Николай Амшинский: Сдаваться рано. Работы - непочатый край

08.05.2011 18:59

Николай Амшинский, фронтовик, поэт, публицист, ученый, патриот – он в свои 96 лет все еще состоит в штате одного из крупнейших научно-исследовательских институтов.

- Николай Николаевич, так когда вы закончили свою трудовую деятельность?

- Завтра. В настоящий момент я являюсь консультантом по научным вопросам Сибирского научно-исследовательского института геологии, минерального сырья и геофизики Сибирского отделения Академии наук России. Сейчас мы занимаемся работой по написанию книги об истории освоения Сибири, а также об истории становления нашего альма-матер. Только вчера мне привезли свежие материалы.

Я с уважением смотрю на ученого. В комнату входит его жена Ольга Семеновна, 92 лет от роду.

Хозяин нас тут же знакомит: - Моя Олечка – удивительная женщина! Она кандидат биологических наук, очаровала двух профессоров! Ее первый муж – почвовед, профессор Сергей Трофимов, мы в свое время были хорошими друзьями. А когда и я, и Оля остались одинокими, решили, что лучше вместе спасаться от одиночества. Живем уже 22 года вместе.

Прохожу в рабочий кабинет Амшинского. Стол почти весь занят рукописями, научными изданиями. На стенах – стеллажи с книгами. Множество образцов минералов, каждый со своей уникальной историей. Старые фотографии, картины.

Свое первое месторождение молодой 25-летний геолог, недавний выпускник Томского университета Николай Амшинский открыл в 1939 году в Горном Алтае. Это были залежи гематитовых руд. Именно это месторождение стало основой для последующего открытия целой группы месторождений, расположенных в районе Холзунского хребта.

Затем армия, война. Курсы младших лейтенантов. 25-й автомобильный полк Ставки Верховного главнокомандующего, где старший диспетчер Амшинский прослужил до конца войны, принимая участие в обеспечении фронтов действующих армий.

Воспоминания о тех временах посещают его до сих пор. Ночь, дорога, ведущая на Старый Оскол. Лейтенант Амшинский ведет в город, где стоит автомобильный полк, колонну бензовозов. Недалеко от знаменитой Прохоровки его бензовоз задевает противопехотную мину, взрыв – и Николай только чудом остается жив – осколки задели спину, шею, живот, руку.

Прямо на месте, под старым деревянным мостом, разожгли костер и приступили к лечению. Николай сам сумел вытащить осколок стекла, который застрял в мышцах живота и торчал с лохмотьями ткани на концах. Ручьем хлынула кровь, а шофер по указанию Николая плеснул на место ран кипяток. Кровь мгновенно свернулась, что и спасло жизнь молодому лейтенанту, как потом призналась доктор-хирург из полевой медсанчасти.

Последняя военная должность Амшинского – адъютант начальника Управления автоперевозок и эксплуатации Главного автомобильного управления Советской Армии.

9 мая 1945 года Москва бурлила, как океанский шторм. Площадь Маяковского, куда я пошел вечером, была заполнена ликующими людьми, повсюду песни и пляски. Не обошлось и без выпивки. Шум стоял неимоверный. Группы солдат были в центре вниманиями. С наступлением темноты народу становилось все больше, все ждали праздничного салюта. А я стоял в каком-то оцепенении, и перед глазами проносились тяжелые военные годы…

После войны Николай стал одним из крупнейших знатоков геологии. Был мастером спорта по лыжным гонкам, обладал недюжинной силой. Иностранные ученые были поражены, когда он в их присутствии пальцами гнул монеты. Вскоре Амшинский возглавляет экспедицию, в задачи которой входил поиск урановых месторождений. Опять работа в Горном Алтае, аэрорадиометрически съемки, полеты возле самых скал и регистрация гамма-излучения. Работа на грани смертельного риска. Однажды маленький ПО-2 таки не выдержал нагрузок и развалился на части. К счастью, никто тогда не пострадал.

Итогом этой работы стал атлас гамма-полей, который отразил геологическую структуру Горного Алтая и  всей Западной Сибири, Казахстана и Красноярского края. Амшинский назначается главным геологом специализированной Березовской экспедиции. За его плечами – сотни и тысячи километров, пройденных пешком и на конях. Вскоре исследователь становится одним из виднейших знатоков геологического строения территории Западной Сибири.

С 1958 года Николай Амшинский – сотрудник Сибирского научно-исследовательского института геологии, геофизики и минерального сырья.

Геологической деятельности – поиску, разведке различных природных ресурсов – Николай Амшинский отдал 57 лет своей жизни. Это совсем немалый срок. Около 30 лет он был заместителем руководителя Новосибирского отделения общества охраны природы Советского Союза. Был активным противником строительства Катунской ГЭС, два раза принимал участие в обсуждении этого проекта в Верховном Совете РСФСР. И, в конце концов, проект отклонили.

Сегодня ученый и исследователь живет вдвоем с Ольгой Семеновной. Распорядок дня установлен давно – утренняя зарядка, простенький завтрак, хлопоты по дому. Допекают болезни – возраст все-таки сказывается. Но жизнь полна планов, работы – непочатый край.

В семье Амшинских-Трофимовых 7 детей, 15 внуков, 13 правнуков. И даже есть праправнук, которому пока три месяца от роду. Все 36 – родные и любимые. Неудивительно, что многие из них – состоявшиеся геологи, микробиологи, геодезисты.

По материалам sovsibir.ru