Готова ли Украина к мощным подземным толчкам?

14.06.2011 18:38

В субботу исполнилось ровно три месяца со дня трагедии на японском острове Хонсю. 11 марта 2011 года землетрясение мощностью 9 баллов сотрясло остров в северо-восточной его части. Образовавшееся в результате гигантское цунами стало причиной масштабных разрушений и гибели большого количества населения. Сотни тысяч людей остались фактически без крова и до сих пор проживают в школьных спортзалах и подобных местах. Однако в Японии землетрясения совсем не редкость, там об этом знают и строят дома, которые смогли выстоять даже при такой силе подземной стихии.

В Стране восходящего солнца существует развитая система оповещения о землетрясениях, считающаяся лучшей в мире. Сработала она и 11 марта, правда, время, отпущенное для принятия соответствующих мер, оказалось слишком маленьким. Но самое главное – ученые не смогли вовремя предупредить о возможности образования цунами, высота волны которого в некоторых местах достигала 30 метров. Большая часть разрушений и 90% погибших – результат действия цунами, а отнюдь не землетрясения.

Многие эксперты убеждены, что если бы подобная катастрофа случилась бы в любой другой стране – количество разрушений и жертв среди населения было бы на порядок больше. В связи с этим возникает правомерный вопрос: а возможно ли крупное землетрясение на Украине и готова ли страна к нему? И есть ли возможность предупредить о нем, как это сделали в Японии? Ответы на эти вопросы искала журналист Татьяна Мельниченко.

Ежедневно в мире происходит около полусотни землетрясений, но достаточно мощных, магнитудой свыше 5 баллов – единицы. Информация о таких событиях появляется уже после того, как они произошли. Однако украинские ученые убеждены, что предсказывать землетрясения можно, и довольно успешно.

Юрий Турбал, кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой вычислительных методов и информационных систем Международного экономико-гуманитарного университета г. Ровно, сумел разработать компьютерную программу, которая выдает прогноз по месту и времени возможного мощного землетрясения с точностью до одного часа. Свою программу протестировал на японском землетрясении. Ученый утверждает, что после того, как появляются первые толчки небольшой мощности, можно рассчитать траекторию движения сейсмических волн и на основании этого  - потенциально опасной зоны.

Когда такая волна, по утверждению Турбала, проходит через районы, где накопилось напряжение, сейсмическая энергия высвобождается и происходит землетрясение.

До сих пор ученые института геофизики занимались только регистрацией землетрясений, происшедших на чужой территории. Но Сергей Щербина, старший научный сотрудник института (отдел сейсмической опасности), решил пойти дальше. Он убежден, что состояние земной коры можно прослушивать и записывать, а с применением специальной программы – и прогнозировать ее дальнейшее поведение. По его словам, процессы, происходящие в земной коре, можно представить на примере с обычной палочкой: если ее начать изгибать, в конце концов, вы услышите треск, после продолжения приложения усилий она сломается с громким треском. Точно так же все происходит и в земных недрах. Когда в результате столкновений тектонических плит земная кора деформируется, соответствующая аппаратура в состоянии уловить эти процессы и предвидеть некоторые будущие.

Ученые решили заняться совместным исследованием данной проблемы, а полученные в результате процесса данные намерены выкладывать в Интернете для всеобщего обозрения. Они предупреждают: это всего лишь научный эксперимент относительно предсказания потенциальных угроз землетрясений, и верить таким прогнозам или нет – дело сугубо личное.

При этом Сергей Щербина утверждает, что точный на 100% прогноз невозможен. Максимальная достоверность, по его убеждению, лежит в пределах 90-95%. Ошибки случаются у всех. Точно так же и с данным методом – может случиться так, что ученые предскажут землетрясение, а оно не произойдет. Или наоборот.

Румынские сейсмологи уже заинтересовались результатами прогнозов украинских ученых. В зоне Вранча каждый день регистрируется около 30 землетрясений, в подавляющем большинстве ощутимых только с использованием точной высокочувствительной аппаратуры.

Научный сотрудник отдела сейсмической опасности института геофизики Юрий Лесовой говорит, что землетрясения в данном регионе мощностью 6.5 баллов в среднем происходят один раз в 27-32 года. То есть раз в тридцать лет следует ожидать такого события, а поскольку его не было уже продолжительное время, следует быть начеку. Хотя и не факт, что максимальное землетрясение случится в ближайшее время.

Зона Вранча – потенциальный источник угрозы мощных землетрясений для Украины. Этим регионом украинцев пугают уже достаточно давно. Если там случится мощный подземный толчок, геотектоника в регионе такова, что его прочувствуют жители Одесской области и южного берега Крыма на собственной шкуре. В Европе эти колебания также будут ощущаться. Правда, на подходах к Киеву сейсмические волны несколько потеряют в амплитуде. Здесь ученые говорят о максимуме в пять баллов по шкале Рихтера.

Но пять баллов – это тот уровень, который людьми уже ощущается. При шести в домах может падать плохо укрепленная мебель, при семи баллах на домах появляются трещины.

О землетрясениях мощностью 6-7 баллов не понаслышке знают жители села Анталовцы, что на Закарпатье. В 1936 году они пережили подземные толчки такой силы. Иван Иордан, один из старожилов села, рассказывает:

- В этот момент мой отец как раз был дома. В те времена дома были небольшие, соломенные. После начала толчков отец выбежал на улицу – думал, соседи так шутят, хотят перевернуть хибару колками.

Небольшие дома тогда не поддались напору стихии, и о больших разрушениях никто не помнит.

А вот в Крыму в 1927 году произошло 8-балльное землетрясение, последствия которого были далеко не такими безобидными. От большого количества зданий на побережье тогда остались одни развалины.

Ученые предупреждают, что ради собственной безопасности знание элементарных правил поведения при таких стихийных бедствиях, как землетрясения, для жителей сейсмоопасных регионов просто необходимо. Потому что первые толчки, как правило, достаточно слабые и не ведут к разрушениям, и, почувствовав тряску, человек может успеть покинуть опасное место.

Заведующий отделом сейсмологии Института геофизики Национальной академии наук Украины Юрий Вольфман говорит, что в случае землетрясения нив коем случае нельзя приближаться к внешним стенам здания. Самое безопасное место – дверные проемы капитальных стен, например, входные двери. Необходимо располагаться в удалении от тяжелых предметов – шкафов, антресолей и т.д. Следует немедленно перекрыть газ и по возможности обесточить помещение. Строжайше запрещено пользоваться лифтом.

В Одессе, которая относится к регионам с повышенной сейсмической активностью,  большинство зданий  - старой постройки и находятся далеко не в лучшем состоянии. Поэтому при возникновении слухов о возможных землетрясениях, многие одесситы боятся находиться в зданиях и ночуют на улице. Специалисты выступают против панических настроений, но предупреждают, что если о старых зданиях вовремя не позаботиться, рано или поздно катастрофы не избежать.

По этому поводу интересное мнение высказал вице-президент украинской ассоциации сейсмостойкого строительства Константин Егупов. Он говорит, что у специалистов-строителей есть такой специальный термин – «деградация жилого фонда». И за последние 40-50 лет эта деградация происходит столь высокими темпами, что вызывает тревогу: те здания, которые могли бы выдержать без последствий землетрясения 5-6 баллов, сегодня внушают большие опасения относительно своей сейсмостойкости.

Задача ассоциации – следить за тем, чтобы строительство новых зданий происходило в соответствии с требованиями норм сейсмического безопасного строительства для данного региона. Но заказчики в целях увеличения прибылей постоянно стремятся снизить стоимость строительных работ, и сейсмостойкость страдает в первую очередь. И хотя новостройки сегодня находятся в зоне пристального внимания со стороны специалистов, о старом жилом фонде этого не скажешь. Попытки организовать проведение паспортизации всех зданий предпринимаются уже давно. Это мероприятие дало бы возможность определить, какое максимальное землетрясение способно выдержать каждое исследуемое здание, но все упирается в нехватку средств.

Замдиректора научно-исследовательского государственного Института строительных конструкций Юрий Нимчинов утверждает, что даже такая маленькая страна, как Узбекистан, провела паспортизацию  10000 школ и других зданий, глее возможно массовое скопление народа. Потому что в 1964 голу, когда случилось землетрясение в Ташкенте, погибло много людей, в том числе и детей. Поэтому и было решено начать паспортизацию именно со школ и детских садов. Для проведения измерений используют специальные вибромашины, с помощью которых расшатывают здание и определяют все узкие места, которые могут привести в будущем к разрушению. Такие установки помещают в верхних этажах зданий, они начинают колебаться и создают ощутимую вибрацию. В Украине с помощью такой техники также можно было бы исследовать такие объекты, как детские сады, больницы или школы. Однако для нас это пока из области фантастики.

Японцы используют вибротехнику уже давно. Большинство зданий и сооружений у них проектируется и строится с применением именно такой технологии. Недавнее 9-балльное землетрясение убедительно доказало эффективность такого решения – все здания устояли, и если бы не цунами, Япония обошлась бы без такого огромного количества жертв и разрушений.

По материалам 1tv.com.ua