Отечественная геологоразведка: проблемы остаются

14.12.2011 20:35
Отечественная геологоразведка: проблемы остаются
Иллюстрация:
spbvedomosti.ru

Алексей Некрасов, глава департамента твердых полезных ископаемых Федерального государственного учреждения «Госкомиссия по запасам ископаемых», делится итогами геологоразведочных работ за 2010 год.

- Общий объем инвестиций в геологоразведку в 2010 г. состоял из средств приватных инвесторов, направленных непосредственно на геологоразведочные работы - научно-исследовательскую деятельность, оценочные, поисковые и разведочные работы на сумму 24.5 миллиарда рублей; на доразведку и мониторинг действующих месторождений – 6 миллиардов рублей; средства государственного бюджета – 5.4 миллиарда рублей. Средства бюджетов субъектов Федерации – 200 миллионов рублей. В итоге получаем совокупный объем инвестиций в ГРР 36.1 миллиарда рублей.

В 2009 году, который считается кризисным, общие затраты на геологоразведку составили 29 миллиардов рублей. План на текущий год – 46 миллиардов рублей.

При этом имеется отчетливая тенденция снижения с 2008 года вложений со стороны государства на проведение ГРР на твердые полезные ископаемые. Нынешний год – не исключение. Прошлый год можно назвать рекордным по уровню финансирования за то время, когда были созданы Роснедра. Причем в 2011 году финансирование осталось на уровне прошлого года, то есть отечественная геологоразведка фактически получила на 10 процентов меньше.

Несмотря на такую отрицательную динамику, в 2010 году удалось ввести в реестр 49 новых объектов. В этом гожу - 38. В 2010 году геологоразведочные работы велись на 197 объектах, сейчас – на 166 объектах.

В этом плане следует выделить Дальний Восток и Сибирь, куда ушло по 30% всего финансирования. Это оправданный шаг – именно здесь прогнозируются самые крупные открытия.

Работы в рамках принятых министерством природных ресурсов программ - второе основное направление финансирования. К этому направлению можно отнести Северо-Полярно-Уральский и Северо-Кавказский регионы с 4 и 9 процентами финансирования.

В 2010 году традиционно приоритет был отдан самым привлекательным и высоколиквидным для лицензирования ресурсам (алмазы, золото, серебро) и высокодефицитным редкоземельным, черным и цветным металлам (хром, рений, марганец). Планы утроения добычи урана к 2025 году предусматривают особое внимание к проведению работ по этому виду сырья.

В Северо-Кавказском регионе финансирование геологоразведки из госбюджета за шесть последних лет выросло с 40 до 400 миллионов рублей, несмотря на снижение уровня затрат на ГРР в целом по стране. Фактически с нуля была создана минерально-сырьевая база добычной и перерабатывающей отраслей на базе действующих и простаивающих мощностей. Предусматривается и создание абсолютно новых производств.

В указанном регионе в 2010 году укреплена минерально-сырьевая база урана, циркония, титана, золота, полиметаллов, сырья для производства цемента.

МСБ твердых полезных ископаемых характеризуется отсутствием в Северо-Кавказском регионе крупных по запасам месторождений, если не считать Тырныаузского месторождения, включающего более половины запасов вольфрама в стране. И все же масштабы залежей позволяют удовлетворять потребности региона в течение длительного периода. Запасы нефти, бентонитовых глин, меди, цеолитов, стекольных песков позволяют обеспечивать этими ресурсами и соседние регионы европейской части Российской Федерации. По титану, цирконию и вольфраму запасов достаточно не только для внутренних потребностей, но и для их экспорта.

Выполнена переоценка Джимидонского рудного поля. Предварительные расчеты его запасов сделаны с учетом использования рентгенорадиометрической сепарации – самой современной технологии обогащения руд. Выполнены расчеты альтернативных вариантов транспортировки руды к месту обогащения и переработки - до Садонского цинкового комбината. А в результате уточнения запасов рудного поля сделан вывод, что их достаточно для того, чтобы комбинат работал в течение 15 лет. Геологи отмечают, что возможности последующего наращивания потенциала еще не исчерпаны.

Проявление Левобережное на территории Кабардино-Балкарии тоже считается важнейшим результатом ГРР на Кавказе за последние шесть лет.

Считается, что мощность рудных тел на этом проявлении составляет 2.5-35 метров, а содержания золота по сечениям – 1.0-15.0 грамм на тонну руды. Перспективы рудного поля не исчерпаны, геологоразведочные работы здесь в данное время продолжаются.

На Северо-Востоке и Дальнем Востоке России в последние годы отмечен основной прирост материально-сырьевой базы серебра и золота.

В Южно-Якутском районе имеются прогнозные ресурсы угля в больших количествах, в Магаданской области найдены залежи железных руд, на Чукотке – медных руд, в Амурской области – вольфрамовых руд.

В текущем году завершены ГРР по оценке Тарынского рудного поля, расположенного в восточной Якутии. Здесь запасы золота определены в размере 52 тонн, ресурсы высоких категорий - около тысячи тонн. Запасы сурьмы оценены на уровне 13 тысяч тонн, ресурсы высокой категории - 200 тысяч тонн. В зоне Адыча-Тарынского разлома локализовано рудное, которое представлено рядом близко находящихся участков, то есть представляют собой единое месторождение.

Основная часть золота Тарынского поля сконцентрирована в месторождении Дражное – тридцать пять тонн золота (по категории С2); сорок девять тонн (по категории Р1) и триста двадцать пять тонн (по категории Р2). Рудные тела залегают на крыльях антиклинальных складок и в ядрах в березитизированных алевролитах. Они представлены минерализованными зонами дробления в сочетании с более пологими залежами типа «бендиго».

Открытия новых объектов с таким качеством руд и такой большой мощности бывает один раз в несколько десятилетий.

Следует также отметить, что в программе геологоразведочных работ на текущий год произошли некоторые изменения в распределении финансовых потоков по отдельным группам твердых ПИ. Международные обязательства Российской Федерации в рамках программы изучения океанского дна предусматривают увеличение масштабов работ на железомарганцевые конкреции.

В связи с тем, что отечественная геологоразведка по двум эндогенным объектам на урановое оруднение закончилась неудачно, а многолетняя работа по выявлению крупных гидротермальных урановых месторождений дала отрицательные результаты, мы были вынуждены переориентироваться на поиски экзогенных объектов. Часть финансовых средств была при этом высвобождена для проведения работ непосредственно в море.

Анализ результатов работ за период 2008-2010 годов за счет частных недропользователей говорит о том, что полагаться на значительное увеличение финансирования этими предприятиями ГРР на ранних стадиях не приходится, хотя во всем мире этим занимаются как раз юниорские компании.

Средние компании в значительной мере работали только за счет государственных контрактов. Но снижение госвложений в ГРР поставило их в очень тяжелое положение. Ныне действующий трехлетний бюджет в 2012 году определяет снижение финансирования еще на 35% к уровню этого года. Поэтому следует ожидать резкого сокращения площади поисков – подсчитано, что в 2013 году останется всего 80 объектов.

Но даже если госфинансирование будет увеличено в два раза и составит в 2012 году около 7-8 миллиардов рублей, это уже никак не повлияет на ожидаемые провальные результаты ГРР в 2012 и 2013 годах, поскольку это заложено спецификой геологоразведки.

Подобные пессимистические условия никак не способствуют улучшению отечественной системы воспроизводства материально-сырьевой базы. Во всяком случае, на ранних стадиях это станет причиной банкротства некоторых предприятий, особенно тех, которые специализируются на сервисном направлении.

Можно смело утверждать, что если для физлиц налоговое законодательство России является одним из наиболее либеральных, то для предприятий, особенно тех, которые занимаются геологоразведкой или добычей полезных ископаемых - «драконовским». Особенно в части косвенного налогообложения. Поэтому предприятия стремятся не допускать комплексного использования сырья – намного проще списать с баланса попутные компоненты, а не продавать за границу концентраты или продукты с низкой добавленной стоимостью.

Следует признать, что такое плачевное положение вызвано не только далеким от совершенства законодательством, но и фактическим отсутствием спроса на продукцию отрасли внутри страны.

Нелегитимность покупки владельцами крупных холдингов другой собственности порождает отказ от вложения так называемых «долгих денег», характеризующихся отложенной прибылью, а во всем мире - это фактически основа отрасли. И это тоже проблема, напрямую связанная с законодательством.

Я уже упоминал о том, что юниорские и сервисные компании у нас пребывают в зачаточной фазе развития, что свидетельствует о наличии больших проблем в современном разделении труда.

Таким образом, можно заключить, что в стране полностью отсутствует рынок полезных ископаемых, а отечественная геологоразведка находится в плачевном положении.

Несогласование горного, лесного и земельного законодательства, а также пробелы в законе о государственных закупках приводит к распространению такого явления, как скрытый рекет и рейдерские операции во время аукционов и конкурсов. Это - благодатная почва для процветания коррупции.

Считаю, что нынешние законы принимались в большой спешке по причине одномоментного изменения экономического строя. Они далеки от совершенства и в большинстве своем не согласованы. Принимаемые поправки затрагивают чаще всего пару нормативных документов, но не всю законодательную машину. Поэтому эти поправки не работают.