ее элементов. Потом на
"Битве мифотворцев" было голосование, и мне вдруг по его итогам присудили
первое место. Но мифы есть мифы, а выявление и расшифровка древней карты в
Игнатиевской пещере - это реально существующая и вполне осязаемая вещь...
Подводя же общий итог разговору о древней карте, можно с уверенностью
говорить о определенной "продвинутости" древних народов, населявших Южный
Урал в эпоху позднего палеолита. Они уже владели искусством настенной
живописи, знали числа, реалистично изображали окружающий их мир и животных,
изобретали эффективные методы охоты, приобретали опыт жизни и охоты,
научились фиксировать и сохранять все это в графических символах для
передачи будущим поколениям. Ярким примером этому служит выявленная в
Игнатиевской пещере древняя карта!
- А какова судьба книги "Пещеры Челябинской области"?
- Книга благополучно вышла в свет в апреле 2012 года. Вдекабре мы с
Леонидом Волковым стали лауреатами краеведческого конкурса "По родному
краю", проведенного Русским географическим обществом, и были награждены
дипломами. Кроме того, у Марины Волковой есть свое издательство, а у меня
давно уже созрела идея еще одной, не менее интересной книги. Но об этом
пока не будем говорить.
* * *
На всей территории России известно только три пещеры с палеолитическими
рисунками: Капова (Республика Башкортостан), Игнатиевская и Колокольная
(Челябинская область). Но только в Игнатиевской пещере имеется большое
количество еще до конца не расшифрованных как отдельных, так и групповых
знаковых изображений. В том числе и со "змейками"!
Так что поиски и новые открытия продолжаются.
Для справки
Известно, что первые люди появились на Урале около 200 тысяч лет назад и
уже в позднем палеолите расселились по всему Уралу вплоть до Полярного
круга.
Учитывая сравнительно суровый климат того времени, можно говорить о
значительной приспособляемости древнего человека к условиям природной
среды. Он уже умел строить сезонные, легкие жилища, сооружал долговременные
теплые постройки, хорошо освоил новую технологию обработки каменного
инвентаря. В ту далекую эпоху население Урала занималось в основном охотой.
Используя речные пути - древние транспортные магистрали, человек постепенно
заселял все новые и новые территории, ведя подвижный, полубродячий образ
жизни, мигрируя вслед за стадами животных. Вот поэтому все открытые на
сегодня на Урале стоянки палеолитического человека - временные. В эпоху
позднего палеолита на Урале (35 - 12 тысяч лет назад) у первобытных племен
практикуется коллективная охота на крупных животных: мамонтов, лошадей,
исполинских (благородных) и северных оленей, шерстистых носорогов...
"Вечерний Челябинск" Владислав ВЕРИГО
N33 (11644)
01.05.2013
Вечерний Челябинск 2013.04.30 20:44