Томтор: распечатывать, или пока рано?

24.08.2014 13:50
Томтор: распечатывать, или пока рано?
Иллюстрация:
rostec.ru

В мае этого (2014) года наконец нашло потребителя Томторское месторождение редкоземельных металлов, расположенное глубоко на севере Якутии. Его разработкой решило заняться совместное предприятие «Триарк майнинг», а приобретать ценные руды намеревается строящийся в Железногорске Красноярского края инновационный завод по производству источников электропитания нового типа. Какие проблемы должны быть преодолены, прежде чем производство начнётся?

О редких и рассеянных

Напомним, что редкоземельными называются химические элементы побочной подгруппы III группы таблицы Менделеева, кроме тяжелых и радиоактивных. В эту группу входят металлы скандий, иттрий, лантан и целое семейство элементов – лантаноидов. Чем так выдаются эти металлы? Тем, что их сложно добыть. Редкоземельные элементы являются одновременно редкими и рассеянными – то есть, их в земной коре и объективно мало, и они слабо сконцентрированы и образуют мало месторождений. Томторское месторождение – одно из немногих, и именно поэтому его взялись разрабатывать, несмотря на то, что оно крайне неудобно расположено.

Открыто оно было еще в конце 1950-х годов, но как подступиться к нему, никто не знал. С одной стороны, тогда еще не были изучены все ценные свойства редкоземельных металлов, и в них не было особой потребности. С другой стороны, инфраструктура в Якутской республике тогда находилась еще в более недоразвитом состоянии, чем сейчас. Теперь применение редкоземельные металлы нашли, спрос на них сформировался, да какой: в разработку взяли месторождение, расположенное вдали от человеческого жилья, дорог и всяческой инфраструктуры.

Географическая проблема

Итак, где это – Томтор? Как мы уже упоминали, месторождение находится на севере Республики Саха (Якутии), на территории Оленёкского улуса (района). Это самый обширный из улусов Якутии, значительная часть которого расположена в Заполярье. Население района составляет менее 4 тысяч человек, большинство – даже не якуты, а эвенки, ведущие хозяйство общинно-родовым строем. Какие-либо дороги здесь накатываются только зимой, когда тундра замерзает, а альтернатива этим так называемым автозимникам одна – воздушный транспорт. Иными словами, разрабатывать месторождение придется практически на голой, дикой местности, с крайне ограниченными и дорогостоящими возможностями завоза техники и вывоза добытого сырья.

Само собой, выгода от освоения месторождения перевешивает возможные затраты: оно может стать для России собственным источником редкоземельных металлов (а также некоторых других редких металлов, например, ниобия) на долгие годы, ликвидировав одну из статей импортозависимости страны. Но какие задачи придется решить, чтобы освоить его?

В первую очередь речь идет о создании инфраструктуры. У России вообще и у Якутии в частности уже есть опыт освоения месторождений ценнейших полезных ископаемых, расположенных вдали от цивилизации: в качестве примера можно привести кимберлитовую трубку «Мир», вокруг которой вырос город Мирный, ныне числящийся среди крупнейших населенных пунктов Якутии. Построить его стало возможно благодаря строительству рудовозной автотрассы «Вилюй», также долгое время эксплуатировшейся как автозимник, и постепенно достраивавшейся до круглогодичной дороги. Она соединяет месторождение с Якутском, который также связан с Большой Землёй круглогодичной автотрассой и вскоре обзаведется еще и железнодорожной веткой (после достройки последнего участка АЯМ Нижний Бестях - Якутск).

Опорным пунктом для освоения Томтора, очевидно, также должен стать Якутск. В начальный период работ на месторождении до него будет каждый год накатываться автозимник, а на первом участке месторождения, где запланированы работы – участке «Буранный» - будет построен вахтовый посёлок. Первую вахту он будет принимать в сентябре-октябре, с промерзанием зимника по всей его длине, а последняя будет покидать посёлок поздней весной, когда зимник начнет утрачивать проходимость. Вместе с этим будут вестись работы по замене зимника круглогодичной рудовозной автодорогой, требующей значительно меньшего объёма работ по поддержанию ее в надлежащем состоянии и отличающейся большей пропускной способностью.

Значительно уменьшить стоимость доставки руды до Красноярского края способны железнодорожные магистрали: Амуро-Якутская магистраль, ныне строящаяся, и функционирующая Байкало-Амурская. В настоящее время АЯМ способен перевозить грузы от станции Нижний Бестях в центральной Якутии до станций Тында (БАМ) и Сковородино (Транссибирская магистраль). Маршрут доставки руд через БАМ короче, но пропускная способность участка Тында-Северобайкальск-Тайшет-Красноярск меньше, чем Сковородино-Чита-Иркутск-Красноярск. Тем не менее, оба маршрута станут практичными только после завершения строительства последнего участка АЯМ Нижний Бестях – Якутск: отсутствие круглогодичной переправы через Лену делает совершенно бессмысленным строительство круглогодичной рудовозной автодороги из Якутска до Томтора.

Вторсырье как альтернатива

Как мы видим, вскрытие рудной кладовой Томтора требует серьезных вложений в инфраструктуру. Но, похоже, альтернативы этому просто нет, ведь в России не существует другого подобного месторождения редкоземельных металлов? Месторождения действительно нет, а вот альтернативный способ получения редкоземельных существует. Речь идет о вторичном использовании концентратов и отвалов от урановых рудников сталинской эпохи.

Когда в СССР стала стремительно развиваться добыча урана для нужд сначала военных, а потом и атомной энергетики, одной из добываемых урановых руд был монацит. В огромном количестве были заготовлены концентраты – монацитовые пески, но промышленное получение урана из них оказалось непрактичным, и основная масса монацитовых концентратов отправилась в отвалы. Предпочтение стали отдавать более богатым урановым рудам – ураниниту, настурану, коффиниту. Монацитовые же отвалы стали причиной экологических проблем во многих местах своего хранения (Красноуфимске, Чувашково и др.), но никакой экономической выгоды в их утилизации не было. Она возникла сейчас, когда усовершенствовали технологию выработки из них редкоземельных элементов, а их в монаците даже больше, чем урана и тория. Если запасы монацитового песка будут сейчас переработаны, это решит сразу две проблемы: дефицит редкоземельных металлов и экологические проблемы, создаваемые радиоактивными отвалами. Может быть, в текущей сложной экономической ситуации проще воспользоваться вторсырьём?