Движение тектонических плит на Земле началось более 4 миллиард лет назад

13.04.2011 20:43

Геологи из Университета Калифорнии пришли к выводу, что тектоническая активность на нашей планете, приведшая к движению тектонических плит и поверхности Земли в целом, возникла в первые 500 миллионов лет существования планеты, то есть 4 миллиарда лет назад. Это значительно больше той оценки, которая была общепринятой ранее. Геофизик Марк Харрисон утверждает, что геологи нашли этому факту доказательства.

До сих пор принято мнение, что первые миллионы лет от рождения на Земле были просто адские условия – не было воды, воздуха, поверхность подвергалась непрекращающимся метеоритным бомбардировкам и извержениям вулканов. Однако теперь можно утверждать, что уже тогда начались подвижки земной поверхности, которые, в конце концов, и привели к формированию той Земли, которую мы сегодня имеем честь наблюдать.

Как следует из слов Харрисона, есть основания полагать, что Земля изначальная была все же больше похожа на нынешнюю, чем принято считать. Из школьных учебников мы знаем, что планета была сухой, опасной и непригодной для возникновения живой материи. Однако в действительности на Земле появились континенты, вода и атмосфера гораздо раньше, чем считалось до сих пор – считает Мишель Хопкинс из Университета Калифорнии.

Известно с большой точностью, что возраст Земли составляет четыре с половиной миллиарда лет. До нашего исследования считалось, что тектоническое движение огромных плит, которые дали начало континентам и материкам, началось около 3.5 миллиардов лет назад.

Специалисты из Калифорнии исследовали под микроскопом крошечные гранулы из циркония, которые были найдены в Австралии. Их возраст составляет около 3 миллиардов лет, а цирконий, тем не менее, остался вполне стабильным. При более детальном изучении в структуре циркония были обнаружены частицы лавы, возраст которых оценивается в 4 миллиарда лет. Эксперты утверждают, что для получения такой композиции необходимо присутствие воды и температур, близких к нынешним.

До сих пор считалось, что в первые 500 миллионов лет своей жизни средний тепловой поток на Земле составлял 200-300 милливатт на квадратный метр. Однако цирконий убедительно свидетельствует, что существовали территории, на которых тепловой поток составлял 75 милливатт на квадратный метр и даже меньше. Такая температура может говорить о наличии зон субдукции, в которых происходило столкновение тектонических плит – утверждает Хопкинс.

И хотя прямых доказательств у ученых нет, косвенные аргументы также весьма красноречивы. По словам Харриса, были детально проработаны более десятка различных сценариев, в которых горячей Земле удается создать более-менее низкую температуру. Однако ни одна из этих моделей не сработала.

Таким образом, можно говорить, что в первые периоды Земля не было такой уж горячей, и вода на ней 4 миллиарда лет назад уже присутствовала, иначе тектонические процессы не могли бы начаться. По нашим подсчетам, точной датой появления воды в больших количествах можно считать 4.3 миллиарда лет назад. Обнаруженные нами цирконы могли образоваться только в разломах тектонических плит, в которых к тому же присутствовала вода.

По материалам cybersecurity.ru

В издании Nature опубликована научная статья американских геологов, в которой они рассказывают о последних проведенных исследованиях, в результате которых был разгадан механизм формирования земной континентальной коры.
28.02.2017 00:00