В России не кончились недра

24.01.2013 21:03
В России не кончились недра

Фактические физические объемы геологоразведочных работ в России уже почти 20 лет находятся на критически низком уровне — в четыре раза ниже, чем в дореволюционном 1990 году.

Согласно указу Президента России от 15.07.2012 количество российских стратегических предприятий и акционерных обществ пополнилось государственным ОАО «Росгеология». Такой шаг был продиктован необходимостью открытия крупных месторождений углеводородов. Ведь за последнее время в России были распроданы права на разработку всех крупных нефтяных и газовых месторождений. Работы по поиску новых месторождений не ведутся, и если не предпринять срочных мер, то ситуация в ближайшее время может стать критичной.

Решение этой проблемы взяло на себя государство путем повышения инвестиционной привлекательности недр и финансирования отечественной геологоразведки, которая напрямую завязана с обеспеченностью человека сырьем.

Эволюция человечества сопровождалась постоянным наращиванием минерально-сырьевой базы. Так за период 1991-2010 годов в мире добыто почти 50 трлн м3 природного газа, приращено 110 трлн м3, таким образом коэффициент восполнения равен 2,2, и это без учета сланцевого газа. В России подобный показатель составляет 1,0. Мировой коэффициент восполнения для натуральной нефти составляет 1,3 (с учетом синтетической — 1,9). В России — 0,8. Эти факты свидетельствуют о том, что есть резервы для поддержания опережающего роста мировой минерально-сырьевой базы, но для этого коэффициент текущего восполнения выбывающих запасов российским геологам надо поднять до 1,5, поскольку новые запасы зачастую проигрывают в качестве извлекаемым сегодня. Следует иметь в виду, что часть из них будет невостребованной или же не будет подтверждена добычей. Поэтому, прежний принцип «тонну добыл — тонну прирасти» уже неактуален, поскольку ведет к падению добычи в ближайшей перспективе лет через 10-15.

Не смотря на то, что в данный момент количество открываемых газовых и нефтяных месторождений примерно равняется их количеству во времена СССР (50 в год), однако их размеры в 5-6 раз стали меньше, поэтому запасы вновь открываемых месторождений компенсируют объемы добычи не более, чем на 10-15%. Все остальные декларируемые приросты запасов приходятся на ранее открытые месторождения. Поэтому, не за горами ситуация, когда нынешние крупные месторождения будут выработаны, а новых будет крайне мало.

Ситуацию еще можно исправить, если выйти с разведкой новых месторождений в новые регионы суши и акватории шельфа. Только так можно ожидать пополнение сырьевой базы крупными и средними месторождениями. Соответственно, кратно (примерно в 2,5—3 раза) должны быть увеличены объемы геологоразведочных работ.

Ответственные службы в обязательном порядке должны раскрывать структуру прироста, показывая раздельно запасы, которые получают на разрабатываемых месторождениях:

- за счет доразведки;

- за счет переоценки;

- за счет разведки ранее открытых месторождений, подготовленных к разработке;

- за счет открытия новых месторождений.

В противном случае, если учитывать все это в одной цифре, нельзя увидеть объективное положение дел в современной отечественной геологии.

На данный момент проблема состоит не столько в истощении недр, сколько в отставании развития российской геологии от возрастающих потребностей в минеральных и топливно-энергетических ресурсах.

Россия всегда была великой сырьевой державой. Поэтому, важно не только возродить принцип опережающего развития сырьевой базы и знаний о собственных недрах, но и восстановлением полноценного мониторинга и институтов прогнозирования развития минерально-сырьевой базы мира, поскольку сейчас идет жесточайшая конкуренция в борьбе за доступ к природным ресурсам.