На сегодняшний день прогноз конкретного землетрясения невозможен

01.05.2011 19:42

Генеральный директор Центра сейсмологической службы Академии наук Азербайджана, профессор Гурбан Етирмишли согласился ответить на несколько вопросов «Вестника Кавказа» по поводу прогнозирования землетрясений.

- В последние годы в мире стало все больше происходить сильных землетрясений – Аргентина, Чили, Гаити, Иран, Япония… Можно ли говорить о том, что между всеми этими событиями есть какая-то связь?

- Вы правы, в самом деле, ученые разных стран отмечают такую тенденцию. Тревожные изменения происходят не только в геологии, а во всей окружающей среде. Если речь идет только о сейсмических событиях, то все они имеют одну общую черту – все землетрясения вызваны активизацией геодинамических процессов. Несмотря на то, что у многих землетрясений природа разная, итог всегда один – повышение сейсмичности. Как считают многие ученые, сейчас мы находимся в начале цикла высокой геодинамической активности на Земле, которая касается как процессов, происходящих в ядре планеты, так и в ее мантии и литосфере.

- В Азербайджане в последнее время также участились землетрясения. Как вы можете это объяснить?

- Азербайджан испокон веков считался сейсмически активной территорией. Здесь известны случаи разрушительных землетрясений, да и самое последнее сильное Каспийское землетрясение случилось совсем недавно – в 2000 году. Наш сейсмический центр регистрирует до 4 тысяч землетрясений в год, но большая часть из них настолько слабые, что совершенно не ощутимы, и могут быть обнаружены только инструментальными методами.

Если быть точным, общее количество землетрясений осталось на том же уровне, просто новое сейсмическое оборудование и развитие сети телеметрических станций Кinemetrics предоставило ученым возможность регистрировать больше землетрясений малой мощности, которые были не по зубам старой аналоговой технике. То есть присутствует увеличение разрешающей способности измерительной сейсмометрии.

- Появляются сообщения, что на Кавказе с 2011 года и по 2015 будет период повышенной сейсмической активности, которая достигнет своего пика в 2013-2015 годах. Как вы относитесь к таким прогнозам?

- Тектоническая активность на Кавказе зависит от большого количества разнообразных факторов. Среди них есть как внутренние, так и внешние, которые связаны с глобальной тектоникой литосферных плит. В этом контексте сейсмическая активность может изменяться в ту или иную сторону, но прогнозировать пик активности можно опираясь на совершенно достоверные факты. А этих фактов как раз и нет.

- Некоторые эксперты полагают, что неконтролируемая добыча нефти может приводить к образованию огромных пустот в глубинах земной коры, что и является одной из причин возникновения землетрясений. Такая проблема может иметь место в Азербайджане?

- Основная часть нефтедобычи у нас происходит на глубинах 5-6 километров, а очаги землетрясений, которые фиксируют приборы, располагаются гораздо ниже – на глубине 30-50 километров. Вывод один – все колебания земной коры вызваны тектоническими процессами – горизонтальными и вертикальными движениями отдельных блоков по тектоническим разломам. Именно это и вызывает землетрясения. А для Азербайджана актуальна несколько иная проблема – анализа влияния пассивной сейсмичности на нефтегазовую отдачу продуктивных пластов.

Если говорить о «пустотах», то у нас они отсутствуют, поскольку пари откачке нефти или газа для поддержания пластового давления в него закачивают водяной раствор. Поэтому даже обвалов не может быть. Правда, вода несколько менее плотна, чем нефть, поэтому она может уменьшать предел прочности породы, что может стать причиной некоторого незначительного увеличения сейсмичности в районе  нефтедобычи. Если построить достаточно густую сеть сейсмических станций, то это даст возможность очень в мелких деталях изучить тектонику местности и предсказывать даже слабые землетрясения. Вместе с Государственной нефтяной компанией Азербайджана мы сейчас определяем места установки этих сейсмических станций на шельфе.

По их установке будет подготовлен специальный проект, который будет реализован за счет инвестиционных средств. Для большего охвата Каспийского бассейна уже в текущем году запланировано открытие трех придонных телеметрических станций Кinemetrics, с помощью которых можно будет намного детальней выполнять оценку сейсмической активности в районах активной добычи углеводородов. В дальнейшем планируется увеличение количества таких станций.

Каспийское море для Азербайджана имеет огромную стратегическую важность. Поскольку и для Апшеронского полуострова, и для Баку основная сейсмическая угроза  - это очаги землетрясений, находящиеся глубоко под Каспийским морем.

- Что конкретно делает ваш Центр для улучшения качества прогнозирования землетрясений?

- Мы проводим мониторинг сейсмичности территории Республики с помощью 30 телеметрических станций системы Кinemetrics, средством связи для которой является спутник. Это самая известная техника в этом сегменте. Точно такие же станции закупает и Япония. Все, что происходит в глубинах коры, все мелкие сотрясения, любая активность вообще фиксируется системой мониторинга этих станций. Отслеживаются такие параметры, как напряженность геомагнитного, гравитационного полей, характеристики геохимического поля.

В сентябре текущего года планируется установка двух новых сейсмических станций в Нахичеванской  Автономной Республике – в городах Шахбузе и Ордубаде. Они дадут возможность намного детальнее исследовать структуру, тектонические подвижки земной коры, и, в конечном итоге, более точно предсказывать сейсмические события в этом районе.

- За какое время до начала можно предсказать землетрясение? Какие параметры наиболее важны для прогнозирования?

Для классического прогноза важны всего три параметра: место, время и магнитуда ожидаемого землетрясения. Это трудная проблема, над ней усиленно работают геофизики всего мира. Есть некоторые успехи в предсказании отдельных параметров, но в комплексе эта задача пока не по зубам никому в мире.

Сегодня не существует способа предсказать конкретное землетрясение. А от угрозы из возникновения сегодня никто не застрахован. Поэтому совсем недавно на учебной базе Министерства по чрезвычайным ситуациям, которая находится на пляже Шихово, были проведены учения оперативно-спасательной ориентации. Их целью являлась имитация спасательных работ на нефтеперерабатывающем комбинате и на морской платформе по ликвидации последствий возможных подземных толчков силой 6 баллов, эпицентр которого располагался в Каспие в 50 километрах от Баку.

- Говорят, животные чувствуют приближение землетрясения. Они сейчас как-то используются в этом плане?

- Да, многие животные проявляют признаки беспокойства перед землетрясением – куры, свиньи, собаки, черепахи, крысы, змеи… Даже геофизическая аппаратура, которая фиксирует даже самые слабые толчки, названа «черепахой».

Можно вспомнить случай массовой гибели рыбы 8 марта в Калифорнийском заливе. Я считаю, что причина этого – в надвигающемся землетрясении, которое потрясло Японию. Рыба предчувствовала бедствие, и в поисках безопасного места начала заплывать в залив, после чего из-за нехватки кислорода началась ее массовая гибель. Некоторые диапазоны акустических волн, которые могут быть вызваны подземными толчками перед крупным землетрясением, оказываются губительными для морской живности, и как следствие – рыба гибнет или выбрасывается на берег.

Пример – за несколько дней до мощного землетрясения в Новой Зеландии на берег выбросилось около сотни китов. Уже после того, как в Японии случилось самое сильное землетрясение в ее истории, появились слухи о том, что незадолго до первых толчков рыбаки в прибрежных водах неоднократно замечали очень редкую рыбу-ремень, которая обычно обитает на глубине 700 метров и крайне редко поднимается в верхние слои.

Старая японская легенда гласит, что рыба-ремень специально вплывает для того, чтобы предупредить людей о надвигающемся стихийном бедствии. Есть данные, что она всплывала и перед прошлогодними чилийским и тайванским землетрясениями.

Однако следует признаться, что на сегодня  данных о возможности  использования животных для достоверного прогнозирования землетрясений нет.

Предсказать это грозное явление пока невозможно по причине отсутствия надлежащей физико-математической модели сейсмического процесса, а также из-за сложностей расчета ожидаемой магнитуды.

- Сотрудничает ли ваш Центр с зарубежными коллегами?

- Конечно. У рас налажено тесное сотрудничество с геофизиками 14 стран – России, Турции, США, Грузии, Франции, Ирана, Греции, Японии, Болгарии, Италии, Беларуси, Узбекистана, Испании, Казахстана. Еще мы участвуем в ряде научных проектов под эгидой НАТО. Наш Центр является активным членом международных сейсмологических организаций - IRIS, Orfeus, CSEM.

По материалам aze.az