Карская нефтеносная провинция: факты, перспективы и проблемы

17.08.2014 16:33
Карская нефтеносная провинция: факты, перспективы и проблемы
Иллюстрация:
www.votpusk.ru

Одной из самых горячих тем в области добычи полезных ископаемых в наше время являются природные ресурсы Арктики и, в частности, прибрежных шельфов морей Северного Ледовитого океана. Это труднодоступный регион с суровыми природными условиями, которые до сих пор не позволяли проводить там геологоразведку. Однако современные технологии позволили разведать недра далекого замороженного Севера и найти там сокровища.

Ледяной мешок – или нефтяной?

Карское море называют также «ледяным мешком». Это российское море, относящееся к Северному Ледовитому Океану и омывающее с севера берега Западной Сибири, отличается крайне суровым и холодным климатом, а также большим количеством дрейфующих льдов, затрудняющих навигацию и эксплуатацию природных ресурсов. Моряки Севморпути еще в первую половину прошлого века установили навигацию через Карское море, как и через другие арктические моря, омывающие Евразию с севера, но воспринимали его как препятствие на пути между европейской частью России и Дальним Востоком, а не как кладовую ресурсов.

Однако во второй половине прошедшего столетия в регионе к югу от Карского моря, в центральной и северной части Западной Сибири, были разведаны большие запасы нефти и газа, и это открытие перевернуло всю экономику СССР вверх тормашками (а позднее именно на нем и зижделась вся экономика новой России). Логичным был вопрос: как далеко на север простирается нефтегазоносная провинция Западной Сибири, и не скрыты ли на шельфе Карского моря еще более выдающиеся запасы нефти или газа? Сегодня уже можно с уверенностью сказать, что да. Эксперты говорят о новой нефтеносной провинции, открытой на неглубоком дне «ледяного мешка», и наиболее оптимистичные прогнозы оценивают ее запасы нефти как не уступающие богатствам Персидского залива.

Освоение новой провинции началось со скважины «Университетская-1», разработанной совместно компаниями «Роснефть» и Exxon Mobil. Эта скважина расположена у берегов архипелага Новая Земля в северной части Карского моря, что значительно дальше на север, чем самые крайние месторождения нефти или газа в регионе, разведанные прежде (п-ов Ямал). Скважина пробурена с ледостойкой буровой платформы нового типа – West Alpha, разработанной американской компанией Exxon Mobil для использования в полярных морях.

Транспортные проблемы

Однако нефть мало выкачать из-под земли: её надо ещё доставить к месту переработки. Поэтому, даже если прогнозы о баснословном богатстве новой нефтеносной провинции подтвердятся, начинать там крупномасштабные работы пока ещё рано. Дело в том, что этот участок российской Арктики отличается слабой транспортной инфраструктурой. Не самой слабой в стране, конечно: в море Лаптевых, к примеру, ее практически нет вообще. Но обеспечение Карского моря и прилегающего к нему побережья транспортом оставляет желать лучшего.

Первое, что необходимо для разработки морских месторождений – это порты. А порты на Карском море построены в середине прошлого столетия, пришли в глубокий упадок со времен падения СССР и неспособны справиться со сколь либо высоким грузопотоком. Наиболее крупным портом Карского моря является Диксон (Красноярский край); также существуют порты Амдерма (Ненецкий округ), Дудинка и Игарка (Красноярский край), Харасавэй и Сабетта (Ямало-Ненецкий округ).

Последние два порта заслуживают особого упоминания, как наиболее перспективные среди перечисленных. Это единственные порты на Карском море, расположенные вблизи железнодорожной сети (линии Обская-Бованенково-Карская, принадлежащей компании «Газпром» и имеющей выход в общероссийскую сеть РЖД на станции Обская); в ближайшие годы планируется открытие полноценного железнодорожного сообщения с этими портами. Это позволит транспортировать нефть, добытую в Карской провинции, не только морским, но и железнодорожным транспортом, сократит путь нефтеналивных танкеров по труднопроходимым водам Арктики, а также существенно облегчит строительство нефтепроводов в регионе.

Дальние перспективы

Однако общим недостатком всех перечисленных портов на Карском море является то, что ни один из них не является незамерзающим. Соответственно, навигация в них возможна только на протяжении ограниченного отрезка времени летом, а в остальное время они не могут принимать суда даже при помощи ледокольного флота. Ближайшим к Карской провинции незамерзающим портом является Мурманск, а круглогодичная доставка нефти танкерами из Карского моря в Мурманск обернется в огромные дополнительные расходы. У этой проблемы есть решение. В восточной части соседнего с Карским Баренцева моря (Мурманск находится в крайней западной части этого моря) существует незамерзающий залив Индигская губа, весьма перспективный для строительства там крупного незамерзающего порта. Порт Индига, если он будет построен, сможет принимать танкеры с месторождений Карского моря в зимний период, когда навигация в Сабетте и Харасавэе невозможна.

Тем не менее, строительство порта в Индигской губе не является планом на ближнюю перспективу. Даже если такой порт будет построен сейчас ударными темпами, он будет страдать от той же проблемы, что и Диксон: отсутствия связи с общероссийской транспортной сетью. Ни нефтепровода, ни железной дороги до Индиги не существует. Однако есть план связать Индигу с Большой Землёй на средне- и долгосрочную перспективу; речь идет о проекте «Баркомур», или «Баренцкомур». Расшифровывается сия аббревиатура как «Баренцево море – Коми – Урал», и представляет собой проект строительства железнодорожной магистрали (а позднее и других видов инфраструктуры из материалов, подвозимых по железной дороге) из Сургута через Северный Урал и станцию Сосногорск в Республике Коми до Индиги. Прямое железнодорожное сообщение между портом Индига, принимающим нефтеналивные танкеры из Карской провинции, и Сургутом – крупнейшим в России центром нефтяной промышленности существенно облегчит эксплуатацию месторождений Карского моря.

Есть и другие, более экзотические предложения по созданию в Карском море транспортной инфраструктуры. Среди них и такое необычное, как строительство сверхгрузоподъёмных грузовых дирижаблей гибридного типа, могущих функционировать в качесте воздушных танкеров. Это предложение на самом деле не лишено основания: гибридный дирижабль как вид транспорта прекрасно подходит для Арктики. Но создание целой новой отрасли промышленности, посвященной их строительству, в частично деиндустриализованной стране, к сожалению, невозможно без кардинальных перемен в способе управления национальной экономикой; а они невозможны без смены всей системы управления государством. Поэтому в настоящих условиях предложение об освоении Карского бассейна с помощью дирижаблей не имеет смысла.

Суммировав факты и подведя итоги, мы можем прийти к выводу, что в ближайшие 3-5 лет крупномасштабное освоение Карской нефтеносной провинции невозможно. Но мы выделили инфраструктурные проблемы, решение которых распечатает Карскую провинцию, и наметили направления освоения российской Арктики, которые облегчат эксплуатацию её месторождений.