Воздушная миссия завершена

20.09.2011 12:58

На днях подошло к концу одно из наиболее масштабных исследований состояния земной атмосферы, которое продолжалось более 3 лет - воздушная миссия под названием «Гольфстрим-5». Именно так был назван специальный самолет, который исследовал распределения веществ, в числе которых, естественно, были и парниковые газы, в воздушной оболочке планеты. Ученым удалось получить в свое распоряжение много интересных данных о том, как с течением времени меняется климат.

В течение всего этого времени самолет несколько раз пересекал Землю, следуя по маршруту от одного полюса к противоположному. При этом ученые, занимавшиеся сбором данных, утверждают, что для полной обработки полученной информации необходимо как минимум десять лет.

Данный проект, названный HIPPO (наблюдения от полюса до полюса), объединил ученых из Принстонского и Гарвардского университетов, Национального центра атмосферных исследований, Национальной администрации по исследованию атмосферы и океанов, Океанографического института Скриппса и университета Майами. Целью проводимого исследования был сбор данных о поступлении в атмосферу и распределении в ней различных веществ, попадающих в воздушную оболочку земного шара с его поверхности. В особенности, так называемых парниковых газов. То есть проект HIPPO должен был дать ответ на вопрос, насколько распространенные модели глобального потепления, учитывающие в основном распределение в атмосфере парниковых газов, реалистичны и имеют под собой основание.

Обычно климатологи при проведении таких масштабных исследований используют данные, полученные от станций, расположенных на поверхности. Однако такой процесс не дает общей картины, поскольку эти станции расположены на больших расстояниях друг от друга и их приборы не могут получить данные о вертикальном распределении веществ в слоях атмосферы. Поэтому, как выразился Бриттон Стефенс, один из участников проекта: «Проводить исследования земной атмосферы с помощью наземных станций - это все равно, что заниматься подводным плаванием, вместо трубки надев марлевую повязку».

Таким образом, ученые до сих пор ничего не могли сказать определенного о связи парниковых газов с глобальным потеплением – они не располагали точными данными о тех процессах, которые происходят с аэрозольными веществами после того, как они попадают в атмосферу. Взять, к примеру, тот же углекислый газ, об опасности которого написано тысячи статей. Все, что могли измерить ученые с поверхности, - это сколько углекислоты выбросил каждый конкретный завод. Что с ним происходило дальше, можно было только догадываться: то ли он остался в атмосфере, то ли был тут же поглощен растительным миром планеты, которым это вещество необходимо для нормального развития.

Зонды, которые периодически запускались в атмосферу с этими же целями, тоже были не в состоянии ответить на данный вопрос – они могли только измерить количество СО2 в конкретной точке земной атмосферы. При этом было непонятно, откуда он там взялся - из местной заводской трубы, из жерла ближайшего вулкана или из совершенно иного источника. Или просто испарился с поверхности Мирового океана, который и является самым крупным поставщиком этого газа в атмосферу. Другими словами, как сильно влияют техногенные парниковые газы на химический состав земной атмосферы, то есть на изменения климата планеты, до проведения миссии «Гольфстрима-5» точно никто не знал – все существующие теории основывались только на предположениях.

Поэтому для проведения масштабного фундаментального исследования климатологи решили применить специальный самолета, произведенный компанией Gulfstream Aerospace. Первый аппарат данной модели выполнил свой рейс еще в июле 1997 года. Через один год подобных самолетов было произведено свыше 100 штук, так как этот летательный аппарат был признан самым надежным в мире. В 2009 году один из таких воздушных лайнеров был приобретен американским Национальным центром атмосферных исследований, оснащен необходимым специальным оборудованием и затем отправлен на изучение атмосферы. Реальных результатов следует ожидать не скоро

По материалам pravda.ru