Метеорит помог измерить температуру на Марсе миллиарды лет назад

04.10.2011 22:56

Изучение марсианского метеорита ALH84001, который был обнаружен в 1984 году, дало ученым возможность установить, что когда-то на Марсе средняя температура была в районе 18 градусов тепла, при этом условия для жизни были гораздо дружественнее, чем сегодня, утверждается в статье, опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Метеорит ALH84001 найден в холмах Хилла в Антарктиде. Он является один из двенадцати метеоритов, которые можно достаточно уверенно отнести к марсианским. В пользу данной гипотезы говорит химический состав этих внеземных камней, которые могли быть сформированы только в марсианской атмосфере, которая столь же сильно отличается от земной, как и от венерианской.

Ученые полагают, что около 16 миллионов лет назад или даже раньше ALH84001 был выброшен в открытое космическое пространство ударом крупного космического тела, который придал ему вторую космическую скорость пять километров в секунду. Около тринадцати тысяч лет назад обломок породы с Марса достиг Земли и упал в Антарктиде, где его и нашли.

В 1996 году данный метеорит стал источником первой сенсации - Дэвид МакКей из Центра НАСА им. Джонсона вместе со своими коллегами опубликовали в журнале Science статью, в которой заявили, что нашли следы внеземной жизни в этом камне. Ученые установили, что в метеорите обнаружена слишком высокая концентрация полициклических углеводородов. К тому же в метеорите были найдены миниатюрные частицы сульфида железа, очень напоминающие магнетосомы некоторых земных бактерий. В метеорите исследователи обнаружили нанометровые следы, напоминающие отпечатки земных бактерий, но во много раз меньше их.

Позже результаты группы МакКея были опровергнуты, было обнаружено, что значительная часть обнаруженных полициклических углеводородов появилась в метеорите уже на Земле.

Другая группа, руководимая Итаем Халеви из технологического института Калифорнии, поставила задачу воссоздать те климатические условия на красной планете, которые существовавшие еще в те времена, когда найденный метеорит был «дома». Авторы новой статьи отмечают, что информация о температуре на Марсе во времена, отстоящие от нынешнего на миллионы лет, сейчас практически нет.

«Хотя имеются некоторые свидетельства присутствия воды в жидком состоянии на поверхности Марса в доисторическую эпоху, температуру этой влажной среды определить совершенно невозможно. Это поднимает достаточно интересный вопрос, был ли климат на марсианской поверхности в далекие времена более теплым, нежели сейчас», - отмечается в статье.

Ученые изучили три образца антарктического метеорита, чтобы определить, как была устроена среда, в которой появилась возможность формирования имеющихся в камне соединений углерода - карбонатов. Подобные соединения, в принципе, могут хранить информацию о некоторых обстоятельствах своего формирования, в частности, о них может свидетельствовать доля изотопов углерода-13 и кислорода-18.

Карбонаты в метеорите ALH84001, время образования которого оценивают в 4.1 миллиарда лет, являются своеобразным «окном» в гидрологический цикл доисторического Марса.

Исследование метеорита показало, что в открытом и устойчивом озере он сформироваться не мог, а некоторые его химические особенности ясно указывают на то, что он вполне мог находиться в некоей полуизолированной среде, в которой со временем накапливались тяжелые изотопы углерода и кислорода.

По мнению исследователей, метеорит ALH84001 находился во время попадания в него тела из космоса в подземных водах на глубине десятков метров под слоем раздробленной породы - реголита.

«Существование приповерхностной водной среды во времена пребывания ALH84001 на Марсе, хорошо согласуется с имеющимися представлениями о теплом древнем Марсе... Несмотря на то, что умеренные температуры говорят о том, что среда вполне могла бы быть обитаемой, наличие жидкой воды в ней может быть незначительным, а сам временной период, в течение которого вода присутствовала на Марсе - слишком непродолжительным, чтобы успела возникнуть жизнь», - говорят ученые.

По материалам planeta.moy.su

У многих челябинцев еще свежи воспоминания о падении метеорита, который взорвался в небе над Южный Уралом утром 15 февраля 2013 года. К счастью, такие визиты непрошенных «гостей» из космоса случаются достаточно редко, примерно один раз в столетие.
15.09.2016 11:25
В ночь с субботы на воскресенье 22 мая, Марс и Земля сблизились на минимальное расстояние за последние 11 лет. Эту новость сообщила пресс-служба Американского космического агентства НАСА.
23.05.2016 14:18
Ежедневно в земной атмосфере сгорают тысячи различных космических тел – маленькие сгорают полностью, тела побольше – частично, долетая до земли. Палеоархеологи из Австралии решили более тщательно изучить микрометеориты, размер которых не превышает 50 микрометров, изучив химический состав 60 древнейших ископаемых микрометеоритов прилетевших на Землю еще в архейском периоде, их возраст составляет около 2,7 миллиарда лет. Результат их исследований был опубликован в издании Nature.
13.05.2016 11:09