Пещера с длинной историей

18.05.2013 07:37
Замок, установленный на решетке на входе в Игнатиевку, был сорван на следующий же день. И в чрево уникального подземелья снова устремились "черные археологи" и туристы, вытаптывающие исторический слой и наносящие поверх рисунков каменного века надписи "Паша + Маша". А между тем Игнатиевская пещера - одна из трех российских подземных полостей с палеолитической наскальной живописью. Других уникумов на всех просторах нашей страны нет. Ее, Игнатиевку, беречь бы как зеницу ока, пока от пещеры не остались одни воспоминания! Четыре метра по-пластунски по грязи и острым камням в узкой, ведущей по наклону вверх "кишке" пещеры. Любое неловкое резкое движение - и угловатые нависающие плиты отдаются болью в спине или голове. Экскурсия в Игнатиевку проходит в два часа ночи. А какая разница? Под землей круглые сутки ночь. Большинство посетителей пещеры ограничиваются прогулкой по полукилометровым коридорам с высокими сводами и арками. Но именно в "келье" легендарного старца Игнатия, который, по преданию, жил в пещере в XIX веке, находится уникальная нерукотворная "икона" Божьей Матери. Мы проникаем в зал с низкими потолками, и луч карманного фонарика выхватывает объемную "икону". Вода и известь "вылепили" у скальной стены мадонну с младенцем, можно рассмотреть даже черты лица у женщины. Чудеса! Хотя не исключено, что отшельник, живший в пещере, все-таки мог и подправить "икону"-сталагмит своей рукой. На стенах "кельи" сохранились едва различимые под прозрачной кальцитовой "пленкой" первобытная лошадь и непонятное лохматое чудовище. Мамонт? Шерстистый носорог? Или забытый бог войны? На потолке - обнаженная пещерная дикарка, у которой между ног проходит красная дорожка к быку-прародителю. Еще одна загадка. Некоторые исследователи приходят к мысли, что в данном рисунке древний homo sapiens отобразил миф, исходя из которого человеческий род перешел от быка к женщине. На экскурсиях в Игнатиевскую пещеру гиды не устают рассказывать о том, что в эпоху палеолита в этом уникальном подземелье была организована "школа" для юношей, посвящавшихся в охотники. Отдельный рассказ, конечно, о старце Игнатии. Сложно сказать, кем был этот отшельник. Существует три версии. По одной из них, Игнатий был беглым каторжником; неспроста в преданиях рассказывается, как за ним охотился и выкуривал из пещеры отряд солдат. По другой - старообрядцем. По третьей - самим Константином Романовым, братом Александра I и Николая I, который приказал похоронить в Санкт-Петербурге вместо себя тело другого человека и бежал из столицы на Урал. Так ли это или нет, сказать невозможно. Во всяком случае, археологические находки, сделанные при раскопках в "келье", подтверждают, что человек этот был глубоко религиозным. * * * После посещения "кельи" мы возвращаемся в просторные пещерные коридоры, и тут же в глаза бросаются нацарапанные, намазанные масляными красками перлы "турков" - некультурных туристов. Прямо поверх раритетных наскальных рисунков выползают современные граффити. Кроме того, вдоль древнейших карстовых стен словно собака покопалась: "черные археологи" искали изделия из золота. Но, по счастью, ничего подобного в Игнатиевке не нашли, иначе на пещере можно было бы уже ставить крест. Решетка, установленная на входе в подземную полость в девяностых годах, недолго спасала от повального наплыва "турок". Ныне пещера практически не охраняется... Подобных пещер с палеолитическими росписями в мире всего лишь две с половиной сотни из более чем 100 тысяч известных на сегодня подземных полостей на всей планете. Но только три из них выявлены на бескрайних просторах России. И что совершенно удивительно, все три пещеры расположены на Урале. Они находятся на западных склонах Южного Урала; в долине реки Белой - Капова пещера (Башкортостан), на берегах Сима - Игнатиевская и Колокольная (Челябинская область). Капова пещера открыла ученому миру свои рисунки в 1959 году, Игнатиевская - через 20 лет, в 1980-м, а пещера Колокольная - несколько лет спустя. * * * А теперь совершим краткий экскурс в более чем 250-летнюю историю изучения Игнатиевской пещеры (по материалам, предоставленным челябинским спелеологом Семеном Михайловичем Барановым). 1762 год - известный ученый П.И. Рычков первым из исследователей кратко, со слов некоего толмача (переводчика) Уразлина, в своем знаменитом труде "Топография Оренбургская..." описывает пещеру на реке Сим, впервые обращая на нее внимание научного мира. Рычков высказывает предположение об использовании пещеры в качестве жилища, отмечает в ней наличие костровищ и копоти на стенах. 1770 год - другой известный ученый, П.С. Паллас, самолично осматривает пещеру в горе Ямазе-таш (речь идет о нашей Игнатиевке) и подробнейшим образом описывает подземную полость. Во входной и дальней ее частях он обнаруживает многочисленные звериные и человеческие кости, проводя тем самым первый в отечественной истории археологический опыт изучения российских пещер. Однако факелы для освещения пути под землей и сальные свечи в руках исследователя и его сподвижников не дают возможность тщательно осмотреть стены и потолки пещеры... 1889 год - геолог академик Ф.Н. Чернышев при составлении Геологической карты России (лист Южный Урал и Приуралье) приводит различные сведения о пещерах этого района, в том числе о подземных полостях на реке Сим. Ученый впервые называет пещеру Игнатиевской. Впрочем, посещал ли сам Чернышев Игнатиевку, доподлинно не известно, а если и посещал, то у ученого были совсем другие цели и задачи: возраст горных пород и ископаемая фауна в пластах, их стратиграфия, элементы залегания... 1912 год - археолог и этнограф С.И. Руденко впервые проводит комплексное исследование Игнатиевской пещеры, делает геологическое и спелеологическое описание подземной полости, измеряет параметры микроклимата, делает топографическую съемку и составляет первый (!) точный и достаточно подробный план пещеры. Кроме того, Руденко обращает внимание на археологию. Во входном гроте пещеры он закладывает раскоп, который дал множество расколотых и обожженных костей, осколков керамики, кремневых, костяных и железных предметов. Для Руденко уже не стоит вопрос, была ли обитаема эта пещера в глубокой древности. Бесспорно, была. * * * Между тем в конце XIX и начале XX века в Западной Европе уже вовсю бушевали страсти по поводу открытия в пещерах рисунков древних охотников - палеолитической живописи. Как археолог и этнограф Руденко наверняка знал об этом. Кстати, судя по фотографиям из его опубликованной работы, члены его экспедиции уже применяли для освещения в пещерах керосиновые лампы типа "летучая мышь", что по тем временам было достаточно прогрессивно. Но, вполне вероятно, задач поиска в этой пещере каких-либо рисунков каких-то древних людей Руденко перед своей экспедицией на Южный Урал явно не ставил. А поэтому наскальная живопись Игнатиевки осталась незамеченной. Справочник "Семи чудес Урала" Игнатиевская пещера (известна в литературе также как пещера Игната, Игнатова пещера, Игнатиевская, Дальняя, Серпиевская, Ямазы-Таш) находится в Катав-Ивановском районе, на правом берегу реки Сим. Грандиозный аркообразный вход в пещеру расположен на высоте 11 метров от уровня реки. Пещера коридорного типа, с несколькими гротами, основное развитие галерей - северо-западное. Первый грот открывается на юг, он доступен дневному свету и поэтому хорошо прогревается солнцем зимой и летом. Здесь археологами обнаружен мощный культурный слой; установлено, что на этом месте была стоянка первобытных людей. За входным гротом следует широкий, но низкий ход, ведущий в главную галерею пещеры. Вправо, по ходу движения, расположен еще один грот, из которого начинается система узких, лабиринтного типа, ходов. В конечном итоге они приводят снова в основную галерею в районе грота Столба. Главная галерея пещеры имеет длину более 130 метров. Ее южная часть - ход Зубастый - сырая, на полу лужи конденсационной влаги, глина, кальцитовые образования в виде гуров и натечной коры. Северная же часть высокой и широкой галереи приводит в грот Столба и заканчивается затем узкой непроходимой щелью. В центре этого грандиозного зала возвышается огромный известняковый останец-столб, на котором покоятся своды грота. "Вечерний Челябинск" Владислав ВЕРИГО N37 (11648) 16.05.2013 Вечерний Челябинск 2013.05.17 08:46




Сюжеты по теме

Ни для кого не секрет, что наши далекие предки жили в пещерах, что, в общем-то, логично, ведь первые люди не могли строить собственное жилье, поскольку не имели необходимых навыков и инструментов. Пещера же давала не только «крышу» над головой, но и защищала от непогоды и многочисленных хищников.
12.08.2016 10:15