Звезды гиганты и сверхгиганты02.07.2018
Звезды карлики01.07.2018
Биосфера земли28.06.2018
Солнечная радиация22.06.2018
Крупнейшие вулканы30.03.2018
Отбор керна13.09.2017
Нефтесервисные компании11.09.2017
Призабойная зона09.09.2017
Бурение буровыми растворами17.08.2017
Висбрекинг - процесс, сырьё, установка03.08.2017
Трудноизвлекаемая нефть23.07.2017
Повышение нефтеотдачи21.07.2017
Бурение горизонтальных скважин19.07.2017
Наклонно-направленные скважины16.07.2017
Попутный нефтяной газ07.07.2017
«Одесса – Броды»: между реверсом и аверсом
Украинское правительство уже имеет новые решения относительно нефтепровода Одесса – Броды. Эксперты отрасли отмечают, что в данном случае речь идет о взаимоисключающих способах использования трубопровода относительно направления прокачки нефти: в то время, как одни чиновники разрабатывают проект поставки нефти из Одессы по территории Белоруссии и Украины в Восточную Европу, другие хотят договориться с руководством «ЛУКОЙЛа» о запуске Одесского нефтеперерабатывающего завода, для чего нефтепровод нужно использовать в обратном, реверсном направлении.
Нефтепровод, первая очередь которого была построена и сдана в эксплуатацию в 2001 году, простаивал практически до лета 2004-го. Тогда окончательно стало понятно, что идея диверсификации поставок нефти в Европу по украинско–белорусско-польскому маршруту каспийского сырья себя не оправдала.
В Европе не очень хотели вкладывать средства в продолжение нефтепровода от города Броды, расположенного на западной границе Украины. В итоге было принято соломоново решение запустить его в обратном направлении. Это стало возможным благодаря тому, что российская «Транснефть», использовав ветку нефтепровода «Дружба», сумела загрузить украинский маршрут на западе, направив нефть в южном направлении. Так и получил дешевую нефть принадлежащий «ЛУКОЙЛу» Одесский нефтеперерабатывающий завод.
Хотя Виктор Ющенко требовал расторгнуть договоры с российской стороной, чтобы использовать проектное направление Одесса – Броды, против выступила премьер-министр Юлия Тимошенко. Но с приходом новой власти в Украине период политических разногласий в Киеве вроде бы закончился, а тем временем российская компания получила предложение, содержащее новые и более высокие тарифы на транспортировку нефти. В итоге российская компания добровольно отказались от этого маршрута, а Одесский НПЗ с осени прошлого года закрылся «на ремонт» по причине отсутствия сырья.
Илья Саввин, директор агентства «Энергия», отметил, что украинский рынок не ощутил дефицита сырья по причине остановки Одесского нефтеперерабатывающего завода, потому что 60% потребностей страны покрывается за счет импорта нефти. До самого последнего времени главным поставщиком готовых нефтепродуктов был Мозырский нефтеперерабатывающий завод. Для его загрузки украинская сторона использовала маршрут Одесса – Броды. В конце прошлого года стороны обсуждали планы по транспортировке в Белоруссию более 14 миллионов тонн азербайджанской нефти в год, но в начале текущего года было объявлено, что на 2011 год объем транспортировки составит только 4 миллиона тонн. В феврале нефтепровод начал прокачку первых незначительных партий нефти из Азербайджана, которая доставлялась в Одессу с помощью танкеров. Но когда разразился белорусский кризис, и появились сведения о плановом ремонте Мозырского нефтеперерабатывающего завода, в Украине по этому поводу началась легкая паника.
«Проблема была быстро решена за счет поставок готовых нефтепродуктов из Литвы. Впрочем, о ремонте белорусского завода было известно достаточно давно. Начиная с 1 июля, он снова возобновил работу, и по маршруту Одесса – Броды опять транспортируется нефть», – говорит эксперт Саввин. Он полагает, что украинская власть недовольна существующими объемами загрузки. В этой связи правительство распорядилось начать проведение переговорного процесса о возможных дополнительных объемах поставок сырья по этому же маршруту, но в страны Восточной Европы. Чиновники Министерства энергетики Украины говорят, что предварительные консультации ведутся со всеми заинтересованными сторонами – Азербайджаном, Белоруссией, Польшей, Чехией, Словакией и Венгрией. Министр энергетики Белоруссии Александр Озерец на днях подтвердил местным средствам массовой информации, что Минск готов к участию в таком проекте. Украинские аналитик при этом отмечают, что без согласия официальной Москвы реализовать это проект невозможно, поскольку украинский нефтепровод остается недостроенным, а использование веток «Дружбы» требует согласования с северным соседом.
Илья Саввин отмечает, что если переговоры завершатся провалом, украинская власть готовит второй сценарий развития ситуации: вернуться к реверсному пути применения нефтепровода для загрузки мощностей Одесского нефтеперерабатывающего завода. На днях первый вице-премьер Андрей Клюев дало поручение ответственным ведомствам возобновить переговоры с руководством «ЛУКОЙЛа» о возможном запуске простаивающего завода. Хотя украинские аналитики уже высказались в том плане, что российская компания постарается избавиться от потенциально перспективного, но достаточно проблемного предприятия, украинские чиновники с этим мнением не согласны. «В модернизацию завода, которая продолжается даже сейчас, вложены очень большие средства. «ЛУКОЙЛу» будет трудно совсем отказаться от него», – считает Саввин.
Один из чиновников неофициально добавил, что та ситуация, которая сложилась на украинском рынке, является временной: «Нестабильность существует не только у нас, но и во всем Таможенном союзе. Поэтому резких движений сейчас лучше не делать. Но в будущем необходимо вернуться к идее, которую высказал премьер-министр Николай Азаров: минимум 70% нефтепродуктов производить на собственных нефтеперерабатывающих заводах и импортировать не более 30%». Для практического осуществления этой идеи правительство весной хотело ввести чрезвычайно высокие пошлины на ввоз готовых нефтепродуктов.
«Ввести их сегодня – это моментально обрушить рынок, последствия будут плачевными. За время ремонта Мозырского нефтеперерабатывающего завода украинское правительство имело время для того, чтобы убедиться в том, что владельцы отечественных заводов – весьма условные партнеры. Никто из них даже не попытался значительно увеличить объемы производства, чтобы этим снизить цену готовую продукцию на рынке. А Лисичанский нефтеперерабатывающий завод, принадлежащий ТНК-ВР, в самый разгар сезона, в мае – июне экспортировал 80% произведенных нефтепродуктов, когда в Украине ощущался их легкий дефицит. Поэтому власть должна очень хорошо подумать, прежде чем вводить преференции отечественным переработчикам», – считает Саввин.
Неразбериха с имеющимися правительственными указаниями, поручениями и планами свидетельствует о полном бардаке в сфере переработки и транспортировки нефти в стране: «Необходимо очень четко разграничить интересы государства и сферы влияния коммерческих структур». Точно так же считают и представители «ЛУКОЙЛа», которые пока публично не обнародовали свою позицию, но и не дают обещаний возобновить работу одесского НПЗ себе в убыток.
По материалам ng.ru
Нефть дешевеет на опасениях эпидемии коронавируса22.01.2020 10:47
Сейсмологи прогнозируют крупное извержение вулкана Тааль21.01.2020 13:09
Нефть снова дорожает20.01.2020 11:26
Украина не будет строить газопровод для СПГ из США17.01.2020 10:29
Белоруссия ищет альтернативу российской нефти16.01.2020 10:46
Вулкан Тааль на Филиппинах выбросил двухкилометровый столб пепла15.01.2020 10:31
Разгадана загадка Солнечной системы о «великом водоразделе»14.01.2020 10:54
На Филиппинах началось извержение вулкана Тааль13.01.2020 10:44
Газпром резко сократил подачу газа в Европу10.01.2020 12:02
8 января был официально открыт «Турецкий поток»09.01.2020 10:45