В Украине литологов готовят только в Харькове

27.09.2011 23:04

Геолог – это профессия последних романтиков, которые хотят знать все секреты нашей планеты. Постоянные и упорные поиски, исследования всего неизвестного, далекие экспедиции... В двадцатом веке эта профессия была очень популярной, особенно в Советском Союзе. Как к геологии относится молодежь нынешнего столетия, какой он сегодня – студент-геолог, в чем секрет романтической профессии мы спросили у известного ученого-геолога Петра Зарицкого - доктора геолого-минералогических наук, академика Академии наук Высшей школы Украины, заслуженного профессора ХНУ, заслуженного деятеля науки Украины и просто преподавателя, которого боятся и уважают студенты – будущие геологи.

Петр Васильевич прошел длинный и непростой путь от студента Харьковского государственного университета до почетного профессора. Более шестидесяти лет он обучает всему, что знает сам, своих студентов. Он – автор свыше 700 научных работ. Многократно выступал на различных международных конференциях, симпозиумах, конгрессах в различных уголках планеты.

–В университете я - с 1956 года, – говорит Петр Васильевич. – Отлично помню свою самую первую лекцию, прочитанную в Горном институте. Тогда на первом ряду в аудитории сидели 16 китайцев – это были золотые ребята! А по прошествии 30 лет мне довелось поехать в Китай. Естественно, к этому времени эти ребята «выросли», стали известными чиновниками и профессорами. Я был приглашен на выступление с докладом по своей тематике на китайском телевидении, а после этого на меня буквально посыпалось множество приглашений с разных университетов, где работали студенты, которых я в свое время обучал. А в прошлом году в группе, где я читал свой курс, было два китайца. И вот прихожу я на первую лекцию, а их как раз и нет! Предупредив старосту, что без проблем они не обойдутся, я в течение последующих семи лекций их так и не увидел. В итоге экзамен им пришлось сдавать уже комиссии, поскольку мне они сдали совершенно чистые листы. Поэтому я считаю, что письменный экзамен – огромный минус для студента, хотя для преподавателя - облегчение. Во время устного экзамена студенту приходится учиться разговаривать, пользоваться терминологией, уметь передавать научную информацию своими словами, учиться доказывать преподавателю свое мнение. Письменный же экзамен полностью лишает студента контакта с преподавателем, который имеет возможность подтолкнуть его на правильный ответ. Я считаю, что задача любого преподавателя - не «завалить» студента, а научить его, дать ему знания.

– Петр Васильевич, тем не менее, все студенты утверждают, что Вам сдавать экзамен тяжело!

– Да, если ты ничего не знаешь, нелегко. У меня встречались студенты, которые пересдавали 7-8 раз! Это сейчас можно только два раза пересдавать непосредственно преподавателю, а потом уже собирают комиссию, которая и проголосует простым большинством, в общем-то, особо не вникая в саму суть дела. Поэтому все образование пошло как-то наперекосяк. О чем можно говорить, если у нас микроскопы - 50-х годов. Где студенты смогут обработать свой материал?

– И каким образом вы решаете проблему?

– У меня существует своя метода: студенты проходят практику в НИИ, на предприятиях, туда же впоследствии устраиваются на работу. Я считаю, что там они и обязаны собирать материалы для исследований. Подобным образом они будут одновременно работать и на себя, и на предприятие.

– Какие курсы вы преподаете в университете?

– Сегодня я читаю 5 курсов: геохимию, геохимию техногенеза, геохимические методы разведки месторождений ископаемых, два курса для специалистов и магистров по специальности «литология». Проблема в том, что сегодня ни один вуз в Украине литологов не готовит. Харьковский национальный университет - единственный. Я еще в 1985 году начал попытки «выбить» для университета эту специализацию. И в 1987 году благодаря огромным усилиям в университете открыли подготовку магистров и специалистов по специализации «литология».

– А кто такие литологии, чем они занимаются?

– «Литос» означает камень, «логос» – учение. Литология - наука, изучающая образование и эволюцию осадочных пород. А также связанные с ними природные минералы. В земной коре доля осадочных пород составляет 5-7% от толщи литосферы, то есть от десятка метров до пятнадцати километров. С осадочными породами связаны свыше 80 % всех существующих полезных ископаемых, которыми сегодня на полную катушку пользуется человек: уголь, нефть, газ, всевозможные руды, марганец, железо, алюминий, драгоценные камни…

Литологи сегодня - востребованная специальность. Приведу показательный пример. В Ивано-Франковске готовят специалистов для нефтяной промышленности. Нефтяник хорошо ориентируется в том, как добывать нефть, а всех подробностей свойств земных пород (коллекторы, покрышки и т.д.) не знает. А вот литолог знает все эти тонкости досконально.

–Где в основном работают Ваши воспитанники?

– Выпускники-литологи, начиная с 1990 года, работают в геологоразведочных организациях и научных учреждениях Полтавской, Харьковской, Днепропетровской, Черниговской, Сумской областей. Литологическая специализация тесным образом связана с нефтегазовой отраслью, важной для экономики Украины, и в тоже время она охватывает все без исключения полезные ископаемые, добываемые из осадочной оболочки коры.

– То есть профессия литолога востребована и в наше время?

– Да, без сомнения, спрос на литологов будет со временем непременно расти по мере расширения геологоразведки и геолого-съемочных работ в Украине, которые должны обеспечить минерально-сырьевую базу страны, сократить импорт сырья, и даже в состоянии увеличить внешнеторговый баланс страны.

– Литолог – это чисто мужская профессия?

– Естественно, здесь работает гораздо больше ребят. Девушки иногда тоже встречаются, но крайне редко. И то в основном в лабораториях.

– Вы большую часть жизни посвятили науке, обучению студентов. Есть ли среди ваших выпускников те, которыми вы сегодня гордитесь?

– Конечно, среди моих студентов сегодня имеется целый ряд докторов наук! Это меня не может не радовать. Но один молодой человек достиг больших высот не только в науке. Я имею в виду Владимира Полеванова. Он окончил Харьковский университет в 1971 году. Лично у министра геологии Российской Федерации он добился направления на Колыму, хотя мы ему предлагали место в научно-исследовательском институте в Крыму. Он проработал на приисках Магаданской области, начиная с горного мастера на шахте по добыче золота, достиг уровня главного геолога партии, стал главным геологом Ягоднинской экспедиции. С 1989 по 1992 год занимал должность главного геолога объединения «Амургеология» (Благовещенск). Борисом Ельциным лично был назначен губернатором области, после чего занял должность зампредседателя правительства Российской Федерации – председателя Госкомитета РФ по управлению госимуществом. Успел защитить докторскую диссертацию. Сейчас он – руководитель известной инвестпрограммы «Золото России», председательствует в консорциуме «Золотой мост», который объединяет российские и иностранные компании для разведки и освоения золоторудного потенциала Дальнего Востока и Сибири и ряда золотоносных площадей за границей РФ (в Мали, Австралии, Зимбабве). Он очень интересный собеседник и человек. На месте сидеть не мог, отличается скромностью, не почил на лаврах во время политической карьеры, имеет большие задатки, обладает профессиональными резервами.

– А сегодня среди ваших студентов подобные экземпляры встречаются?

– Сегодня, честно говоря, студенты совсем не те. Хотя можно встретить и достаточно талантливых ребят. Я девятый год подряд выезжаю с лучшими 2-3-мя студентами на Урал, где проводится ежегодная студенческая Международная научная школа. Регулярно занимаем там призовые места.

– Что в первую очередь вы требуете от студентов?

– Начиная со второго курса, я трижды проходил производственную практику в тресте «Артемгеология», находящемуся в Донецкой области. Государственной съемкой собственноручно снимал планшеты – «пролазил» на животе по всех донецких полях. Мне это было жутко интересно! То есть я горел на работе. Сегодня студентов много, однако, действительно талантливых среди них - буквально единицы. Лично для меня студенты все равны: наши, китайцы. Главное – отношение к учебе и знания.

По материалам kh.vgorode.ua