Сахалинский шельф: освоение продолжается

17.12.2011 20:23
Сахалинский шельф: освоение продолжается
Иллюстрация:
sssc.ashcbs.ru

На самолет, летящий до Сахалина, мы платим наличными прямо в аэропорту. Стюардесса «Сахалинских авиатрасс» подсчитывает стоимость билета на калькуляторе и затем заполняет билет полученными цифрами, высунув кончик языка, словно ученица третьего класса. Если сказать, что речь идет о сверхсовременном терминале Инчхона, квинтэссенции последних технических достижений Кореи, то получится несколько сюрреалистичная картина. После завершения всех формальных процедур мы садимся старенький Boeing, и наш полет по направлению к Сахалину начинается. По словам Чехова, на «край света». Сегодня это последняя граница России. Крупнейший остров некогда мощной коммунистической империи стал новым кладом для царей путинско-медведевской эпохи. После распада Советского Союза этот участок суши в 900 километров длиной, расположенный вдоль побережья Дальнего Востока и зимой окруженный льдами, получил иностранных инвестиций в разы больше, нежели московская агломерация! На этом не очень дружелюбном острове, время от времени сотрясаемом землетрясениями, принадлежавшем ранее айнам, бурым медведям и орлам, освоено как минимум 40 миллиардов долларов! Эти деньги потребовались для того, чтобы добраться до огромных запасов углеводородов, спрятанных на морском дне в этом труднодоступном регионе. Началась борьба за сахалинский шельф.

Буквально в десятке километров от побережья острова на шельфе Охотского моря установлены платформы «Пильтун-Астонская», «Моликпак» и «Лунская». Все они были построены и установлены в рамках первого российского шельфового проекта «Сахалин-1» для освоения одного из самых крупных мире месторождений нефти и газа. Запасы углеводородов под морским дном оценены в 45 млрд. баррелей нефтяного эквивалента. Это почти столько же, как все ресурсы Северного моря. Но есть некоторые проблемы: климатические, сейсмические и минералогические условия здесь отвратительны. Зимой нередка температура - 35 °C, при этом воздух кажется намного холоднее по причине резких ветров, дующих с моря. Сахалин постоянно подвержен угрозе землетрясений: он расположен на известном «огненном кольце», проходящем через весь Тихий океан. Поэтому платформы установлены на специальных амортизаторах. В 1995 году здесь произошло землетрясение магнитудой 7.5 баллов, стершее с лица земли Нефтегорск. Тогда под обломками погибло 2000 человек. 11 марта нынешнего года с сахалинского побережья было эвакуировано 11000 человек по причине надвигающегося цунами, обрушившемуся на северо-восток Японии, что в пятистах километрах к югу от острова. Трубопровод длиной 300 километров, который соединяет платформы друг с другом, а также магистраль длиной 1600 километров, по которой нефть и газ направляются к экспортному терминалу, расположенному в южной части Сахалина, построены в полном соответствии с существующими сейсмическими нормами. Как заметила Лариса Ямомото, пресс-секретарь международного консорциума «Сахалин-2», «трубы гнутся, но не рвутся».

Персонал на этих платформах, эксплуатируемых в экстремальных условиях, в основном не местный - из Москвы, Филиппин и Южной Кореи. Чтобы попасть в северную часть Сахалина после приземления в Южно-Сахалинске, им необходимо около шестнадцати часов добираться до места в поезда по древней железной дороге, построенной во времена японской оккупации острова. Дальше без специального разрешения не ступишь и шагу. Вертолет транспортирует бригаду на сахалинский шельф - островок из стали и бетона, на котором им придется провести 28 дней в спартанских условиях и полной изоляции, после чего вернутся домой таким же способом и на такой же срок, чтобы немного отдохнуть. Платформа должна работать в строгом соответствии с техническими параметрами, учитывается буквально каждый килограмм: если появляется новый человека, кто-нибудь должен покинуть платформу.

Советским руководителям подобные трудности казались непреодолимыми, поэтому разведанные месторождения так и оставались неосвоенными. В основном из-за неспособности советской нефтегазовой отрасли овладеть технологиями добычи на шельфе. К тому же она требует хирургической точности. «В Саудовской Аравии подземные запасы нефти - это огромные лужи, а здесь углеводороды находятся в небольших карманах. А ведь их нужно еще и найти», - говорит Рикки Перритт, инженер компании Parker (США), занимающаяся буровыми работами. Буровая установка стоимостью около ста миллионов долларов в состоянии пробивать дырку вниз на глубину до 5000 метров, после чего по горизонтали продвинуться еще на десяток километров. Подобные технологии появились только в конце 90-х. И все же британская компания ВР в 2008 году после нескольких лет разведки ушла с Сахалина, так ничего и не найдя.

Распад Советского Союза изменил судьбу острова. В условиях либерализации 90-х крупнейшие мировые энергетические компании бросились на остров, надеясь поиметь хороший куш. Exxon Mobil, Shell, Mitsubishi начали борьбу за место под суровым северным солнцем, остров оказался буквально наводнен иностранными экспертами, а его небольшая столица со временем из захудалого советского городка превратилась в подобие типичного английского колониального города. Кремль, ощущавший в этот нелегкий период острую нехватку технологий и капиталов, решил дать возможность мировым корпорациям исследовать морское дно в обмен на громадные инвестиции. Только по проекту «Сахалин-1» РФ планировала стать богаче на 89 миллиардов долларов за счет роялти, налогов и множества других платежей. Реализация проекта была отдана в руки Exxon.

Но оказалось, что из-за экстремальных погодных условий расходы оказались во много раз выше, чем ожидалось. К тому же пришлось раскошеливаться на компенсации коренному населению острова и на удовлетворение требований различных экологических организаций. Именно давление экологов заставило Shell переместить трубопровод длиной 30 километров в другое место, дабы не навредить местной популяции серых китов. Еще 300 000 долларов ежегодно компании пришлось потратить на финансирование проектов помощи нивхам и другим народностям, коренным жителям Сахалина. В период с 1990 по 2006 год стоимость проекта «Сахалин-1», разрабатываемого компанией Exxon, и «Сахалин-2» (Shell, Mitsui, Mitshubishi) возросла с 20 до 37 миллиардов! Такая инфляция нефтедобывающих проектов вызвала большую тревогу в Москве, поскольку сроки выплаты роялти в соответствии с условиями соглашений был отложен на неопределенный срок.

Чтобы воспрепятствовать утечке нефтедолларов, Владимир Путин принял решение перейти в атаку, что в его понимании означало русификацию проектов. В 2007 был издан указ, который вынудил Shell уступить половину проекта «Газпрому», которым тогда руководил некто Дмитрий Медведев. Зарубежной компании пришлось уступить, чтобы не допустить потери вложенных в начавший приносить прибыль проект миллиардов. «”Газпром” действовал по отработанной тактике - присоединившись к разработке шельфа во второй фазе, то есть когда практически вся инфраструктура была построена», - говорит Иван, работающий в консорциуме. Другими словами, российская верхушка вынудила международные предприятия работать по своим правилам – они взяли на себя основное бремя расходов по освоению гигантского месторождения. «За Shell переживать не стоит!» - убежден Иван. Она с лихвой возмещает свои убытки, продавая дешевый газ намного дороже. Москва предпринимает максимум усилий для того, чтобы обеспечить «Газпрому» передачу технологий в двух главных для себя областях: шельфовой добыче и производстве СПГ.

В 2008 году новоиспеченный президент Дмитрий Медведев с помпой открыл в Пригородном первый отечественный комплекс по сжижению природного газа. По словам Михаила Шиликовского, замдиректора завода, место для предприятия было выбрано идеально, поскольку оно защищено от возможного цунами Курильскими островами и практически весь год свободно ото льда. На проходной завода, способного давать около десяти миллионов тонн сжиженного природного газа, все триста рабочих проходят обязательный тест на алкоголь.

Между резервуарами, достигающими по размерам футбольное поле, протекает река, место нереста тихоокеанского лосося. На этот затерянный в суровой природе северного острова промышленный объект поступает газ с платформ расположенных в открытом море, преодолев около 800 километров по проложенным под землей трубам. Газ очищается и после охлаждения до -161 °C переходит в жидкое состояние. В результате газ, занимающий объем комнаты, можно поместить в коробку из-под мобильного телефона. На сегодня в мире имеется только 25 заводов с подобной технологией. Это позволяет экспортировать газ на спецсудах, сокращая расходы на транспортировку с помощью трубопроводов. Сейчас ожидается прибытие в залив Анива такого судна. Чтобы его заполнить (резервуары танкера вмещают 145 000 кубометров), необходимо 16 часов. Судно с газом берет курс на Юго-Восточную Азию или Японию.

Для России это производство - настоящая революция. Еще находясь у руля «Газпрома», Медведев активно выступал за технологию СПГ, хотя Путин оставался приверженцем трубопроводного варианта. Была поставлена стратегическая задача: с помощью СПГ и морских маршрутов завоевать очень перспективный рынок АТР, где спрос на газ продолжает расти стабильными темпами. Москва всерьез вознамерилась конкурировать с Ближним Востоком и Австралией. «Сахалин расположен в трех днях плавания от крупнейших морских портов Северо-Восточной Азии, причем пираты здесь отсутствуют», - утверждает Лариса Ямомото. Консорциум уже имеет контракты с Южной Кореей, Японией, Китаем и Тайванем. К тому же после аварии на АЭС «Фукусима» Токио вынужден увеличивать объемы поставок с России: на долю Японии приходится 60% всего СПГ. Борьба за сахалинский шельф среди льдов Охотского моря продолжается…