18.05.2013 07:37
Замок, установленный на решетке на входе в Игнатиевку, был сорван на
следующий же день. И в чрево уникального подземелья снова устремились
"черные археологи" и туристы, вытаптывающие исторический слой и наносящие
поверх рисунков каменного века надписи "Паша + Маша".
А между тем Игнатиевская пещера - одна из трех российских подземных
полостей с палеолитической наскальной живописью. Других уникумов на всех
просторах нашей страны нет. Ее, Игнатиевку, беречь бы как зеницу ока, пока
от пещеры не остались одни воспоминания!
Четыре метра по-пластунски по грязи и острым камням в узкой, ведущей по
наклону вверх "кишке" пещеры. Любое неловкое резкое движение - и угловатые
нависающие плиты отдаются болью в спине или голове. Экскурсия в Игнатиевку
проходит в два часа ночи. А какая разница? Под землей круглые сутки ночь.
Большинство посетителей пещеры ограничиваются прогулкой по полукилометровым
коридорам с высокими сводами и арками. Но именно в "келье" легендарного
старца Игнатия, который, по преданию, жил в пещере в XIX веке, находится
уникальная нерукотворная "икона" Божьей Матери. Мы проникаем в зал с
низкими потолками, и луч карманного фонарика выхватывает объемную "икону".
Вода и известь "вылепили" у скальной стены мадонну с младенцем, можно
рассмотреть даже черты лица у женщины. Чудеса!
Хотя не исключено, что отшельник, живший в пещере, все-таки мог и
подправить "икону"-сталагмит своей рукой.
На стенах "кельи" сохранились едва различимые под прозрачной кальцитовой
"пленкой" первобытная лошадь и непонятное лохматое чудовище. Мамонт?
Шерстистый носорог? Или забытый бог войны? На потолке - обнаженная пещерная
дикарка, у которой между ног проходит красная дорожка к быку-прародителю.
Еще одна загадка. Некоторые исследователи приходят к мысли, что в данном
рисунке древний homo sapiens отобразил миф, исходя из которого человеческий
род перешел от быка к женщине.
На экскурсиях в Игнатиевскую пещеру гиды не устают рассказывать о том, что
в эпоху палеолита в этом уникальном подземелье была организована "школа"
для юношей, посвящавшихся в охотники. Отдельный рассказ, конечно, о старце
Игнатии.
Сложно сказать, кем был этот отшельник. Существует три версии. По одной из
них, Игнатий был беглым каторжником; неспроста в преданиях рассказывается,
как за ним охотился и выкуривал из пещеры отряд солдат. По другой -
старообрядцем. По третьей - самим Константином Романовым, братом Александра
I и Николая I, который приказал похоронить в Санкт-Петербурге вместо себя
тело другого человека и бежал из столицы на Урал. Так ли это или нет,
сказать невозможно. Во всяком случае, археологические находки, сделанные
при раскопках в "келье", подтверждают, что человек этот был глубоко
религиозным. * * *
После посещения "кельи" мы возвращаемся в просторные пещерные коридоры, и
тут же в глаза бросаются нацарапанные, намазанные масляными красками перлы
"турков" - некультурных туристов. Прямо поверх раритетных наскальных
рисунков выползают современные граффити.
Кроме того, вдоль древнейших карстовых стен словно собака покопалась:
"черные археологи" искали изделия из золота. Но, по счастью, ничего
подобного в Игнатиевке не нашли, иначе на пещере можно было бы уже ставить
крест. Решетка, установленная на входе в подземную полость в девяностых
годах, недолго спасала от повального наплыва "турок". Ныне пещера
практически не охраняется...
Подобных пещер с палеолитическими росписями в мире всего лишь две с
половиной сотни из более чем 100 тысяч известных на сегодня подземных
полостей на всей планете. Но только три из них выявлены на бескрайних
просторах России. И что совершенно удивительно, все три пещеры расположены
на Урале.
Они находятся на западных склонах Южного Урала; в долине реки Белой -
Капова пещера (Башкортостан), на берегах Сима - Игнатиевская и Колокольная
(Челябинская область). Капова пещера открыла ученому миру свои рисунки в
1959 году, Игнатиевская - через 20 лет, в 1980-м, а пещера Колокольная -
несколько лет спустя. * * *
А теперь совершим краткий экскурс в более чем 250-летнюю историю изучения
Игнатиевской пещеры (по материалам, предоставленным челябинским спелеологом
Семеном Михайловичем Барановым).
1762 год - известный ученый П.И. Рычков первым из исследователей кратко, со
слов некоего толмача (переводчика) Уразлина, в своем знаменитом труде
"Топография Оренбургская..." описывает пещеру на реке Сим, впервые обращая
на нее внимание научного мира. Рычков высказывает предположение об
использовании пещеры в качестве жилища, отмечает в ней наличие костровищ и
копоти на стенах.
1770 год - другой известный ученый, П.С. Паллас, самолично осматривает
пещеру в горе Ямазе-таш (речь идет о нашей Игнатиевке) и подробнейшим
образом описывает подземную полость. Во входной и дальней ее частях он
обнаруживает многочисленные звериные и человеческие кости, проводя тем
самым первый в отечественной истории археологический опыт изучения
российских пещер. Однако факелы для освещения пути под землей и сальные
свечи в руках исследователя и его сподвижников не дают возможность
тщательно осмотреть стены и потолки пещеры...
1889 год - геолог академик Ф.Н. Чернышев при составлении Геологической
карты России (лист Южный Урал и Приуралье) приводит различные сведения о
пещерах этого района, в том числе о подземных полостях на реке Сим. Ученый
впервые называет пещеру Игнатиевской.
Впрочем, посещал ли сам Чернышев Игнатиевку, доподлинно не известно, а если
и посещал, то у ученого были совсем другие цели и задачи: возраст горных
пород и ископаемая фауна в пластах, их стратиграфия, элементы залегания...
1912 год - археолог и этнограф С.И. Руденко впервые проводит комплексное
исследование Игнатиевской пещеры, делает геологическое и спелеологическое
описание подземной полости, измеряет параметры микроклимата, делает
топографическую съемку и составляет первый (!) точный и достаточно
подробный план пещеры. Кроме того, Руденко обращает внимание на археологию.
Во входном гроте пещеры он закладывает раскоп, который дал множество
расколотых и обожженных костей, осколков керамики, кремневых, костяных и
железных предметов. Для Руденко уже не стоит вопрос, была ли обитаема эта
пещера в глубокой древности. Бесспорно, была. * * *
Между тем в конце XIX и начале XX века в Западной Европе уже вовсю бушевали
страсти по поводу открытия в пещерах рисунков древних охотников -
палеолитической живописи. Как археолог и этнограф Руденко наверняка знал об
этом.
Кстати, судя по фотографиям из его опубликованной работы, члены его
экспедиции уже применяли для освещения в пещерах керосиновые лампы типа
"летучая мышь", что по тем временам было достаточно прогрессивно. Но,
вполне вероятно, задач поиска в этой пещере каких-либо рисунков каких-то
древних людей Руденко перед своей экспедицией на Южный Урал явно не ставил.
А поэтому наскальная живопись Игнатиевки осталась незамеченной.
Справочник "Семи чудес Урала"
Игнатиевская пещера (известна в литературе также как пещера Игната,
Игнатова пещера, Игнатиевская, Дальняя, Серпиевская, Ямазы-Таш) находится в
Катав-Ивановском районе, на правом берегу реки Сим.
Грандиозный аркообразный вход в пещеру расположен на высоте 11 метров от
уровня реки. Пещера коридорного типа, с несколькими гротами, основное
развитие галерей - северо-западное. Первый грот открывается на юг, он
доступен дневному свету и поэтому хорошо прогревается солнцем зимой и
летом. Здесь археологами обнаружен мощный культурный слой; установлено, что
на этом месте была стоянка первобытных людей.
За входным гротом следует широкий, но низкий ход, ведущий в главную галерею
пещеры. Вправо, по ходу движения, расположен еще один грот, из которого
начинается система узких, лабиринтного типа, ходов. В конечном итоге они
приводят снова в основную галерею в районе грота Столба. Главная галерея
пещеры имеет длину более 130 метров. Ее южная часть - ход Зубастый - сырая,
на полу лужи конденсационной влаги, глина, кальцитовые образования в виде
гуров и натечной коры. Северная же часть высокой и широкой галереи приводит
в грот Столба и заканчивается затем узкой непроходимой щелью. В центре
этого грандиозного зала возвышается огромный известняковый останец-столб,
на котором покоятся своды грота.
"Вечерний Челябинск" Владислав ВЕРИГО
N37 (11648)
16.05.2013
Вечерний Челябинск 2013.05.17 08:46
Сюжеты по теме
Ни для кого не секрет, что наши далекие предки жили в пещерах, что, в общем-то, логично, ведь первые люди не могли строить собственное жилье, поскольку не имели необходимых навыков и инструментов. Пещера же давала не только «крышу» над головой, но и защищала от непогоды и многочисленных хищников.
12.08.2016 10:15