СРП – эффективная форма разведки новых месторождений

02.09.2011 18:32

Соглашение о разделе продукции является одной из наиболее эффективных форм взаимодействия между государством и нефтяниками. Об этом заявил Анатолий Киреев, генеральный директор ООО «Югсон-сервис».

Еще раньше о необходимости вернуться к рассмотрению закона об СРП говорил Вагит Алекперов, президент ЛУКОЙЛа. Он утверждал, что данный законопроект имеет достаточно негативный опыт в прошлом. Но по простой причине - он не прошел тщательной экспертизы. Алекперов считает, что частные нефтедобывающие компании должны участвовать в разработке шельфовых месторождений наравне с государственными, вкладывая собственные средства в том числе и в геологоразведку. Соглашение о разделе продукции как раз и позволяет этого достичь.

Анатолий Киреев в комментариях к этому высказыванию также отметил, что, отказавшись на законодательном уровне от СРП, государство (впрочем, и нефтяные компании тоже) больше потеряло, нежели приобрело.

«По соглашению о разделе продукции владелец недр без материальных затрат со своей стороны привлекает инвестора, который выполняет определенный перечень работ и рассчитывается с ним готовым продуктом. В подобных взаимоотношениях учтены интересы обоих заинтересованных сторон», - говорит Анатолий Киреев.

Он считает, что СРП – одна из наиболее эффективных форм поиска и разведки новых углеводородных месторождений, а также их максимально быстрого ввода в эксплуатацию. «Разведкой, как известно, занимаются в основном специализированные предприятия, которых сегодня в Российской Федерации практически не осталось. Я бы сказал, что геологии как таковой в нашей стране нет. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на объем геологоразведочных работ и их финансирование. В подобных условиях просто необходимо что-то делать. И закон об СРП был бы здесь наиболее уместен. Альтернативный вариант – в разы увеличить финансирование геологоразведки на уровне правительства, обязательным условием является создание новых узкоспециализированных предприятий, на плечи которых легла бы работа, связанная с поиском и открытием месторождений», - отметил Анатолий Киреев.

По его мнению, несомненный плюс соглашения о разделе продукции состоит еще и в том, что это только форма, а конкретные условия исполнения соглашения государство может менять на более гибкие, или, наоборот, более жесткими.

Александр Хуршудов, эксперт Агентства нефтегазовой информации, член-корреспондент МАНЭБ, ранее отмечал, что в России на самом деле нет экономического механизма, который смог бы обеспечить эффективную разведку природных ресурсов. Тем не менее, соглашения о разделе продукции сегодня имеют хождение в основном в развивающихся странах, например, в Африке. Россия к данной категории не относится, поэтому реанимация соглашений о разделе продукции для нее не является актуальной.

По материалам angi.ru