Этот день в истории края: Обер-секретарь петровского Сената

15.04.2011 21:52

14 апреля 1737 года в Самаре от чахотки скончался руководитель первой Оренбургской физической экспедиции И. К. Кирилов.

Начало XVIII века ознаменовалось для Российской империи присоединением огромных территорий Поволжья, Урала и Сибири. Эти земли были совершенно не изучены ни в экономическом, ни в географическом отношении. Данная проблема началась решаться только во времена Петра I. Именно при нем в России начинают печататься первые оригинальные карты, выполненные с помощью точных измерений, а не «по расспросам», как это было ранее. Все объекты наносились на градусную сетку, как это было принято в Европе. Все работы, связанные с картографированием, Петр I доверил обер-секретарю Сената Ивану Кирилловичу Кирилову, к тому моменту уже имевшим статус серьезного ученого и организатора науки в России. Его смело можно причислять к одному из «птенцов гнезда Петрова», которые стали пионерами поворота исторического развития России в сторону Европы.

Родился Иван Кириллович в 1689 году в семье подьячего. Точная дата рождения остается неизвестной. В возрасте 13 лет он поступает в основанную Петром I Навигационную школу в Москве. После окончания школы Кирилов направляется подьячим в Елец, где он начал выполнять землемерные и топографические работы во время лесозаготовок, которые тогда были массовыми по всей стране в связи со строительством судов для императорского флота. После успешного выполнения порученного государем задания Кирилов возвращается в Москву и начинает службу в Поместном приказе, а через некоторое время – в Поместном столе Сената, созданного по велению императора. Здесь Кирилов прослужил более 20 лет, продвигаясь по служебной лестнице из самых низов до поста обер-секретаря Сената.

С самого начала своей службы Кирилов привлек к себе внимание Петра I большим интересом к географии и географическим картам. Поэтому вполне естественно, что именно ему было поручено руководить геодезистами, которых государь направлял в самые разные уголки империи для составления карт. В 1720 году пришел черед и Астраханской губернии, в подчинении которой в то время находилась и территория нынешней Самарской области.

После смерти Петра I геодезические работы не были свернуты. В 1734 году Академия Наук настоятельно рекомендовала императрице Анне Иоанновне подписать указ о создании специальной структуры с целью исследования восточных районов России, что и было сделано. Так появилась Оренбургская физическая экспедиция, руководить которой назначили обер-секретаря Сената Ивана Кирилова. Осенью того же года он вместе со своим отрядом направился в Самару, и уже здесь он решил о создании штаба всех экспедиционных работ в Самаре.

На протяжении последующих трех лет полевые партии, которыми он руководил, выполнили детальный осмотр больших территорий Заволжья и Приуралья. Подробное картографирование этих огромных по занимаемой площади краев позволили выяснить новые детали ландшафта исследуемых областей, неизвестные ранее.

Например, карты, составленные геодезистом Петром Чичаговым в 1734 году, уже содержали первые контуры Общего Сырта и возвышенностей на берегах рек Самары и Кинель. В 1737 году английский топограф Джон Илтон, работавший в экспедиции, составил первую подробную карте Самарской Луки. До этого времени Волга в среднем течении на картах изображалась в виде прямого участка или с небольшим изгибом в окрестностях Самары. До сих пор непонятно, как могла огромных размеров излучина Самарской Луки остаться незамеченной на протяжении длительного интервала времени вплоть до 30-х годов XVIII столетия.

В 1737 году у Кирилова, основавшего крепость Оренбург и находившегося в то время в ней, началось внезапное обострение чахотки (туберкулеза). Этой болезнью он страдал несколько последних лет. Возвратившись в марте обратно в Самару, Кирилов, несмотря на плохое самочувствие, продолжил руководить подготовкой к летнему полевому сезону. Врач буквально умолял его принять постельный режим хотя бы на несколько недель, Кирилов не внял его просьбам, в результате после очередного обострения болезни руководитель Оренбургской физической экспедиции скончался на рабочем месте 14 апреля 1737 года в молодом возрасте – ему тогда исполнилось 47 лет.

Иван Кириллович Кирилов был похоронен на кладбище при церкви Святого Николая Чудотворца, которое находилась в районе Хлебной площади. После сноса церкви и кладбища место захоронения было утеряно.

После смерти Кирилова за ним остался числиться долг государственной казне в размере 7591 рубль – огромная по тем временам сумма. Иван Кириллович не успел по ним отчитаться, и казначейство решило постановить о взыскании всего долга с его сына – обер-аудитора Военной коллегии Петра Кирилова. Для сына такая большая сумма также оказалась неподъемной, и только благодаря ходатайству Сената через 25 лет после смерти картографа императрица Екатерина II за заслуги отца перед империей пожаловала Петру Кирилову 10 тысяч рублей с вычетов оставшейся задолженности.

Последователем Кирилова на посту руководителя Оренбургской физической экспедицией стал известный государственный деятель В. Н. Татищев, принявший эстафету и продолживший его дело. Его усилиями был основан город Ставрополь-на-Волге (Тольятти). В 1741 году указом императрицы он был переведен для дальнейшего прохождения службы на Урал. Его сменил на посту экспедиции ученик Кирилова – П. И. Рычков, который оставался  руководителем вплоть до ее расформирования.

По материалам newssamara.ru