Звезды гиганты и сверхгиганты02.07.2018
Звезды карлики01.07.2018
Биосфера земли28.06.2018
Солнечная радиация22.06.2018
Крупнейшие вулканы30.03.2018
Отбор керна13.09.2017
Нефтесервисные компании11.09.2017
Призабойная зона09.09.2017
Бурение буровыми растворами17.08.2017
Висбрекинг - процесс, сырьё, установка03.08.2017
Трудноизвлекаемая нефть23.07.2017
Повышение нефтеотдачи21.07.2017
Бурение горизонтальных скважин19.07.2017
Наклонно-направленные скважины16.07.2017
Попутный нефтяной газ07.07.2017
Древние люди пришли на Южный Урал за медью
Укрепленное поселение Устье, относящееся к бронзовому веку, «принадлежит» Челябинскому педагогическому университету. Поэтому в кабинете Владимира Витальевича Садырина, исполняющего в данный момент обязанности ректора, находятся группа археологов. Причем не только отечественные, но и зарубежные. Это Брайан Хэнкс, представляющий университет Питтсбурга из США, Роджер Дунан из университета Шеффилда, Великобритания, Дерек Питман – тоже из шеффилдского университета. Принимал гостей Николай Борисович Виноградов, профессор педагогического университета, доктор исторических наук. Он двадцать лет назад собственноручно руководил раскопками поселения Устье. Этим летом на территории поселка работали иностранные археологи.
Однако ни Брайан, ни Дерек, ни Роджер на этот раз ничего на Устье не копали, как положено археологам. Все необходимые исследования велись с помощью приборов, и благодаря ним из-под земли была извлечена ценная информация, которая прежде была невозможной.
Брайан, неплохо говорящий по-русски, выводит на дисплей своего походного ноутбука картинку за картинкой, и уже имеет первые результаты исследований.
Б. Хэнкс: Уже сейчас можно утверждать, что результаты исследований оправдали себя. Укрепление, как оказалось, было в четыре раза больше, чем предполагалось ранее. И оно очень напоминает Аркаим.
Н. Виноградов: Аркаим и Устье относятся к одному и тому же времени. В отличие от других памятников археологии, которые заселялись предшественниками по нескольку раз и поэтому имеющие сильно поврежденный культурный слой, Устье заселялось только дважды – в синташтинское и петровское время. Теперь благодаря исследованиям, проведенным нашими коллегами, мы имеем готовый план для проведения работ в следующем году.
Теперь мы уже понимаем, почему люди здесь жили. Их привлекала сюда медная руда. И мы хотим найти эти медные месторождения. По идее, они должны находиться где-то рядом с древним поселением.
В. Садырин: По результатам исследования получается, что Южный Урал был металлургическим краем по крайней мере два раза – сначала медным, а сейчас – железным.
Н. Виноградов: Да. Третье тысячелетие до нашей эры - это и есть время начала медной металлургии бронзового века, именно тогда она появилась на Южном Урале вместе с западными переселенцами – людьми «древнеямной» культуры.
Б. Хэнкс: Полученной информации действительно много. Нам предстоит ее детальная обработка. На картинке видно, в каких местах имеются скопления меди. В небольшом шурфе размером метр на метр мы обнаружили свыше ста кусков шлака.
- Это шлаковые отвалы?
Н. Виноградов: Да. Причем в найденных шлаках оставалась медь.
Б. Хэнкс: На этой картинке – результаты исследований с помощью стронция. Они говорят: имеется много костей животных.
В. Садырин: А в костях имеется кальций?
Н. Виноградов: Да. Древние люди добавляли измельченные кости в печь в качестве флюса. Смысл нашего проекта – найти доказательства присутствия древней металлургии. Именно поэтому проект необычайно имиджевый. А пять тысяч лет назад Урал был для металлургии опорным краем. Для доказательства этого нужно было соединить данные, полученные при раскопках ранее, с современными методами исследований.
Б. Хэнкс: Мы сравнили руду Степного и Устья (Степное – аналогичное укрепленное поселение, относящееся к этому же времени у села Степное на реке Уй). Разница оказалась достаточно большая. В Степном руда несколько иная. И технологический процесс выплавки тоже отличается. Например, там не применялись кости.
Н. Виноградов: Наша экспедиция работала в том районе, начиная с 1983 года. И около десяти лет отряды экспедиции ходили вниз по реке Нижний Тогузак, выявляя могильники, курганы, поселения… Древних людей явно тянуло именно сюда, в эти места.
- Почему сюда?
Н. Виноградов: Потому что здесь имелась руда и вода. И еще имелся лес. Возможно, что-то еще, пока нам неизвестное.
- Получается, что степная Варна древний металлургический центр?
Н. Виноградов: Да. Мы будем работать над коллективной монографией, подготовим серию статей по этой тематике.
Все острее сомнения наших археологов по поводу… лопаты. Именно этот инструмент долгие годы служил источником добытой из культурного слоя информации. При раскопках большая ее часть пропадает, и разрушают ее сами археологи. С этим ничего не поделаешь. Но с каждым годом появляются все новые способы и методы извлечения информации «из прошлого», ее изучения. Нетрудно догадаться, что в ближайшем будущем археологи будут намного точнее и подробнее восстанавливать события прошлого. Не разрушая при этом сам объект исследования. Не стоит ли отказаться от раскопок, чтобы будущие исследователи имели нетронутый культурный слой? Подобные мысли возникают все чаще. Но сколько нужно ждать? Ведь за любыми совершенными методами исследований будут идти более совершенные – и этот процесс бесконечен… Об этом мы решили поговорить с Н.Б. Виноградовым.
- Николай Борисович, методы, которые использовали в работе зарубежные коллеги, новые?
- Нет. Это – методы, применяемые в геофизике, геологами для поиска месторождений полезных ископаемых. А теперь и археологи приобщились к этой технологии. Это физические приборы, которые выполняют анализ почвенных слоев без их физического нарушения. Их принцип действия основан на исследовании намагниченности почвы и ее отдельных участков.
- Значит, грунт можно изучать послойно?
- Да. Это называется магнитная разведка.
- У нас в области есть такие приборы?
- Скорее всего, есть. Но в этом случае интересы историков – на одной стороне, а финансы – на противоположной.
- Вам как археологу нужна такая аппаратура?
- Постоянно – конечно же, нет. При этом мало иметь прибор, к нему нужны и хорошие специалисты.
- Ваши гости кто по специальности?
- Роджер – исследователь древней металлургии, Брайан – археолог, а уехавшие несколько ранее словенские специалисты геофизики. Их было трое. Как раз они и проводили работы с георадаром и магнитометром.
- Гости сделали свое дело и уехали?
- Они выполнили только начальный этап исследований. А полностью закончим работу приблизительно через два года.
- Ваши зарубежные коллеги взяли все расходы на себя?
- Да.
- Это дорогое исследование?
- Конечно. Это – гранты.
- Получается, что все найденные укрепленные поселения сначала нужно «прощупать» с помощью приборов, и только потом копать?
- Да, сначала необходимо получить полный план, а затем работать лопатой.
- Археология обновляется?
- Она уже сейчас мало похожа сама на себя. Эпоха науки, вооруженной лопатой, закончена. Мы вовсю используем методы, одолженные у других наук. Можно добавить к этому дешифровку аэрофотоснимков. Поэтому сегодня извлекается намного больше информации, чем ранее. И чем дальше по времени, тем совершеннее будет процесс. Академик Борис Рыбаков в свое время сказал, что «путь в прошлое настолько же беспределен, как дорога в будущее».
По материалам mediazavod.ru
Сюжеты по теме
Нефть дешевеет на опасениях эпидемии коронавируса22.01.2020 10:47
Сейсмологи прогнозируют крупное извержение вулкана Тааль21.01.2020 13:09
Нефть снова дорожает20.01.2020 11:26
Украина не будет строить газопровод для СПГ из США17.01.2020 10:29
Белоруссия ищет альтернативу российской нефти16.01.2020 10:46
Вулкан Тааль на Филиппинах выбросил двухкилометровый столб пепла15.01.2020 10:31
Разгадана загадка Солнечной системы о «великом водоразделе»14.01.2020 10:54
На Филиппинах началось извержение вулкана Тааль13.01.2020 10:44
Газпром резко сократил подачу газа в Европу10.01.2020 12:02
8 января был официально открыт «Турецкий поток»09.01.2020 10:45