Сейсмология: Поражения и надежды сменяют друг друга нескончаемой чередой

11.05.2011 21:53

Несмотря на предпринимаемые усилия, наука пока не в состоянии предсказывать землетрясения. Но ученые не сдаются. Работы в этом направлении не просто продолжаются, они после каждого крупного события интенсифицируются. И так будет продолжаться до тех пор, пока не случится одно из двух: либо землетрясения прекратятся, либо  разгадка будет найдена.

В Житомирском национальном агроэкологическом университете работает кандидат технических наук, доцент Виктор Ганношин. Он специализируется в сфере обнаружения признаков предстоящего землетрясения, и имеет собственные наработки в этом вопросе – об этом красноречиво говорят семь зарегистрированных патентов.

- Виктор Петрович, сегодня оптимизма у сейсмологов поубавилось, в отличие от ситуации лет двадцать назад. В Китае, который отличается повышенным риском землетрясений,  проводились масштабные исследования по прогнозированию…

- Да, при этом ими был достигнут результат, который стал классическим и самым упоминаемым событием в современной сейсмологии – предсказание землетрясения 1975 года в городе Хайчен. За несколько часов до начала подземных толчков власти сумели провести эвакуацию и этим спасли многие тысячи жизней.

- Но, насколько известно, это единственный случай правильного предсказания мощного землетрясения, которое было воспринято властями?

- Да, и при этом о применении каких-то высоких технологий речь не идет вовсе. Катастрофа была предсказана исключительно благодаря наблюдениям за изменением уровня воды в местных колодцах.

В том же Хайчене сейсмологи предсказывали землетрясения около двух десятков раз, власти несколько раз внимали и проводили эвакуации вхолостую. Но так как Хайчен – городок маленький, такие мероприятия особого затруднения в организационном и экономическом плане для него не вызвали больших трудностей. Но, к большому сожалению, вопрос точности прогнозов остался открытым, и уже в следующем году  в том же Китае перед землетрясением в миллионном городе Таншань никто не решился проводить эвакуацию, хотя предвестников его тоже вроде бы было достаточно. Результат – гибель около 800 тысяч жителей.

- В свое время шло множество разговоров о том, что животные очень чувствительны к землетрясениям.

- Любые «биологические» подходы к предсказаниям малоэффективны. Полагаться на несколько необычное поведение кошки или аквариумных рыбок не очень серьезно – слишком часто они это делают. И тем более невозможно абсолютно точно утверждать, что причина волнений косяков морской рыбы имеют сейсмическую причину. Для того чтобы прогноз был надежным, необходимо, чтобы признаки события были ясными и обоснованными, возможность ложных срабатываний должна быть сведена к минимуму, а вероятность прогноза быть как можно более высокой. Если говорить о животных, то здесь как раз все наоборот.

Другое дело геофизические признаки – их ведь тоже достаточно много – сейсмические, гидродинамические, деформационные, электромагнитные, термические, обо всех сразу и не вспомнишь. Сейчас активные разработки проводятся в связи с ионосферными предвестниками землетрясений, которые считаются наиболее перспективными, надежными и заблаговременными. Как видите, ученые добрались уже до космоса, чтобы предсказать то, что происходит глубоко под землей.

- Это как раз та тема, в которой работаете и вы? Расскажите об этом более подробно.

- О том, что околоземное космическое пространство испытывает влияние тектонических процессов накануне землетрясений, науке известно достаточно давно. В этом плане особенно выделяется ионосфера. Еще Михаил Ломоносов заметил, что накануне землетрясений наблюдается свечение ночного неба. Причина этого явления сейчас известна: за несколько суток до начала подземных толчков сейсмическая активность вызывает изменения в ионосфере, многократно увеличивая концентрацию свободных электронов. На высоте порядка 110 километров за счет потока таких высокоэнергетических электронов происходит нагрев атмосферы, что и вызывает пресловутое свечение. И не только его. Поэтому для науки представляет большой интерес надежный способ регистрации концентрации свободных электронов в отдельных участках ионосферы. Это возможно, например, с помощью ионозонда, который представляет собой портативную специализированную радиотехническую станцию.

- Обработка данных в такой способ, наверное, требует очень непростых вычислений?

- В сущности, вы совершенно правы. Несмотря на то, что за изменением концентрации электронов перед возникновением землетрясений и в момент первых толчков ведутся наблюдения более десяти лет, пока что не совсем ясно, что делать с полученной информацией и каким образом ее использовать. все дел в том, что существует множество дополнительных факторов, которые также увеличивают количество свободных электронов в верхних слоях атмосферы, но к сейсмической деятельности не имеют никакого отношения: повышение активности солнца, которое вызывает магнитные бури, мощные наземные взрывы в карьерах, метеоритная составляющая, деятельность вулканов.

- В чем состоит суть вашего изобретения?

- Мои методы как раз и отличаются тем, что лишены указанных недостатков, то есть позволяют говорить о том, что полученные признаки относятся именно к надвигающимся подземным толчкам. Естественно, разработанные методы базируются не на одном только эффекте увеличения концентрации электронов в ионосфере. Это комплекс независимых физических явлений, которые обычно сопровождают любой сейсмический процесс.

- И как вы добились всего этого? Ведь вы как, будто не являетесь профессиональным сейсмологом?

- Моя основная специальность по диплому – радиоинженер. А здесь оказалась необходимой высшая математика. Мне очень повезло, что в Харьковской радиотехнической академии я ею серьезно увлекся под руководством доктора физико-математических наук академика И. В. Сухаребского. Еще мне очень помогли знания статической радиофизики и собственно самой физики. Пришлось много работать над изучением большого количества работ, посвященных изменениям концентрации свободных электронов. Итогом всей этой работы стала формула, позволяющая с достаточной степенью эффективности предсказывать надвигающееся землетрясение.

- О чем вы подумали в тот момент, когда стало известно о японском землетрясении?

- Конечно же, испытывал сильное разочарование из-за того, что не получилось испробовать свою методику, что, не исключено, могло бы помочь предотвратить такие ужасные последствия. К слову, когда я только начинал свои исследования в этой области, то как раз думал о Японии. Они на протяжении пятидесяти лет проводили исследования, которые так ни к чему и не привели. Если бы в моем распоряжении находился хоть один ионозонд, я бы, несомненно, проверил бы его на самых сейсмоактивных территориях…

По материалам eutg.net