90 лет первой рабочей скважине Курской магнитной аномалии

23.07.2011 11:19

Ровно 90 лет назад у деревни Лозовка Щигровского района была заложена первая скважина Курской магнитной аномалии под руководством горного инженера Сергея Бубнова. Курская магнитная аномалия содержит шестую часть всех железорудных мировых запасов. Сегодня руду добывают и перерабатывают три крупных комбината: Михайловский горно-обогатительный комбинат в Курской области, Стойленский и Лебединский - в Белгородской. А началось освоение этой аномалии именно под Щиграми.

Постановление СТО, подписанное лично Лениным 24 августа 1920 года, дало начало работам по разведыванию глубоким бурением территории Курских магнитных аномалий   впервые аномалию земного магнетизма на территории Курской губернии обнаружил академик, астроном Петр Иноходцев, составляя в конце XVIII века карты Генерального межевания. Но потребовались еще около ста лет, прежде чем  за изучение Курской магнитной аномалии всерьез взялись ученые. Второй  раз эту загадку обнаружил  в 1874 году Иван Смирнов, приват-доцент Казанского университета во время проведения геомагнитной съемки Европейской части России. В 1883-м Николай Пильчиков, приват-доцент Харьковского университета, после 71 серии наблюдений предположил, что причиной аномалии являются крупные залежи железной руды, за что был награжден Российским географическим обществом Большой серебряной медалью.

Огромный объем  работ провел профессор Эрнест Лейст, преподающий на кафедре физической географии Московского университета. Сначала он был помощником французского профессора Муро, директора Парижской обсерватории,

который был командирован в Курскую губернию французской Академией наук. Анализируя имеющиеся данные, Лейст пришел к выводу, что аномалия связана именно с железной рудой. В 1898 году губернское земство профинансировало профессора на 25 тысяч рублей - огромные деньги по тем временам - на покупку приборов для проведения магнитных измерений и оборудования для бурения в Германии.

По указаниям Лейста первые скважины начали бурить в селах Непхаево и Кочетовка. По расчетам ученого, руда должна была залегать на глубине 200 метров от поверхности земли. Однако,  достигнув этой глубины, рабочие руды не обнаружили. Сторонники вскоре отвернулись от Лейста, его называли шарлатаном, забрали все приборы и оборудование. Однако профессор, несмотря на неверие и трудности, продолжал исследования за свои деньги под Курском во время отпусков. В течение четырнадцати  лет в одиночку Лейст в июле-августе проводил съемку Курской магнитной аномалии, а для составления магнитных карт аномалии ему пришлось выполнить 4500 измерений!

«Ничего подобного нет на всем свете, - удивлялся потом Эрнест Егорович. – Ученые со всего мира приезжали сюда, словно в Кунсткамеру: здесь магнитная стрелка показывает не на юг и север, как нужно, а на запад и восток». Выяснение границ Курской магнитной аномалии и глубины залегания в ней руды велись вплоть до 1918 года. В итоге Лейст сумел научно доказать наличие в недрах громадных масс магнитного железняка, однако напряженная многолетняя работа заметно подорвала его здоровье.

Летом 1918 года правительство молодой советской республики направило 60-летнего на лечение в Германию в Наугейм. Не успев до своего отъезда составить единую карту Курской магнитной аномалии, Лейст взял с собой материалы своих исследований. 13 сентября 1918-го профессор умер, находясь на заграничном курорте, так и не узнав правды об огромных  подземных богатствах Курской аномалии. Его многолетние научные труды достались немцам, которые предложили их выкупить за огромные по тем временам деньги - пять миллионов рублей золотом! Советское правительство не стало приобретать документацию профессора  Лейста, решив повторить его работы. Немного позже в местах, где Лейст проводил буровые работы, и нашли железную руду. Профессор  «недобурил» до места залегания руды  всего 20 метров! Шла Гражданская война.

Дело Лейста продолжил другой ученый, академик  Петр Лазарев, профессор Московского геологоразведочного института, у которого осталась рукопись покойного Лейста. Работы в Курской губернии по указанию самого Владимира Ленина скоро были возобновлены. Летом 1919 года в район между Тимом и Щиграми, где Лейст обнаружил мощную аномалию, был направлен магнитометрический отряд. Под руководством К. С. Юркевича 22 июня отряд из десяти человек прибыл на товарном вагоне. В то время страна переживала тяжелое время: шла Гражданская война, бушевал тиф и голод. С начала августа в Тимском уезде, где проводились основные  наблюдения, была слышна канонада - наступала белая армия Деникина. Отряд продолжал работу даже тогда, когда в районе не было никакой власти. Среди крестьян поползли слухи, что в ящиках геологов - пулеметы, а те вехи, которые они выставляли в поле, - прицелы для стрельбы... 5 сентября белые вплотную подошли к Курску, и отряд решил спешно эвакуироваться.

Исследованием Курской магнитной аномалии занялась Особая комиссия, возглавляемая профессором Иваном Губкиным. Освобождение Красной армией центральных районов страны от армии Деникина позволило опять приступить к работам. Технический отряд возвратился в Курскую губернию. А 24 августа 1920 года Владимир Ленин подписал исторический документ - постановление Совета Труда и Обороны «О проведении  буровых работ в Курской магнитной аномалии». О ситуации на Курской магнитной аномалии Губкин и Лазарев лично докладывали Владимиру Ильичу.

С весны до осени 1920-го было выполнено  2000 измерений. Начать буровые работы предполагали в мае 1921 года, однако в послевоенное время разрухи и голода оказалось большой проблемой доставить оборудование из Баку и Грозного. Транспорт как такового не было, с трудом удалось получить несколько вагонов. По пути на поезд напала банда, обычное явление для того времени, три специалиста по буровым работам, сопровождавших груз, были убиты. Состав прибыл под Курск только в начале июня, при этом два вагона бесследно исчезли...

Несмотря на все эти обстоятельства, 22 июля 1921 года, в 7 километрах от Щигров, у деревни Лозовка в чистом поле под руководством Сергея Бубнова, горного инженера, заработала буровая скважина №1. Ее торжественное  открытие состоялось в присутствии председателя губернского исполкома Галанина и остального губернского начальства, после чего были устроены митинг, спектакль и обед, а всем рабочим розданы подарки.

«Всего пару лет назад на этом месте было чистое поле, а сейчас под красивой вышкой с красным флагом над ней закишел рабочий народ, зазвучал призывной гудок и после исполнения Интернационала тяжелый бур под шум машин начал вгрызаться в щигровскую почву, чтобы достать громадные богатства, которые нашим предкам и не снились», - писала тогда газета «Набат» местного Щигровского уезда.
За работами в районе Курской магнитной аномалии внимательно наблюдали не только в России, но и за границей, в мировой прессе печатали ежедневные сводки. Поскольку были еще такие (в руководстве государства в том числе), которые  по-прежнему не верили в успех, доказать наличие железной руды в огромных количествах мог только бур. Шли работы крайне медленно: то не продуктов для рабочих, то торфа и дров, то не на чем было их завезти. А еще бушевавшая в то время инфляция, сыпной тиф, пожар, унесшие жизни многих рабочих, в том числе и их руководителя Бубнова. Работы были продолжены только благодаря личному участию в судьбе Курской магнитной аномалии Ленина, который написал: «Дело это надо вести энергично...» Под Курск вскоре привезли специальные буровые станки.

В январе 1923 года Лозовку посетил профессор Губкин. В валенках и шубе он ворвался  в конторку, сдернул запотевшие очки... В это время вошел раздосадованный токарь. «Он протянул бригадиру напильник: с него лохмотьями свисала металлическая стружка. - Невозможно работать». Оказалось, к тискам, напильникам и всем металлическим инструментам стали прилипать пыль и стружка. Мастерская находилась на расстоянии 12 метров от вышки...

Иван Михайлович приказал принести стертые долота. «Теперь дайте гвоздь, пожалуйста, - попросил он нетерпеливо. – Быстрее». И при этом заметно побледнел. Гвоздя не нашли, подошел гаечный ключ. Губкин дрожащими руками медленно поднес его к долоту. Когда между ними осталось расстояние около сантиметра, ключ моментально прилип к долоту.

«Долото намагнитилось!». Об этом потом писали во всех  газетах. Губкин доложил Ленину. Не оставалось никаких сомнений: внизу находились тонны магнетитовой руды. До нее еще оставалось немало метров и большое количество трудностей. И пройдет еще немало лет, пока из курской руды сварят первую сталь (профессор Губкин до этого не дожил). Но руду все-таки нашли!

7 апреля 1923 года бур в скважине №1 на глубине 167 метров зацепил мощную залежь железной руды, и на поверхность был поднят первый ее керн. Образцы тотчас отправили Москву для проведения анализов, и вскоре там подтвердили наличие в руде магнетита. В Щигровском уезде, между деревнями Лозовка и Козловка, был добыт первый образец породы, состоящий на 70% из железа - это был выдающийся успех покорителей Курской магнитной аномалии!

Хотя в итоге разработки промышленного масштаба начались не в Щиграх, а в Михайловке и Старом Осколе, где оказались самые богатые месторождения, все равно скважина №1 вошла в историю отечественной геологии. Ежегодно сюда приезжают геологи со всей страны. Создан мемориальный комплекс, куда входят могила первого руководителя бурового отряда Сергея Бубнова, памятный знак в честь первооткрывателей Курской магнитной аномалии и памятник первой рабочей скважине. На ее обсадной трубе первые рабочие Курской магнитной аномалии наварили текст: «Скважина №1, Глубина 358.27 м». Рядом установили мемориальную доску. Работает музей, восстановлено здание конторы БурКМА, которая в те времена располагалась за городом, в местечке с названием Щигорчик.

По материалам dddkursk.ru