Динозавров погубила геологическая бомба

29.07.2011 21:36

Судьба динозавров, вполне вероятно, была определена задолго до возникновения жизни на Земле – за полтора миллиарда лет до этого. Новая, смелая и достаточно спорная гипотеза связывает извержения лавы, совпавшие  по времени с  массовыми вымираниями видов, с двумя достаточно аномальными горячими образованиями в земной мантии на глубине 2 800 километров. Они появились 4,5 миллиардов лет назад, после возникновения нашей планеты. Если предлагаемая идея верна, эти «сгустки» мантии спорадически являются причиной прорыва мантией  коры, и разливов огромными океанами лавы, при этом отравляя бедную кислородом  атмосферу и уничтожая большие ветви дерева жизни.

В то же время причины произошедших массовых вымираний до сих пор остаются предметом ожесточенных научных споров. Нет сомнений, что астероид, который врезался в Землю около 65 миллионов лет назад, несет  частичную ответственность за гибель динозавров мелового периода. Но вулканическая гипотеза тоже существует и не сдает своих позиций. Извержения, происходящие в те времена,  приводили к заполнению лавой, по крайней мере, 100 тысяч квадратных километров и образованию огромных магматических провинций, к которым можно отнести, например, деканские траппы на территории Индии, появившиеся именно  в то время, когда вымерли динозавры.

Мэтью Джексон из университета Бостона вместе с  коллегами считает, что им удалось установить  источник этой гигантской массы лавы.

Большая часть мантии с того времени изменилась благодаря тектонике литосферных плит, но в 2010 году ученые нашли в базальтовых лавах на просторах Северной Атлантики изотопы гелия, свинца  и гафния возрастом 62 миллиона лет  в соотношениях, которые говорят о химическом составе мантии ранней Земли. Позже подобные соотношения изотопов были обнаружены  и в некоторых других породах больших магматических провинций. Все это достаточно непрозрачно  указывает на то, что подобные  образования имеют очень древний источник. Анализ говорит, что исторгнувшая их мантия должна иметь огромное количество  радиоактивных, выделяющих тепло элементов. Именно этот факт  и делает ее такой  горячей, за счет этого образуются карманы лавы, которые затем изливаются на поверхность планеты.
Такие почтенного возраста  карманы могут быть и в наше время. Сейсмическое исследование позволило открыть две подобные  области под Тихим океаном и Африкой. Тронд Торсвик, представляющий Университет Осло с коллегами показали, что большая часть лавовых карманов образовалась в то время, когда одна из указанных областей находилась под ними. Ученый говорит, что нашел веские доказательства существования сверхгорячих образований в земной мантии на протяжении последних 540 миллионов лет.

Герта Келлер из университета Принстона комментирует: «Гипотеза непосредственно угрожает  исследованиям последних 30 лет». Здравый смысл, по ее мнению, говорит, что у крупных магматических провинций намного более прозаическая причина: молодая мантия образовалось по причине субдукции океанической коры.
По материалам science.compulenta.ru

Наверное, динозавры являются самыми необычными и интересными животными, когда-либо населявшими Землю.
06.10.2016 10:46
В минувший четверг пресс-служба Томского государственного университета сообщила, что, найденные в Кемеровской области останки динозавра относятся к ранее неизвестному науке виду.
12.08.2016 10:17
Многие научные открытия случаются, не «благодаря», но «вопреки». Например, Дмитрий Иванович Менделеев открыл свою знаменитую периодическую таблицу химических элементов во сне, а всем известная виагра создавалась совершенно для других целей, а ее нынешнее основное применение является лишь побочным эффектом.
20.05.2016 08:50
Международная группа исследователей во антарктической экспедиции обнаружила более тонны окаменелостей и останков динозавров, которые «правили» нашей планетой на протяжении более 150 миллионов лет, но вымерли в результате неизвестного природного катаклизма, дав возможность эволюционировать млекопитающим, и, в частности, человеку.
09.05.2016 14:50