Технология добычи сланцевого газа станет демократичной?

15.05.2012 12:57
Технология добычи сланцевого газа станет демократичной?
Иллюстрация:
orgproduct.jimdo.com
Если рассматривать историю добычи газов сланцевым методом в США, то она показывает, насколько американские ученые были недальновидны. Напомним, что Джон Картер сообщил о том, что природные запасы газа в стране исчерпаны еще в 1977 году. Но он, конечно, ошибался. В тот момент Министерством Энергетики уже разрабатывалась технология добычи сланцевого газа в восточной части США. Оценке и изучению подвергались, главным образом, те залежи, которые образовывались в Миссисипский и Девонский период. Испытывались новые технологии для успешной добычи углеводородного сырья.  Вице-президент Mitchell Energy Дэн

Стюард (Dan Steward) подтвердил. Что в сланцевых породах находится большой объем газа. Картер начал говорить о том, что нехватки запасов природного газа у страны не наблюдается, напротив, его можно «грузить вагонами», но, к сожалению, на текущий момент, не было предложено адекватных и эффективных способов добычи этого природного ресурса. Государство финансировало частные исследования по разработке эффективной технологии. Главным лицом в этом проекте выступил предприниматель Джордж Митчелл (George Mitchell), он участвовал в малой версии «Проекта Манхеттен». Этот предприниматель был убежден, что в его родном Техасе и Барнетт-шейле имеются большие запасы газового сырья, которое можно успешно осваивать. На тот момент, эта затея казалась авантюрной, почти никто не верил в успех разработок сланцевого газа. Действительно, в его распоряжении практически ничего не было, ни технологий, ни знаний.

Но правительство США спонсировало бурение нового типа скважин, которые и предполагает технология добычи сланцевого газа. И стоимость такой скважины значительно выше, чем у стандартного вертикального типа скважин. Кроме того, на федеральном уровне были предоставлены поистине беспрецедентные льготы в налоговом плане. Геологическая служба разработала технологию построения трехмерной модели пород, для того, чтобы оценить наличие и расположение пор. Union Pacific Resources – компания, занимающаяся разведкой и добычей природных ресурсов (ископаемых)  начала применять методику под названием «гировзрыв». Министерство энергетики также приняло участие, создав специальную картографическую программу, благодаря которой операторы получали возможность для внесения необходимых поправок в любой момент для повышения объемов добычи газа. 

 Митчелл смог объединить все эти методики и в 2002 году купил компанию DevonEnergy, превратил все несбыточные мечты по добыче сланцевых газов в настоящую золотую жилу. Прошло тридцать пять лет с тех пор, как Картер заявил о том, что запасы газа иссякли, и вот, появилась эффективная методика его добычи из сланцевых пород, а цены на газ стали резко падать и те терминалы для природного газа, которые были предназначены для импортного сырья, наполнились газом из собственных месторождений.  Это очень важно, когда сложнзи городов, ответов не было получено, ведь никто об этом на тот момент не думал. Методы добычи этого природного ресурса достаточно экстремальны, стоит ли вообще продолжать его добывать, и что делать с теми скважинами, в которых уже не осталось углеводородного сырья.

В отличие от технологии добычи, эти вопросы осталисьая проблема решается с использованием и государственных средств и с применением частных организаций. К сожалению, у этого решения есть и свои отдаленные социальные последствия, которые не были в достаточной мере осмысленны, в отличие от продуманных технологических решений. Исследования по добыче, разработке сланцевого газа, по сути, опирались на пустоту.

Единственное, на что опирались разработчики, это техническая осуществимость и рентабельность технологии. Но то, какую роль могут сыграть эти технологии в реальности, специалистами не просчитывалось. Никто не задумывался о том, как повлияют сложные химические вещества на почву, в которую их внедряли для осуществления отдачи газа. Кроме того, во время бурения из скважины поднимается токсичная смесь из радиоактивных химических элементов и жидкости, используемой для разрыва. Как утилизировать этот «коктейль» также никто не просчитал. Не были просчитаны и возможности дорожных сетей, по которым осуществлялась поставка жидкостей для гидроразрыва тысячами грузовиков.

Также, эти дорожные сети использовались для перевозки отработки. О том, как повлияет добыча на климат и состав воздуха и безопасно ли использовать этот метод вбли на заднем плане. К сожалению, мы не можем пользоваться нашими возможностями мудро, отвечая на вопрос «что если». Трансформационные исследования зачастую приводят к последствиям, с которыми борются наши потомки. И технология добычи сланцевого газа должна привести нас к тому, чтобы мы в будущем могли быть более дальновидными, рассматривая все последствия наших инноваций. Человек зачастую продолжает делать те вещи, которые, очевидно, невыгодны и приносят массу проблем и неудобств как для него самого, так и для окружающей среды.

Те же американцы строят своим машинам гаражи, тогда как этот финансово очень обременительно, а загрязнение окружающей среды принимает угрожающую форму. К сожалению, человечество получило в свои руки технологические возможности, последствия которых не так просто предсказать. А часто, этим вообще никто не занимается. Общественные и этические последствия таких решений должны рассматриваться в обязательном порядке. Действительно, сегодня мало кого волнует, что происходит после того, как жидкость закачивается в скважину и происходит разрыв, ведь после этого начинает поступать природный газ, за который можно получит сверхприбыли.

Ученые, по сути, должны предупредить общество обо всех возможных последствиях применения той или иной технологии. Как во время фармацевтических исследований, добровольцы должны ознакомиться с полным списком возможных побочных реакций. Только после получения осознанного согласия человек получает лекарство. А добыча сланцевого газа, это еще более серьезный и непредсказуемый процесс, который может привести к последствиям не для одного человека, а для целой страны, для общества в целом. Почему люди должны превратиться в сообщество подопытных животных, которые не имеют никаких прав и участвуют в экспериментах ученых?