Пепел Эйяфьядлайекюдля: Измерение опасности

29.04.2011 22:03

Извержение вулкана Эйяфьядлайекюдль в прошлом году привело к параличу авиасообщения во всей Европе, что повлияло на 10 миллионов авиапассажиров и привело к значительным экономическим потерям, которые оцениваются в 1.5 – 2.5 миллиарда евро. М теперь возникает вопрос: а стоило ли так бояться? Скорее всего, да.

Если детально рассмотреть частичку пепла, то она состоит из песка и пыли, ее диаметр не превышает 2 мм.

Труднопроизносимое название «Эйяфьядлайекюдль» состоит из корней трех слов – «остров», «гора» и «ледник», что свидетельствует о том, что гора покрыта льдом.

Вулкан начал извергаться 20 марта прошлого года, причем в течение нескольких недель раскаленная лава проникала сквозь трещины на поверхность и затем оседала как пепел. Поэтому извержение привлекло внимание только вулканологов. Но уже в середине апреля произошел первый взрыв, облако пепла поднялось в атмосферу и начало свое движение в юго-восточном направлении. Эксперты посчитали облако достаточно опасным, чтобы рекомендовать авиакомпаниям воздержаться от  воздушных полетов. И это послужило причиной настоящего транспортного коллапса, пожалуй, самого большого со времен второй мировой войны.

Не составляет труда представить, какими огромными потерями обернулось извержение для мировой экономики. Споры о том, насколько обоснованными были те рекомендации, не утихают до сих пор. И действительно ли пепел был настолько опасен, что требовалась отмена всех авиасообщений.

Не вызывает сомнения, что мельчайшие частицы пепла способны нанести повреждения обшивке самолета, учитывая огромную скорость летящего лайнера. Попадание пепла в сопло реактивного двигателя способно вызвать его расплавление и налипание на лопастях турбины, что могло вызвать нарушение нормальной циркуляции воздуха и, теоретически, вызвать его отказ. Однако все это – теоретические рассуждения, а что могло бы быть на самом деле, дискутируется и сейчас.

Заключительную точку в этих спорах может поставить недавно проведенное исследование, выполненное группой датских ученых, возглавляемой Сьюзан Стрип. Оно убедительно показало, что взрывы горячего пара, в который превратился лед на поверхности долго спавшего вулкана, при соприкосновении с потоком лавы вызвал разрушение самой лавовой породы, вызвав при взрыве появление огромного количества мельчайших фрагментов, которые обладали очень острыми краями.

Для обычного извержения количество мелких частиц размерами  менее 10 мкм составляет в среднем 2% от общего количества. Для вулкана «Эйяфьядлайекюдль» все оказалось наоборот; доля таких мельчайших частиц достигала 20%. Маленькие размеры способствовали тому, что они разносились в атмосфере на огромные расстояния и имели большую проникающую способность. Поэтому такие частицы считаются самыми опасными. И не только для самолетов, но и для дыхания.

Не стоит пренебрегать тем фактором, что такие частицы обладают способностью абсорбции на свою поверхность  различных токсичных компонентов из вулканических выбросов – хлора, диоксида серы, соединений фтора. Благодаря малым размерам пылевых частиц общая их поверхность, доступная для проникновения вредных веществ, огромна. А легкость таких частиц способствует их переносу на большие расстояния, а не оседать в ближайших окрестностях вулкана, как это происходит в большинстве случаев.

Так что тревога была не напрасной.

По материалам popmech.ru





Сюжеты по теме

Мощное вулканическое извержение для современного человека может доставить массу неприятностей. Речь не идет о людях, проживающих в окрестностях извергающегося исполина, поскольку, и так понятно, что они подвергаются смертельной опасности, и зачастую вынуждены спасаться бегством, оставляя свои жилища на «растерзание» огненной стихии.
05.01.2017 00:00