Ведомства развязали настоящую войну за «Транснефть»

21.07.2011 20:39

Министерство экономического развития настаивает на скорейшей приватизации компании «Транснефть». Минэнерго столь же решительно настроено против. Сейчас между двумя ведомствами разгорелся нешуточный спор, включать ли компанию «Транснефть» в список компаний, которые следует приватизировать в течение ближайших трех лет, или нет.

Министерство экономического развития выступает за то, чтобы в 2012 году продать 10% доли «Транснефти», в 2013 году – следующую порцию, 18.1%, а в итоге у государства останется 50% плюс одна акция.

При этом в министерстве, возглавляемом Эльвирой Набиуллиной, отлично понимают, что продажа акций трубопроводного монополиста, имеющего стратегическое значение, у многих в правительстве вызовет неприятие и даже гнев.

Поэтому министерство экономического развития готово приступить к обсуждению ограничения на получение доступа инвесторов к акциям компании. Для этого потенциальных инвесторов предполагается оценивать «по качественным показателям», хотя, что это означает на практике, никто не знает. В министерстве также готовы обсудить введение любых мер, которые обеспечат государству сохранение большинства при проведении голосований. И чтобы при этом возможные инвесторы не разбежались, чиновники предложили еще одно решение – рассмотреть стратегию дальнейшего развития «Транснефти» с привлечением зарубежных независимых консультантов. Это станет частью программы повышения привлекательности компании, которая печально известна своими постоянными спорами с миноритариями. 
Несмотря на некоторые реверансы в отношении приверженцев полного государственного контроля, Министерство энергетики выступает решительно против предложений коллег из Министерства экономического развития. При этом  ведомство Сергея Шматко руководствуется доводами, что приватизация «Транснефти» для бюджета страны и для самой компании и обернется большими  финансовыми потерями.

Это связано, по их мнению, с тем, что компания заняла 530 миллиардов рублей на строительство трубопроводов, частично выпуском облигаций. А в проспекте относительно эмиссии этих облигаций имеется пункт,  который дает возможность покупателям облигаций в случае снижения доли государства требовать их досрочного погашения. Если произвести приватизацию в 2012 году, то на досрочное погашение уйдет 124 миллиарда рублей.

Кроме того, в Министерстве энергетики опасаются возможного участия миноритариев в управлении компанией, относя вероятность такого поворота событий к корпоративным рискам. А ведь в случае приватизации имеется шанс, что правительство потеряет контроль над управлением компанией и принятием важных решений, к которым в первую очередь относится строительство трубопроводов. А случится это может потому, что, согласно закону об акционерных обществах, голос заинтересованного акционера (после приватизации им может стать государство) не учитывается. Это означает, что владельцы даже небольших пакетов смогут самостоятельно определять параметры происходящих сделок, оказывать влияние на судьбу крупных проектов компании. А если при этом смогут провести своего кандидата в совет директоров, эти шансы увеличиваются многократно.

И, наконец, ведомство Сергея Шматко опасаются такого развития событий, когда приватные  акционеры будут  настаивать на увеличении доли прибыли, идущей на выплату дивидендов, что автоматически уменьшит возможности компании по выделению денег на ремонт и прокладку новых труб. А это означает увеличение всевозможных аварий и техногенных катастроф. В данный момент на дивиденды выделяется менее 1% от всей чистой прибыли «Транснефти».

Министерство энергетики опасается также того, что миноритарии будут в своей деятельности руководствоваться в первую очередь эффективность инвестиций. А отнюдь не государственными интересами, что станет причиной невозможности реализации коммерчески неэффективных, но стратегически важных проектов. Так, проект трубопровода Заполярье – Пурпе  будет окупаем только при ставке 530% от ныне существующего тарифа на прокачку по магистральному нефтепроводу. Понятно, что такие затраты на транспортировку делают разработку приполярных месторождений нефти неэффективными и даже убыточными.

Так что военные действия продолжаются. И в одном, и в другом ведомстве, а также в аппарате первого вице-премьера России Игоря Шувалова, курирующего приватизационные вопросы,  от комментариев по поводу приватизации «Транснефти» отказываются. А представитель компании  заявил, что «Транснефть» примет любое решение собственника.

Вопрос о продаже «Транснефти» всплыл еще год назад. И уже осенью 2010 года  Министерство финансов и Министерство экономического развития согласовали список объектов, которые могут быть приватизированы в 2011-2012 годах. В этом предварительном списке оказалась и «Транснефть». В октябре на совещании у премьер-министра было предложено отложить рассмотрение  вопроса о продаже акций монополиста  до 2014 года. Весной нынешнего года Дмитрий Медведев дал поручение правительству расширить приватизационные списки и рассмотреть вопрос о возможности снижения доли государства в компаниях ниже той, которая позволяет сохранить контролирующие функции.

В данный момент государству принадлежит 78.1% акций «Транснефти», что составляет 100% от числа голосующих. Доля частных компаний  - 21.9% привилегированных акций, которые права голоса не обеспечивают. Также известный факт, что частные нефтепроводы существуют только в Соединенных Штатах, во всех других странах они находятся в собственности государства.

Алексей Голубович, глава инвестиционной компании «Арбат капитал» утверждает, что продажа таких крупный инфраструктурных объектов – явление вредное. В мире не существует ни одного государства, которое в здравом уме согласилось бы приватизировать компанию уровня «Транснефти». После такого шага любые реформы в отрасли будут крайне затруднены.

Иван Мазалов, глава московского представительства Prosperity Capital Management наоборот, считает, что страхи потерять контроль над компанией совершенно не обоснованы. Это результат неверной трактовки законов, утверждает он. Государство не может быть заинтересованной стороной, поэтому в подобных случаях голосует  всегда. Примером может служить ВТБ или «Газпром»  - в этих компаниях миноритарии никоим образом не мешают правительству принимать нужные ему решения. Поскольку облигации «Транснефти» в данный момент котируются выше номинала, досрочное их погашение не имеет никакого смысла, кроме потери денег. Кроме того, приватизацию проводят не только для получения дохода, но и для улучшения управляемости компанией. Однако и продажа 28% акций компании может принести в бюджет дополнительно  8 миллиардов долларов.

Ованес Оганисян, эксперт инвестиционной компании «Ренессанс капитал», полагает, что приватизация не должна являться самоцелью. В данный момент стоимость «Транснефти» неизвестна, поскольку рынку видны только привилегированные акции. Это является основной причиной, по которой «Транснефть» должна быть предложена инвесторам  в гораздо большем объеме. По его мнению, для этого достаточно продать дополнительную эмиссию акций компании. При этом имеется принципиальное отличие от продажи государственного пакета – вырученные деньги пойдут на развитие компании, при этом долг компании от выпуска облигаций не увеличится.
По материалам izvestia.ru