У России есть "тектоническое оружие", которое вызывает подземные толчки

24.04.2011 19:36

В мировой практике сложилась негласная традиция: как только где-нибудь происходит мощное землетрясение, все шишки валятся на Россию и США, которые обвиняются в использовании тектонического оружия, то есть направленного воздействия на земные недра с целью вызвать серию подземных толчков. Этой сплетне уже около 30 лет. В 80-х в США в каждом штате строились специальные башни-излучатели - Gwen Towers. Построенная сеть из 58 мачт высотой 100 метров могла  создавать направленное радиоизлучение сверхнизкочастотного диапазона. Официально было объявлено, что назначение антенн – поддержание связи правительства страны с военным ведомством в случае начала ядерной войны. Естественно, адепты «теории заговора» придерживались другого мнения – что предназначение башен – вызывать землетрясения. Масла в огонь подлил еще один факт – в 1997 году в штате Аляска был запущен еще один секретный объект - HAARP. На территории площадью  14 гектаров было построено 180  антенн и 360 радиоизлучателей. И опять официальная версия гласила о мирных целях проекта – изучении северного сияния. Однако  в сознании общества объект прочно вошел в категорию тех, чье назначение – вызывать землетрясения. И Gwen, и HAARP обвиняли в землетрясениях уже много раз: в 1999 -  в колумбийском, тайванском и турецком, в 2003 – в иранском, в 2004 – индонезийском, 2008 – китайском (Сычуань), и, наконец, в 2010 – в землетрясении  на Гаити. Правда это или выдумки досужих журналистов, узнать не суждено: Пентагон не торопится раскрывать свои тайны.

В России первый шум вокруг проблемы поднялся в 1991 году. Тогда массово распускался слух о том, что российские военные вызвали землетрясения в Грузии и Южной Осетии. В 1993 году той же участи якобы подверглись Абхазия и Югославия, в 1999 – снова Абхазия, в 2002 – Грузия. Сегодня слухи расползаются гораздо быстрее, виной тому – распространенность всемирной сети Интернет. И вот уже появились сведения, что и землетрясение в Японии – результат испытания сверхсекретного тектонического оружия, и инициатором, скорее всего, является Россия. Потому что в последнее время отношения между двумя странами складывались довольно напряженные из-за давнего спора по Курильским островам. Вот русские и отомстили.

Так все же есть у России тектоническое оружие? Это тем более интересно в связи с тем, что никаких секретных объектов наподобие американских у нас обнаружено не было. Или они были слишком уж засекречены, или их вообще в природе не существует. Мы обратились к заведующему лаборатории импульсной энергетики в геофизике Объединенного института высоких температур Российской академии наук Виктору Новикову с просьбой дать разъяснения по этому поводу.

- Все эти слухи, конечно же, возникли не на пустом месте. В 1990 годы на геофизических полигонах Памира в Таджикистане и Северном Тянь-Шане (Киргизия) отечественные ученые в самом деле проводили испытания установок, которые могли влиять на земную кору. Правда, цель была не в том, чтобы вызывать подземные толчки, а наоборот, чтобы их гасить в зародыше. Эти испытания вовсе не были секретными. Название установки было сложным – импульсный магнитогидродинамический генератор, или МГД-генератор. Он был разработан в 70-80-х годах  учеными различных научно-исследовательских институтов Академии наук СССР. Руководил работами академик Велихов совместно со специалистами военно-промышленного комплекса. Принцип действия был следующий: МГД-генератор устанавливался на соответствующее транспортное средство, перемещался в нужную точку и в определенном месте вырабатывались направленное энергетическое излучение в импульсном режиме, которое направлялось в земную кору и изменяла ее состояние.

Если описывать процесс более подробно, все выглядело приблизительно так: в землю устанавливались два мощных электрода на расстоянии 4 километров друг от друга. Это был как бы аналог огромной двузубой вилки. К ним подключался МГД-генератор, который в течение 10 секунд выдавал импульс мощностью в несколько тысяч ампер. Теоретически электрический сигнал должен был достигать очага землетрясения на 5-10-километровой глубине. Приемная аппаратура фиксировала ответные сигналы, и по их характеристикам можно было судить о приближающихся подземных толчках.

Самое удивительное – прибор работал! Доказательством этому служил весьма любопытный факт: в зоне, окружающей генератор, количество сильных землетрясений уменьшилось, а слабых, наоборот, увеличилось.

Причиной этого исследователи считали то, что импульсы генератора служили своего рода «стартером», который запускал большое количество слабых сейсмических толчков, которые не представляли большой опасности. Аналогов этого устройства в мире нет. Американцы пытались создать аналогичный проект, но он потерпел полное фиаско. Так что можно считать эту технологию российским ноу-хау. Всего в Советском Союзе изготовили несколько таких установок разной мощности, причем генератор «Сахалин» был сравним по мощности с ДнепроГЭСом!

Испытания показали, что в будущем можно с помощью разработанной технологии электрических импульсов обрабатывать зону сейсмических разломов с целью контроля накопленной там тектонической энергии. Например, чтобы разрядить напряженность внутри очага землетрясения, можно было бы проследовать вдоль разлома с включенным генератором, который бы вызывал слабые локальные встряски. После такой профилактики о данном месте можно было бы забыть лет на сто-двести.

- А если очаг землетрясения располагается на океанском дне, как это было в Японии, мог бы помочь ваш прибор на глубине?

- Думаю, что нет. Мы еще до конца не поняли, можно ли управлять этим процессом так, чтобы контролировать воздействие и его результат. Мы должны руководствоваться  принципом «не навреди». Иначе вместо разрядки тектонического напряжения можно вызвать преждевременное землетрясение.

- Хорошо, а можно использовать ваше изобретение в качестве сейсмического оружия?

- Оружие в моем  понимании – это возможность нанести удар противнику с требуемой силой  в нужное время и в нужном месте. А если говорить о землетрясениях, то любой сейсмолог  скажет, что на пустом месте  вызвать землетрясение невозможно в принципе. Ведь это огромная энергия, соизмеримая по мощности с десятком ядерных зарядов, и не маленьких. Это может произойти только там, где природа уже все подготовила для этого. А это уже налагает некоторые ограничения на область возможного применения тектонического оружия. Кроме того, для того, чтобы вызвать землетрясение, потребуется применение огромного количества энергии, что незаметно сделать нельзя. Поэтому, чтобы воздействовать на место, расположенное за тысячи километров, необходимо не только знать расположение тектонических разломов, но и воздействовать на него мощным энергетическим разрядом. А через воздух энергия не передается, насколько мне известно. Поэтому все разговоры о сейсмическом оружии – не более чем слухи.

Последние испытания МГД-генератора были произведены в 1990 году, после чего испытания свернули. Установка «памир-2» сейчас установлена на постаменте  научной станции Российской академии наук на Тянь-Шане. Поэтому в японском землетрясении нашей вины нет и не может быть.

Однако я надеюсь, что после выполнения фундаментальных исследованиям в лабораторных условиях, если будут выделены необходимые средства, мы опять вернемся к полевым испытаниям, но уже на более высоком уровне знаний и технологий.

Еще один комментарий получен от ведущего специалиста Российского экспертного совета по прогнозу землетрясений, оценке сейсмического риска Российской академии наук и Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, вице-президента Комиссии по геофизическим рискам и устойчивому развитию Международного союза по геодезии и геофизике, профессора Владимира Кособокова.

- Для того чтобы искусственным путем вызвать землетрясение, подобное тому, которое произошло, например, на Гаити в 2010 году, необходимо взорвать ядерный заряд мощностью более одной мегатонны. А для мегаземлетрясений наподобие  японского в 2011 году, в Чили в 2010 или в Индийском океане в 2004 нужно уже тысячи гигатонн тринитротолуола, для чего недостаточно всего ядерного потенциала планеты, существующего на данный момент.

Я проведу простую аналогию  между землетрясением и ружьем. Так вот, на сегодняшний день сейсмологи  не могут с достаточной степенью надежности сказать, где точно находится само ружье, в каком оно состоянии – заряжено или нет, в каком конкретном месте находится курок, есть ли в данной конструкции предохранители и спущены ли они, в какую сторону повернуто дуло. Достаточно? Даже если найти отличного снайпера, это отнюдь не гарантирует, что он справится со своей миссией, даже если некоторые данные ему известны – слишком уж много неизвестных. И нельзя забывать о том, что структура литосферы Земли хорошо изучена только на относительно небольших территориях, поэтому покупатель «тектонического ружья» заранее обречен на провал. Скорее всего, еще до нажатия на «курок» он ошибется в выборе самого «ружья».

Наука пока не имеет надежных методов, способных с достаточной долей достоверности указать на точные координаты землетрясения, его силы и времени. Достаточно сказать, что все шестьдесят самых мощных землетрясений, которые произошли в 2000-2011 годах, оказались «сюрпризами» для Глобальной карты Международного проекта Программы оценки глобальной сейсмической опасности (GSHAP). Причем  в доброй половине случаев  это были «очень большие сюрпризы».

По материалам kp.ru