Редкая земля: все поправимо

23.10.2011 18:55
Редкая земля: все поправимо
Иллюстрация:
www.13min.ru

России, которая имеет треть мировых запасов редкоземельных металлов, необходимо как минимум десять лет, чтобы приступить к добыче и восполнить нехватку, образовавшуюся после сокращения поставки этих элементов Китайской Народной Республикой для всего мира.

Китай, который в настоящее время контролирует 95% рынка семнадцати редкоземельных элементов, которые применяются в самых разных областях производства, начиная от гибридных автомобилей до ветряных электростанций, снизил экспортную квоту за последние два года на 40%, что стало причиной сильного скачка цен.

Американские и австралийские компании отреагировали быстро, приступив к разработке новых месторождений и реинкарнировав остановленные ранее проекты, и планируется, что эта работа стартует в конце нынешнего года.

Добыча запасов России, по величине третьих в мире, по большей части совершенно неразвита. Ограниченная добыча идет только на одной шахте на территории Мурманской области, которая была открыта еще в советские времена.

«Полагаю, что если Россия начнет прямо сейчас, то к концу десятилетия они смогут приступить к промышленному производству», - считает Джек Лифтон, основатель консультационной компании Technology Metals Research.

Оценки российских запасов варьируются в широких пределах: российские геологи дают оценку на уровне 30% от мировых, Геологический комитет США говорит о том, что РФ с остальными странами экс-СССР обладают запасами в девятнадцать миллионов тонн, то есть примерно 14% от уровня мировых запасов.

«Считаю, Российская Федерация обладает хорошим потенциалом. В стране имеется определенное количество залежей редкоземельных металлов. Однако они не были трансформированы в запасы», - говорит Род Эггерт, профессор экономики минсырья Колорадской горной школы, (добавив при этом, что существование залежей на данный момент оценено с достаточно высокой точностью, и что их добыча коммерчески выгодна).

Немецкая промышленность показала свое желание приобщиться к российским ресурсам. Во время визита в Ганновер в июне этого года президент России Дмитрий Медведев отметил, что страна вполне может стать основным поставщиком редкоземельных металлов для Германии, самой крупной экономики Евросоюза.

Александр Рар из Совета по международным отношениям Германии заявил, что Федерация германской промышленности основала центр, который посвящен изучению этого вопроса, хотя о конкретных соглашениях речь пока не идет.

SARECO , казахское СП торгового дома Sumitomo Corp (Япония), также рассматривает возможность своего участия в проектах на территории Якутии, отдаленной северной республике на Дальнем Востоке России.

И, как и в случае с Германией, никаких деталей о возможном времени осуществления проектов от Sumitomo получить не удалось, поскольку компания еще не подписала никаких соглашений о конкретных месторождениях.

Исключая небольшие объемы редкоземельных металлов, добываемых на крупных месторождениях в качестве побочного продукта, например, в «Норильском никеле», единственной шахтой по добыче этих ресурсов в России является Ловозерский горно-обогатительный комбинат. Концентрат лопарита на шахте имеет включения легких редкоземельных металлов, наподобие церия и лантана.

Согласно данным, имеющимся на официальном сайте добывающей компании, она планирует добыть в этом году двенадцать тысяч тонн концентрата, что на тысячу тонн превышает показатель прошлого года.

Ловозерский ГОК доставляет свой концентрат на Соликамский магниевый завод, расположенный на Урале, который экспортирует 1466 тонн оксидов компании Molycorp (США) на эстонском перерабатывающем заводе Силмет, а также на Ульбинский металлургический завод (Казахстан) для последующей переработки.

Якутское месторождение в Томторе является наибольшим из неразрабатываемых месторождений редкоземельных металлов.

«Это огромное месторождение», - говорит Александр Самонов из института рудных месторождений, минералогии, петрографии и геохимии.

Он утверждает, что залежи этого месторождения обладают запасами около 150 миллионов тонн руды, причем концентрация редкоземельных металлов достигает 12%, имеется большое количество легких металлов, самария и церия.

При этом эксперты считают концентрацию, которая превышает 10%, очень хорошей для промышленного освоения.

Однако наибольший спрос сейчас приходится на тяжелые редкоземельные металлы, используемые в сфере возобновляемых источников энергии для производства магнитов, говорит Майкл Нестур, директор отдела по добыче и металлам компании Ernst & Young.

«Легкие редкоземельные металлы к 2013 году не будет дефицитом в данном секторе рынка, если учесть, что на большинстве новых месторождениях добыча начнется в планируемый срок. А к 2016-2017 году придет конец нехватке и тяжелых редкоземельных металлов», - убежден он.

Дэвид О’Брок, генеральный директор компании Silmet, в недавнем интервью Reuters заявил, что спотовые цены на лантан сегодня держатся на уровне 130-140 долларов за килограмм, в то время как годом ранее цена была 35 долларов, а в 1999 году – всего 85 центов.

Россия - одна из многих стран, оставшихся в стороне от данного рынка, поскольку до недавнего времени цены на редкоземельные металлы были очень низкими, а спрос еще не вырос, говорит Нестур из компании Ernst & Young.

«Спрос был с величиной напёрсток, а предложение объемом с ведро», - добавил, шутя, он.

Обозреватели отмечают, что для значительного увеличения экспорта из России местным компаниям необходимо вступать с конечными пользователями в партнерство, чтобы обеспечить достаточный уровень инвестиций и спрос.

«Им необходимо скооперироваться с компаниями, которые производят ветряные фермы, постоянные магниты и автомобили», - считает Нестур.

По его словам, несмотря на то, что никаких конкретных оценок стоимости проекта освоения Томтора не было, один только перерабатывающий завод обойдется в 100-300 миллионов долларов.

Стоимость строительства инфраструктуры тоже ожидается достаточно внушительной. «Я слышал много хороших вещей о Томторе, но проблема в условиях – зимой там минус 50».

«Многие месторождения, расположенные в Канаде, имеют похожие климатические условия, но они намного ближе к железной дороге».