Гидроэгоизм Таджикистана и Кыргызстана

17.02.2011 00:00
Гидроэгоизм Таджикистана и Кыргызстана
Иллюстрация:
procella.ru

Как известно, центральноазиатский регион зародился на базе орошаемого земледелия 4-5 тыс. лет тому назад, и всегда находился в зависимости от водных источников. Вода смогла объединить людей, чтобы тем смогли приспособиться к причудам природы и колебаниям водных источников. Люди накапливали знания и опыт, что позволило им выработать ряд определенных закономерностей в астрономических, гидрологических и климатических явлениях.

Водным пространством Центральной Азии является бассейн Аральского моря площадью 2,5 млн. кв. км, куда входят территории Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана (его южная часть). Для этих республик по естественным причинам характерно земледелие с искусственным орошением.

Поэтому использование водных ресурсов в регионе изначально осуществлялось в ирригационном направлении, а затем уже энергетическом. За последний век увеличились площади водозабора и орошения. Это привело к высыханию Аральского моря.

Сейчас в регионе объем сток рек по оценке экспертов составляет 117 куб. км за год (максимальное значение). Но технически можно использовать ресурсы объемом около 105 куб. км, из них для орошения - 92 куб. км/год. Фактическое использование стока достигло своих максимальных значений. Этот факт не может не вызывать тревогу. Иными словами, возможности рек практически исчерпаны. Любое потребление воды в объемах, превышающих установленный лимит, может привести к серьезному урону, как в экономике, так и природе.

На этом фоне некоторыми странами центрально-азиатского региона предпринимаются попытки использовать трансграничные реки, но интересы сопредельных государств при этом не учитываются. Имеется в виду Камбаратинская ГЭС (Кыргызстан) и Рогунская ГЭС (Таджикистан). Проектирование и строительство этих объектов происходило еще во времена Союза. Но после того как Кыргызстан и Таджикистан обрели независимость, проекты заморозили ввиду нехватки финансирования. Сегодня вопрос продолжения строительства стал снова актуален. Это вызывает тревогу у соседних стран.

Камбаратинская ГЭС: ожидать ли дефицита воды?

Если рассматривать, как в целом на регион влияет строительство Камбаратинских ГЭС, следует обратить в внимание на Токтогульский каскад гидросооружений. Поскольку Токтогульский гидроузел пропускает через себя стоки трансграничной реки Сырдарья и рек Нарын-Сырдарьинского каскада, то получается, что киргизская сторона полностью контролирует объемы, режим и сроки выпуска воды для пользователей Узбекистана и Казахстана.

Токтогульский гидроузел строили как ирригационный объект. Планировалось, что пропуски воды в этих условиях будут неравномерными, то есть в вегетационный период (рост и развитие посевов) объем должен был составлять 75% от годовой нормы. В Токтогульском гидроузле использование ирригационного режима проектировалось в качестве основного, а энергетического - вынужденного. Но как показывает практика за последние годы, киргизская сторона старается превратить гидроузел в энергетический источник.

Проанализировав режим речного стока в Токтогульском гидроузле, вырисовывается следующая картина. До 1989 года в период вегетации его величина равнялась 77% от годовой нормы, в невегетационный период этот показатель составлял 23%.

С началом работы Токтогульского гидроузла в 1989 году и по 2003 год, из Токтогульского водохранилища в период вегетации величина попусков уже составляла 43%, в невегетационный период произошло увеличение до 57%. Становятся очевидно видны грубые нарушения принципов регулирования стока.

Функционирование новых ГЭС предусматривает изменение режима работы Токтогульского гидроузла. А это, в свою очередь, означает, что соседним государствам с ирригационными нуждами функционирование Камбаратинских ГЭС не принесет никакой пользы. С переходом на энергетический режим работы ситуация еще более усугубится, так как будет создаваться ежегодный водный дефицит в летнее время, то есть в вегетационный период. А чтобы производить электроэнергию в зимний период, понадобятся попуски воды, в результате чего, затоплению подвергнутся большие площади территорий Казахстана и Узбекистана.

Рогунская ГЭС

В отличие от Камбаратинских ГЭС, Рогунская представляет собой масштабный проект со строительством 335-ти метровой плотины, аналогов которой нет во всем мире. Стоит ли говорить каких огромных материальных затрат будет стоить Таджикистану этот проект, при том, что в бюджете страны таких денег нет.

Представим, что плотину уже построили. Полезная емкость водохранилища в 8,6 куб. км, даст возможность многолетнему регулированию и повышению ирригационной зарегулированности до 91%. Но объем и местоположение не имеют большого значения, так как уже имеющиеся Нурекское (р.Вахша)и Туямуюнское (р.Амударья) водохранилища оказывают немалое влияние на регулирование стока в сезонные периоды. Все таджикские водохранилища можно использовать как во благо соседним странам-потребителям, так и во вред. Переход на энергетический режим функционирования, для которого требуется увеличенный объем потоков воды для выработки электроэнергии в зимний период, является наиболее опасным ввиду изменения бытового стока рек.

Построив даже одно Рогунское водохранилище с ГЭС, можно оказать значительное влияние на многолетний сезонный сток реки Вахш (основной приток реки Амударьи). Проблема приобретет катастрофический характер в случае строительства Даштиджумского гидроузла на реке Пянже, граничащей с Афганистаном, с работой в энергетическом режиме. Это и планирует осуществить Таджикистан. В маловодные годы на вегетационный период будет приходиться около 80% дефицита.

Строительства ГЭС, угрожающих всему региону

Среди центральноазиатских республик территория Таджикистана одна из самых сейсмоактивных. Как показывает анализ, современная структура территории этой страны имеет ряд достаточно больших тектонических разломов. В одной из таких опасных зон и строится Рогунская ГЭС. Протяженность разлома составляет более 500 км. Амплитуда его вертикальных движений составляет 2-4 км. Горизонтальное перемещение имеет амплитуду 1,3 - 12 км. В случае возникновения землетрясения сила толчков может достигать девяти баллов.

Следует отметить и то, что самое непосредственное отношение к сейсмически опасной зоне строительства Рогунской ГЭС имеет протянувшийся на 800 км Гиссаро-Кокшаалский разлом первой категории. Это самая сейсмически опасная зона в Таджикистане, в пределах которой часто случаются землетрясения силой более 6,5 баллов. Данная зона известна такими землетрясениями как Каратагское в 1907году, Сарезское в 1911году, Хаитское в 1949году.

Если рассматривать эту зону с геологической точки зрения, то здесь есть пласт каменной соли, оголовок которого расположен в основном на 25-30-ти метровой глубине, ниже уровня воды в реке, и выходит на поверхность на участке, где расположены входные порталы строительных туннелей. Прямо над оголовком соли есть зона с разуплотненными породами, высота которой 7-8 м, а ширина до 10-12 метров.

При строительстве ГЭС должна быть обеспечена защита соляного оголовка от его растворения фильтрационным потоком, который образуются в верхнем бьефе гидроузла с поднятием уровня воды.

Участки Камбаратинских ГЭС имеют схожую ситуацию. Из-за ряда геологических процессов не может быть обеспечена гарантированная безопасная эксплуатация каскада гидротехнических сооружений. Современная тектоническая структура содержит наиболее тектонически активную Нарыно-Сонкульская зону разлома.

Для этой территории характерна динамическая напряженная обстановка и массовое развитие оползней и обвалов. Высока вероятность землетрясений силой 9-10 баллов.

Вывод

Реализация проектов Камбарата и Рогун вызывает серьезные опасения. Как показывают данные, строительству ГЭС должно предшествовать тщательное изучение природных условий тех участков, где планируется размещение сооружений с точки зрения гидрологии, геологии, сейсмичности, селеопасности, оползнеопасности. Это может быть осуществлено только при участии международных компетентных научных экспертов, которые способны провести объективное изучение и анализ.

Известно, что сейчас многих сугубо специализированных организаций и служб, ранее обеспечивавших соответствующее качество работ по возведению ГЭС и плотин и осуществлявших контроль над ними, в Кыргызстане и Таджикистане просто не существуют. Возможные аварии в плотинах, последующие за заполнением водохранилища, не обещают ничего хорошего не только для Таджикистана и Кыргызстана, но и для соседствующих с ними стран.

По материалам paruskg.info