Нефть и газ Украины

07.05.2012 12:19
Нефть и газ Украины
Иллюстрация:
aktiv.com.ua

Добыча газа на Украине интересует не только само правительство этой страны, но и пять крупнейших компаний мира, претендующих на партнерство.  Нефть и газ Украины привлекает достаточно много внимания, но законодательство страны несовершенно, что вызывает проблемы с началом разработок перспективных ресурсов. До этого момента Украина не специализировалась на газе сланцевого типа.  В Харьковской, Львовской, Донецкой и Ивано-Франковской областях предполагается наличие больших  запасов этого природного топлива.  То есть, месторождения расположены в районе Олесской и Юзовской площадей. Чтобы подтвердить предположения, нужно произвести бурение разведывательных (пробных) скважин. Вообще же, в данный момент нефть и газ Украины не добывается подобным способом, а, значит, у страны нет специалистов такого класса, которые могли бы взять на себя разработку этого направления. Да и финансовой поддержки в этом направлении недостаточно. Чтобы осваивать перспективные области Прикарпатья, правительством страны (службой геологии)  проводится конкурс, который должен привлечь инвестиции и технологии в данное направление.

И в конце апреля были приняты заявки от 5 компаний TNK-BP, Shell,  ExxonMobil (претенденты на Юзовскую область) и Сhevron и Eni, которые заинтересовались Олесской областью. Эти предприятия уже сегодня стали обладателями данных о возможных залежах газа (геологическая и геофизическая информация). Восточная часть страны была оценена в 15 миллионов гривен, а за Олесскую область заплатили по 10,5 миллионов гривен. Валерием Хорошковским – вице-премьер, совместно с межведомственной комиссией  заключают соглашения о разделе продукции. На данный момент производится определение победителя, окончательное решение будет озвучено уже 23 мая. Министр  Эдуард Ставицкий (экология и природные ресурсы) предполагает, что работы по разведке начнутся уже в 2014 году. Цена конкурсных документов для претендентов, у которых миллиардные годовые обороты – это просто смех. Но и ценность приобретенной информации тоже представляется сомнительной.  Данные об объемах полезных  ископаемых в таких документах, как правило, очень приблизительные. Последние геологические изыскания на Украине проводились еще в 70е годы, когда СССР искало новые месторождения углеводородов. Но, на тот момент представление о запасах на Украине было как о скоромных залежах, которые в условиях огромной страны серьез не рассматривались. Но и система поиска в то время не отличалась совершенством. Виталий Кисель  бывший преподаватель Института геологии Национальной академии наук (сегодня работает в нефтедобывающей сфере) утверждает, что все данные, которые получили претенденты нельзя назвать хоть сколько-нибудь точными. Эта грубая прикидка может разниться с реальностью в десятки (если не сотни) раз. Есть уже несколько примеров, когда компании, приобретавшие права на разработку перспективной области, пробуривали десятки скважин, но извлекаемый запас оказывался очень скудным. А конкурсная документация нужна, прежде всего, для того, чтобы компании получили окончательную картину того места, которое предстоит исследовать, и где будет вестись добыча. Ведь компании, зачастую, начинают собирать свою информацию об объекте значительно раньше, чем объявляются конкурсы и знают о нем даже больше тех, кто проводит конкурсные соревнования. И Украину относят скорее к лотерейным билетам, никому не известно, будет ли выигрышным, купленный билет, но рискнуть можно.

Обычно нефть и газ Украины, который добывался силами иностранных партнеров, достался последним не очень просто. Опыт нефтегазодобывающих компаний в этой стране, скорее, негативный. Скандалы возникают с завидной периодичностью. Проблема лежит в Украинском законодательстве и излишней политической окраске самой добычи недр в этой стране. Бюрократическая волокита для многих крупных компаний – решающий фактор, который заставляет отказываться от выгодного сотрудничества. Vanco Energy, к примеру, взялась за разработку глубоководного шельфа Черного моря еще в 2006 году. Все соглашения были достигнуты за год. Но потом к делу подключились политики, которые и указали на то, что были нарушены законы в ходе проведения конкурса на разработку месторождения. В итоге, Стокгольмский арбитраж разбирается с этой проблемой уже на протяжении нескольких долгих лет. Затягиваться начало работ может и из-за манипуляций, которые происходят непосредственно в ходе конкурсов. В ходе таких игр, участниками используется схема, по которой за одну компанию подается две заявки. Один при этом занимает вторую позицию, а второй выигрывает тендер, предложив максимальные цены. Претенденты отсекаются, а сам участник, занявший первое место, «вдруг» понимает, что цена необоснованно высока и отказывается от своих обязательств. В итоге победителем конкурса признается компания, занявшая на конкурсе второе место. 

И на Украине, к сожалению, пока нет способов предотвращения таких грязных технологий. Конечно, в случае с Олесской и Юзовской областями, такую схему осуществить будет намного сложнее, да и все участники давно зарекомендовали себя в мире, как успешные нефтедобытчики. Но тот факт, что подобные манипуляции возможны, заставляет задуматься о том, насколько хороши дела в отрасли в целом. Но, как отмечают в министерстве природных недр, главным определяющим фактором выбора победителя конкурса будет именно объем вложений, которые они смогут предложить в качестве инвестиций в добывающую отрасль. Предположительно, для освоения недр Олесской площади потребуется не мене 150 миллионов долларов, в случае с Юзовской площадью объем инвестиций должен составить от 250 до 300 миллионов долларов. Очень важно, чтобы победитель располагал не только необходимыми финансами (их у каждой компании достаточное количество), но и технологиями, которые позволят добывать природный газ сланцевым методом. Но скептикам кажется, что добыча газа этим методом в Украине окажется значительно более затратным мероприятием, чем в США, где этим занимается и ВР, виной всему – глубокое залегание газа.