Российский газовый рынок и целевая модель

08.05.2012 21:41
Российский газовый рынок и целевая модель
Иллюстрация:
pohnews.org
В основе целевой модели, которая повлияет и на российский газовый рынок, лежит деление всего рынка на зоны. Национальные рынки при этом убираются, формируются особые зоны по типу «вход» - «выход». В каждой будет присутствовать виртуальный «хаб». По инфраструктуре, каждый потребитель должен легко получать газ внутри зоны. Сегодня Европа обладает 16 газовыми рынками и их объемы от 40 до 100 миллиардов кубов. Есть 4 национальные системы, обладающие 12-18 миллиардными запасами, и 15 систем обладает, имеет запас от 1 до 9 миллиардов кубометров. К 2014 они должны преобразоваться в единую для всей Европы зону. Создатели стремятся преодолеть привязку к стране и предлагают ликвидировать те зоны, где потребляется менее 20 млрд. кубометров. Все трансграничные мощности, как предполагают создатели проекта, будут использованы максимально полно в тот момент, когда будут применены руководящие методики по управлению перегрузками, распределению мощностей. Те страны, потребление в которых мало, должны присоединиться к зонам, состав и границы которых сегодня неопределенны.

Потребление газа в отраслях народного хозяйства России

 

Млрд. куб. м

%, от общего объема потребления

Россия, всего

360,7

100

Электроэнергетика

140,6

39

Металлургическая

28,6

7,9

Агрохимическая промышленность

17,8

4,9

Агропромышленный комплекс

10,1

2,8

Нефтехимическая промышленность

6,1

1,7

Коммунально-бытовые хозяйства

30,8

8,5

Население

41,7

11,6

Другие

85,0

23,6

В этой системе есть зерно разума, но всё же и критика присутствует. К 2014 году просто нереально создать единую систему, ведь в число европейских стран входят представители, которые сильно дифференцируются по ценам, а развитие конкуренции и рыночных механизмов тоже далеки от идеала. Российский газовый рынок тоже может пострадает, но речь не об этом. Сами Европейские страны не хотят объединяться в единую систему из-за наличия многочисленных противоречий, присутствия которых, как ни старались создатели ЕС, избежать не удается. А финансовый кризис еще более ухудшил общую обстановку, странам не хочется отдавать регуляцию газового вопроса в руки союзных организаций. Да и сами объемы газа на дефицитном рынке Европы от принятия этой модели не увеличатся. Добыча газа в Европе практически не ведется, а новая модель рынка значительно затруднит поставки от традиционных поставщиков. И Российский газовый рынок – один из них.

В-третьих, не стоит забывать, что имеющиеся на рынке варианты взаимодействия между странами, давно устоялись. Что же будет происходить в том случае, если рынок полностью поменяется? Ответа на этот вопрос не существует, никто не знает, каких последствий можно ожидать от такой модернизации. Сегодня нет полного аналога действующего рынка, соответствующего тому, который будет введен в Европе. Если же говорить об американском рынке, то здесь присутствуют специфические факторы, которые не дают возможности применить данный опыт в отношении Европы. Поэтому, Европа рискует оказаться в ситуации с полным коллапсом всех поставок.  Первый звонок прозвучал в начале зимы 2012, когда возросло потребление газа, ни один газовый хаб, на который так рассчитывали создатели системы, не смог обеспечить возросшей потребности жителей ряда европейских стран в природном газе. Европейские структуры стремятся продвинуть полное спотовое ценообразование, но эта система очень легко подвергается манипуляциям  на рынках. А значит, даже небольшой выброс газа на рынок значительно понизит цену, также, как и ограничение поставок взвинтит ее до потолка. 

Как видно, эта система достаточно уязвима, но отказываться от нее европейцы не собираются. Даже по основным элементам модели разработчики не смогли договориться окончательно.  Обязательно нужно подключать долгосрочные координирующие структуры, так как краткосрочные рынки оказывают влияние на всю структуру поставок.  И принятые стандарты. GIE кроме того предлагает здравые идеи, которые отличаются от того, что могут создать законники. Операторам важно обеспечить стабильную систему поставок, а значит, поставщиков нужно привлекать долгосрочными рынками. Конечные потребители, поставщики, пользователи сетей и инвесторы должны разделить риски по долгосрочным контрактам поровну. А краткосрочные поставки можно использовать только в качестве регуляции основных долгосрочных контрактов, не более того. Создание целевое модели может быть возможно только после того, как будет принят Третий энергопакет.

Этот договор предполагает, что целевая система строится на условиях доступа всех стран участниц к магистральным газопроводам и наличии в каждой зоне виртуального хаба.  Мощности должны быть достаточными для обеспечения всех потребителей. Согласно этому, процесс регуляции должен привести к тому, что поставщики будут сооружать новые транспортные мощности. В Австрии, которая станет пионером в этом направлении, предлагается перейти на новую модель уже в новом 2013 году. С Чехией и Словакией в этот момент нужно будет запустить пилотный проект трансграничной торговли. В Австрии предполагается создать три зоны и одни виртуальный торговый пункт. На эту роль подойдет австрийская биржа CEGH. Здесь постепенно перейдут к торгам, которые будут вестись ежедневно в течение дня.

Россия может выиграть при введении Третьего энергетического пакета, так как  «Газпром» может увеличить свою ликвидность во время торгов на европейских биржах.Это связано с тем, что все страны. Согласно этому пакету, должны обладать равными возможностями. Появятся и абсолютно новые направления в  работе с конечными потребителями природного газа.  Главное, подобрать наиболее приемлемые формы взаимодействия, а конечный потребитель от этого должен только выигрывать. Российский газовый рынок испытает на себе все прелесть Европейской целевой модели. Теперь будут осваиваться не только долгосрочные контракты на поставку сырья, но и появятся доходы от краткосрочных поставок. Но, всё же, целиком переходить на новую модель целесообразно будет только с конца 2013 года. А конструктивный диалог в этой сфере для России вполне возможен. И перспективы биржевых торгов, стимулирование вложений в эту отрасль волнует не меньше. Проверенных решений и ответов не существует, так что, будем ждать и надеяться на удачу. Но, конечно, необходимо, чтобы интересы всех заинтересованных сторон удовлетворялись в полной мере, тогда будут довольны все участники соглашения.