Патомский кратер - самый загадочный кратер на земле

22.04.2011 18:19

Человечеству известно много непонятных и потому притягательных своей неизведанностью строительных сооружений древности: Египетские пирамиды, статуи острова Пасхи, Стоунхендж. Недавно этот список пополнился еще одним названием. Это – Патомский кратер, самый загадочный кратер на планете.

Его открыли совершенно случайно. Летом 1949 года геолог Вадим Колпаков, исследуя Бодайбинский район Иркутской области для составления геологической карты СССР, наткнулся на непонятное сооружение. Как впоследствии говорил сам первооткрыватель, вначале он принял кратер за террикон какой-то шахты. Но потом понял абсурдность такой гипотезы: откуда в глухой тайге возьмутся люди? К тому же исправительных трудовых лагерей НКВД в этом районе не было, да и отсутствие дорог указывало на то, что нужно искать другую версию. Вторая мысль, посетившая геолога – что это археологический артефакт. Но и здесь были несостыковки – местные якуты не особо напоминали древних египтян, никогда не были замечены в строительстве пирамид. Поэтому зародились мысли об инопланетном происхождении кратера.

Полноценная экспедиция в кратеру была направлена только полвека спустя. Руководил ею ведущий научный сотрудник Института геохимии Сибирского отделения Российской академии наук, геолог из Иркутска Евгений Воробьев. Ужа на близких подступах к Патомскому кратеру он вдруг захрипел и упал на землю. Первая врачебная помощь оказалась бессильной. Когда тело доставили в ближайшую больницу, вскрытие показало, что ученый скончался от обширного инфаркта. Остается непонятным, мог ли такой бывалый геолог, исходивший в экспедициях не одну сотню километров, не выдержать длинной дороги? Как бы то ни было, экспедиция на этом завершилась. Следующая практически ничего не добавила в знания о происхождении кратера. Было установлено, что слухи о завышенном радиационном фоне подтвердились с точностью до наоборот – при приближении к кратеру стрелка дозиметра падала. Кроме того, в радиусе километра от кратера не было обнаружено ни одного крупного животного или птицы.

Остались открытыми вопросы и о внутреннем содержимом кратера. Проведенная магнитометрия показала, что на глубинах порядка 100-150 метров имеется нечто с большим содержанием железа. При этом приборы чувствуют изменение магнитного поля на расстоянии в  несколько диаметров кратера.

Так что ученые пока не смогли ответить на самые интересные вопросы. Более детальное изучение кратера требовало использования бурильного оборудования.

Так что же скрывается за тайной происхождения Патомского кратера? Падение внеземного объекта? Подземный ядерный взрыв? Выход на поверхность кимберлитовых труб или удар исполинской молнии? Ученые всего мира до сих пор теряются в догадках, а версии возникновения кратера множатся с невероятной скоростью.

По материалам newsland.ru