Звезды гиганты и сверхгиганты02.07.2018
Звезды карлики01.07.2018
Биосфера земли28.06.2018
Солнечная радиация22.06.2018
Крупнейшие вулканы30.03.2018
Отбор керна13.09.2017
Нефтесервисные компании11.09.2017
Призабойная зона09.09.2017
Бурение буровыми растворами17.08.2017
Висбрекинг - процесс, сырьё, установка03.08.2017
Трудноизвлекаемая нефть23.07.2017
Повышение нефтеотдачи21.07.2017
Бурение горизонтальных скважин19.07.2017
Наклонно-направленные скважины16.07.2017
Попутный нефтяной газ07.07.2017
Удоканский проект возрождается
На Удокане спустя тридцать лет геологи вновь приступят к инженерно-изыскательной деятельности. Хозяин лицензии, Байкальская горная компания, выбрала иркутское ОАО «Сосновое» в качестве исполнителя работ.
Первый этап освоения данного месторождения также проводили иркутские инженеры и рабочие.
В далеком 1964 году, почти полстолетия назад, у подножия меднорудных гор каларской земли начала свою деятельность Удоканская экспедиция Восточно-Сибирского треста инженерно-строительных изысканий по заказу Министерства цветной металлургии Советского Союза и института «Гипроцветмет». Спустя немного времени экспедиция перешла в подчинение Забайкальскому тресту инженерно-строительных изысканий. Переподчинение положительно повлияло на экспедицию и позволило заняться заказом на более высоком уровне детализации и эффективности.
Как сейчас вспоминаю свою встречу с последним руководителем удоканских изыскателей Владимиром Гриценко в 1980 году. Мы говорили в основном о прошлом, как бы предчувствуя близость конца экспедиции. Исследуемый район, о котором идет речь, славен своими исключительно сложными условиями – вечной мерзлотой практически на всей территории, достаточно большой сейсмичностью и очень сложной геологией местности. Все эти условия определяют комплекс проводимых изыскательных работ: инженерно-геологических, сейсмологических, сейсморазведочных, гидрогеологических.
Предстояло определить пригодные для развертывания будущего Удоканского горно-обогатительного комбината площадки, что было возможно только при условиях тесного взаимодействия геологов, геофизиков, метеорологов, гидрогеологов, мерзлотоведов и других специалистов.
Основная часть всего комплекса работ выполнялась Удоканской экспедицией, которую часто путают с Удоканской геологоразведочной экспедицией, которая базировалась в Чаре. Для этого была сделана комплексная оценка пригодности площадки, выбранной в качестве территории будущего строительства. За довольно короткое время было построено жилье, объекты культурно-бытового назначения. Поселок Удокан сразу стал лучшим ни всем Читинском севере, жить и работать здесь считалось весьма престижным. Шестнадцать лет продолжались изыскательные работы, год от года становясь все сложней и совершенней, в полном соответствии с нормативными документами. Виктор Макаров, Николай Потехин, Зинаида Ухляева, Михаил Домошонкин, братья Георгий и Евгений Воложаниновы, Людмила Аверчук, Эдуард Ярушевич, Николай Коновалов, Полина Бондаренко – имена тех первопроходцев, которые были на слуху и чаще других звучали в ежеквартальных итогах трудовой эпопеи каларских геологов. Казалось, что сплоченному коллективу все задачи по плечу. Но время оказалось переломным, ниоткуда на страну надвинулась перестройка, и у экспедиции возникла некоторая неопределенность, перспективы на ближайшие несколько лет оказались весьма размытыми. Все это происходило в то время, когда вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, согласно которому на Удокане предполагалась интенсификация изыскательных работ в целях ускорения строительства горно-обогатительного комбината. В 1988 году экспедиция прекратила свое существование. К этому времени такой поворот событий уже не был неожиданным для поселка, района и области, поскольку сам ход развития ситуации в стране и отношение к Удоканскому проекту уже предполагали нечто подобное. Тем не менее, экспедиция успела сделать очень много, и к ее наработкам возвращаются изыскатели нынешнего времени. Ведь тогда были выполнены все заявки Минцветмета на выявление многочисленных строительных площадок для возведения горно-обогатительного комбината, который должен был перерабатывать 35 миллионов тонн руды в год, и для 100-тысячного города Удокан. Все необходимые площади, вплоть до одного гектара, были тщательно отработаны в нескольких вариантах, которые были представлены проектировщикам, как того и требовали региональные инженерно-геологические и климатические условия.
Как бы то ни было, но сегодня, после тридцатилетнего отсутствия, изыскатели возвращаются на Удокан. И вновь это иркутяне, а для местных старожилов это хороший признак. Нынешним специалистам достались не бесконечные горы и тайга, а территория, сплошь и рядом иссеченная транспортными магистралями. Правда, все остальные условия, предъявляемые к экспедиции, остаются прежними. При этом качество изысканий значительно возросло – их хотят привести в соответствие с международными нормами. По сравнению с советским периодом можно отметить значительное сокращение инфраструктурных стройплощадок – вместо 100-тысячного города остается скромный вахтовый поселок, зато мощности планируемого горно-обогатительного комбината возросли с 35 до 36 миллионов тонн руды в год.
Уже к концу этого года необходимо подготовить основные строительные площадки к рабочему проектированию. Многовариантный подход к их отбору остается и сейчас. К примеру, для технологического комплекса (это 28-й и 32-й километры трассы Чара – Чина и верховья реки Нирунгнукан) предусмотрено три варианта, для хвостохранилища (долины речки Эмечаги и ручья Неизвестного) – два. При этом информация, которую наработала предыдущая экспедиция, вне всякого сомнения, будет использована вторично. Правда, необходимым условием будет ее перепроверка, что и делают сейчас сотрудники ОАО «Сосновгео» и других субподрядных организаций. Все исполнители получили детальные инструкции, предписания, координаты и объемы работ. В итоге сроки оказались достаточно жесткими.
Если говорить об этих сроках, то Байкальская горная компания не делает из них секрета. Есть некоторые изменения относительно первоначальных планов. Например, «выход горнодобывающего комбината на проектную мощность (а это не менее 36 миллионов тонн руды в год) состоится не позднее июня 2016 года», или «начало промышленной добычи производительностью не менее 12 миллион тонн руды в год должно состояться не позднее июня 2014 года» и далее в таком же духе. Особо хочется отметить словосочетание «не позднее», которое не встречалось в более ранних директивах и технико-экономических обоснованиях по Удоканскому проекту строительства ГОК, несмотря на то, что некоторые из них удостаивались положительной экспертно-правительственной оценки. Ну что ж, время покажет обоснованность таких заявлений.
По материалам zabrab.chita.ru
Нефть дешевеет на опасениях эпидемии коронавируса22.01.2020 10:47
Сейсмологи прогнозируют крупное извержение вулкана Тааль21.01.2020 13:09
Нефть снова дорожает20.01.2020 11:26
Украина не будет строить газопровод для СПГ из США17.01.2020 10:29
Белоруссия ищет альтернативу российской нефти16.01.2020 10:46
Вулкан Тааль на Филиппинах выбросил двухкилометровый столб пепла15.01.2020 10:31
Разгадана загадка Солнечной системы о «великом водоразделе»14.01.2020 10:54
На Филиппинах началось извержение вулкана Тааль13.01.2020 10:44
Газпром резко сократил подачу газа в Европу10.01.2020 12:02
8 января был официально открыт «Турецкий поток»09.01.2020 10:45