Звезды гиганты и сверхгиганты02.07.2018
Звезды карлики01.07.2018
Биосфера земли28.06.2018
Солнечная радиация22.06.2018
Крупнейшие вулканы30.03.2018
Отбор керна13.09.2017
Нефтесервисные компании11.09.2017
Призабойная зона09.09.2017
Бурение буровыми растворами17.08.2017
Висбрекинг - процесс, сырьё, установка03.08.2017
Трудноизвлекаемая нефть23.07.2017
Повышение нефтеотдачи21.07.2017
Бурение горизонтальных скважин19.07.2017
Наклонно-направленные скважины16.07.2017
Попутный нефтяной газ07.07.2017
Пряник, кнут, независимость
В первый день второго летнего месяца правительство Украины в который раз продлило действие устаревших стандартов качества нефтепродуктов, обеспечив население страны возможностью дышать выхлопами, а автомобили — «наслаждаться» топливом, которое оказалось запрещенным в Европе еще 10 лет назад. Вероятно, правительству легче снова и снова переносить сроки перехода на новые стандарты, чем пытаться заставить владельцев нефтеперерабатывающих заводов, которые не принадлежат к числу бедных граждан Украины, начать наконец-то всерьез тратить значительные средства на модернизацию производства топлива, отвечающего стандартам повышенного качества.
Как в корне изменить возникшую ситуацию, недавно продемонстрировал премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин, устроивший российским нефтепереработчикам основательную взбучку и дав понять, что разговоров «по-хорошему» больше не будет. Когда российская экономика минувшей весной столкнулась с вопиющим нонсенсом для нефтедобывающей страны в виде тотального дефицита бензина, власти осознали, что все устаревшие и неэффективные нефтеперерабатывающие заводы – это проблема все же властей, а отнюдь не владельцев предприятий, как кому-то может показаться на первый взгляд. Современная промышленность нуждается не в мазуте, а бензине, причем хорошего качества и в больших количествах. А когда он неизвестно куда пропадает на колонках, при этом цена на него постоянно растет - это сильно бьет по рейтингам страны и портит общую картину. Украинским кураторам нефтеперерабатывающей отрасли тоже пора понять эту простую истину, но создается впечатление, что они продолжают внимать вдохновенным рассказам о тяжелой участи, которые излагают обладатели миллиардных «бензиновых» состояний.
«Мы постоянно сталкиваемся с топливными проблемами на внутреннем рынке, что для нашей страны, крупнейшего в мире производителя нефти – полный абсурд», – так начал совещание на прошлой неделе с руководителями нефтяных компаний России Владимир Путин.
«Я с большим сожалением утверждаю, что большинство отечественных компаний совершенно не выполняют своих обязательств, связанных с наращиванием глубокой переработки нефти, однако в то же время они полностью воспользовались предоставленной льготой со стороны государства». При этом имелась в виду пониженная ставку пошлины экспорта нефтепродуктов, введенная с целью стимулирования модернизации российских нефтеперерабатывающих заводов.
Ростехнадзор считает, что если модернизация и происходит, то только поверхностная – косметическое обновление технологий, то есть фактически нефтеперерабатывающие компании делают только текущие мелкие ремонты, заменяя отдельные детали и узлы.
Владимир Путин привел красноречивые цифры: на протяжении 2010 года крупные нефтяные компании выплатили акционерам 8 миллиардов долларов дивидендов, при этом недофинансирование обязательств по модернизации вторичной переработки в течение трех последних лет составило 2 миллиарда. В итоге по структуре производимой продукции отрасль оказалась на уровне середины 50-х годов прошлого столетия. В 2010 году Россией было произведено около 145 миллионов тонн дизельного топлива и мазута и всего 45,2 миллиона тонн бензина и авиационного керосина.
Скорее всего, на саморегулирование отрасли российское правительство уже вообще не надеется. Премьер Российской Федерации на указанном совещании дал понять, что созрел для применения достаточно жестких методов управления отраслью в режиме ручного управления. Например, он предложил закрепить обязательства компаний по модернизации своих производств в специальных соглашениях, заключенных с Росстандартом, Федеральной антимонопольной службой и Ростехнадзором, то есть юридически.
«Если произойдет срыв обязательств, связанных с техническим перевооружением, мы будем применить жесткие санкции, в том числе и изъятие необоснованно полученной прибыли», – сказал Путин.
Накануне этого отраслевого совещания Министерство энергетики Российской Федерации огласило результаты собственного расследования причин неожиданного возникшего весной бензинового кризиса в стране. «Известия» писало тогда, что ведомство в первую очередь обвинило в случившемся досадное совпадение нескольких разноплановых факторов: срыва планов по модернизации нефтеперерабатывающих заводов и их внеплановых остановок; высоких цен на нефть и нефтепродукты, которые сделали их экспорт намного выгоднее продажи внутри страны. Среди конкретных виновников Министерство энергетики называет компанию ТНК-ВР (из-за проведения незапланированного ремонта установки каталитического крекинга Рязанского нефтеперерабатывающего завода отечественный рынок недополучил 43 тысячи тонн высокооктанового бензина), а также «Сургутнефтегаз», «Роснефть» и «Газпром».
«Все плановые ремонты на нефтеперерабатывающих заводах должны быть согласованы и синхронизированы, чтобы не допускать одновременной остановки нескольких НПЗ, что может явиться причиной дестабилизации рынка, порождения искусственного дефицита и вызвать трудности в отношении успешного прохождении осенне-зимнего сезона», – заявил тогда Владимир Путин, и мы к этому заявлению вернемся позже.
В украинской нефтеперерабатывающей отрасли ситуация выглядит несколько лучше российской, но совсем ненамного. Основное отличие состоит в том, что некоторый нажим со стороны властей, а также острая конкуренция с более качественным импортом привели к тому, что ведущие нефтеперерабатывающие заводы решили подтянуться. Например, кременчугская «Укртатнафта» к началу текущего года заявила о переходе на производство дизельного топлива и бензина по стандартам Евро-4. В конце июня такую же новость объявил Лисичанский НПЗ, который принадлежит российско-британской компании ТНК-ВР.
Проблема состоит в том, что качество нефтепродуктов является в данный момент необходимым, но не достаточным условием для успешной деятельности, для обеспечения этого процесса нужны дополнительные инвестиции в увеличение глубины переработки нефти. Программы повышения качества, особенно на фоне стоимости проектов по наращиванию глубины переработки, выглядят просто детским лепетом. Здесь можно привести весьма показательный пример Одесского НПЗ, принадлежащего российскому «ЛУКОЙЛу». В результате проведения модернизации в 2005-2008 годах предприятие вышло на производство европейского бензина и дизельного топлива, обещая полностью уложиться для перехода на Евро-4, начиная с 2011 года. Однако из-за полного перекрытия маршрутов поставок нефти по украинским трубопроводам и безналогового импорта посредством фирмы «Ливела» осенью 2010 года завод был полностью остановлен, и пребывает в этом состоянии до сих пор. Официально названные причины остановки – отсутствие всяческой экономической целесообразности запуска при имеющейся низкой глубине нефтепереработки и логистике сырья. Хотя качество продуктов, производимых предприятием, достаточно неплохое, его эффективность на данный момент остается нулевой. Если бы глубина переработки светлых нефтепродуктов была выше имеющихся 50%, завод имел бы возможность получать нефть морским путем, компенсируя высокие транспортные издержки большей эффективностью.
В Белоруссии и Литве к пониманию этого факта пришли после блокировки поставок нефти по трубопроводам из России. Литве пришлось поставлять российскую нефть морским путем, что заставило ускорить модернизацию своих нефтеперерабатывающих заводов. Белорусы пошли в этом деле еще дальше: договорились о поставках нефти из Азербайджана и Венесуэлы морским путем в Одессу, а затем трубопроводом и по железной дороге в Мозырский НПЗ.
«С глубиной переработки свыше 90% мы всегда будем конкурентоспособны, при любых внешних условиях. Поэтому модернизация Мозырского нефтеперерабатывающего завода представляет собой вопрос энергетической независимости Беларуси», – рассказал в мартовском интервью порталу zn.ua руководитель завода Анатолий Куприянов. Следовательно, страны, лишенные собственных нефтяных источников, намного более мотивированы модернизировать свои нефтеперерабатывающие заводы.
Однако к Украине это почему-то не относится. Осознав однажды, что стандарты качества будут повышаться так же последовательно и бесконечно, как будут подписываться отраслевые меморандумы, не имеющие под собой никакой юридической силы, отечественные владельцы нефтеперерабатывающих заводов не торопятся с вложениями. Зачем, спрашивается, кто их сможет закрыть? По аналогии с северным соседом, украинские нефтеперерабатывающие заводы распихали по собственным карманам доходы, полученные с помощью переплаты украинских потребителей в течение более десяти лет, не без помощи государства. А ведь вплоть до мая 2005-го года украинский производитель был качественно защищен с помощью пошлин и других видов налогов на импортные нефтепродукты.
Так называемая модернизация в Украине также происходит по российскому сценарию. Достаточно только обратить внимание на новостные сообщения об очередных достижениях в этой отрасли. На бумаге все растет и улучшается. Но реальных упоминаний о новых установках вы не найдете.
«Для перехода на стандарты Евро-4 мы полностью модернизировали установки гидроочистки и изомеризации дизтоплива, реконструировали оборудование, ужесточили технологический процесс работы установок для изомеризации, риформинга и каталитического крекинга», – утверждается в одном из сообщений крупного отечественного нефтеперерабатывающего завода. Если перевести на общедоступный язык, то в сообщении говорится о том, что владелец завода на самом деле окончательно дожимает тот потенциал, который был заложен еще в советские времена. По этому пути идут оба украинских крупных НПЗ – в Лисичанске и Кременчуге. Фактически речь идет об усиленных режимах гидроочистки на имеющихся установках и несколько более аккуратном распределении потоков разных по качеству компонентов производимого топлива.
Подтверждают такой поверхностный характер «модернизации» и затрачиваемые не это суммы. «Эпохальная» программа перехода компании «Укртатнафта» на выпуск бензина по стандартам Евро-4 потребовала вместе со всеми текущими ремонтными работами на протяжении 2010 года целых 20 миллионов долларов. Однако до сих пор неизвестно, на какой фактический период рассчитана программа и что она в себя включает. Внимательный взгляд отметит полное отсутствие информации о новых установках.
Возьмем опять Мозырский нефтеперерабатывающий завод: только на плановые или текущие ремонты выделяется в год не менее 45 миллионов долларов, а проектируемая установка гидрокрекинга стоит 950 миллионов долларов. В прошлом году на заводе запустили новую установку гидроочистки бензинов, что дало возможность производства бензина марки А-95 по стандарту Евро-5, большая часть которого пошла в Украину.
Точно такую же установку намерена внедрить и ТНК-ВР, однако «сроки реализации данного проекта целиком будут зависеть от сложившейся ситуации на украинском рынке и возможности иметь возврат по вложенному капиталу». Почему-то в Польше, Литве, Беларуси и Румынии предпочитают сначала делать хороший бензин, и только затем ищут его сбыт в Украине (и находят), а для отечественных заводов, принадлежащих нефтяным компаниям мирового масштаба и известным украинским финансово-промышленным группам, нужно создавать какие-то особые условия? Ответ очевиден: если в Европе продукция твоего завода не отвечает приемлемым стандартам – ты просто покидаешь этот рынок. Вариантов каким-то образом продлить применение старых стандартов или подписать какой-то «особый» меморандум с властями, обзавестись «нужными отношениями» с нужными чиновниками, у них нет, в отличие от Украины.
«Хороший» пример в этом плане подает и государство. Имеются все основания предполагать, что перманентное продление старых стандартов производства топлива связано с желанием обеспечить работу Шебелинского газоперерабатывающего завода, хозяином которого является «Укргаздобыча», дочернее предприятие «Нафтогаза Украины». Завод, который сами переработчики называют мыловарней, с трудом достигает даже старых стандартов качества, а объемы производства продукции позволяют ему достигать до 5% национального рынка. Несмотря на этот факт, государство предлагает всем остальным производителям подождать, а всем жителям страны пока подышать выхлопами этих отличных нефтепродуктов. Если бы на Шебелинке хоть что-то предпринималось в плане модернизации, это можно было бы попытаться понять. Однако о модернизации «Шебелинки» уже даже и не говорят, хотя раньше для виду вспоминали о некоторых задуманных проектах пятилетней давности. Зато совсем недавно прозвучало громогласное заявление, что сумму в 1,3 миллиардов гривен, соизмеримую с потребностями предприятия в основных проектах по изомерации и гидроочистке дизельного топлива, «Укргаздобыча» намерена потратить… на приобретение АЗС. Юрию Бойко пора напомнить управленцам дочернего предприятия «Нафтогаза», что существуют и государственные интересы. Однако такой вариант, скорее всего, просто некорректен в нынешнем раскладе сил.
Теперь вспомним о высказывании Владимира Путина касательно синхронизации остановок нефтеперерабатывающих заводов с целью предсказуемости обеспечения рынка топливом. Эта параллель обнаружилась и на Украине. Совсем недавно все неожиданно узнали, что Лисичанский НПЗ, крупнейший производитель нефтепродуктов в Украине, вывез в направлении Российской Федерации приблизительно 80% всего произведенного топлива в мае-июне. Заметьте, в разгар сезона потребления! Дыру в возникшем дисбалансе закрыли с помощью импорта из Европы, но таких сюрпризов по отношению к отечественному рынку в принципе быть не должно. Этот вопрос касается только коммуникаций между отраслевыми госведомствами и участниками рынка. Опыт лоббирования увеличения пошлин на импорт топлива говорит о том, что когда переработчики чего-то хотят, у них это всегда получается.
Поэтому сегодня и в Украине, и в более мощной России пришла пора менять принципы взаимодействия и тон диалога с владельцами нефтеперерабатывающих заводов. Практика показывает, что государственная помощь в виде защиты от конкуренции и прямых финансовых дотаций не приносит требуемого результата, а полученные деньги мгновенно растекаются по карманам акционеров компаний. На смену меморандумам, ежегодно заключаемым перед вспышками фотообъективов и телекамерами, должны прийти узкие кабинетные соглашения с конкретными планами модернизации и такими же конкретными сроками реализации этих проектов. «Пряник» может быть использован только в виде премии по налогам на наиболее качественные марки топлива, а также законодательного содействия в обеспечении поставок оборудования и технологий.
Как для Литвы и Беларуси, для Украины проблема увеличения глубины нефтепереработки - вопрос энергетической безопасности. Если случится поломка российского нефтепровода, саботаж со стороны российских компаний, или рецидив открытого противостояния с Россией, Украина должна в таких случаях иметь возможность достаточно оперативно переключиться на поставки нефти с других направлений, в частности, с юга. Государству необходимо сохранять ориентацию на диверсифицированную систему импорта нефтепродуктов, которая уже спасла страну нынешним летом от российского сценария с дефицитом бензина. А деньги на модернизацию должна найтись, достаточно почитать последний номер «Форбс».
По материалам zn.ua
Нефть дешевеет на опасениях эпидемии коронавируса22.01.2020 10:47
Сейсмологи прогнозируют крупное извержение вулкана Тааль21.01.2020 13:09
Нефть снова дорожает20.01.2020 11:26
Украина не будет строить газопровод для СПГ из США17.01.2020 10:29
Белоруссия ищет альтернативу российской нефти16.01.2020 10:46
Вулкан Тааль на Филиппинах выбросил двухкилометровый столб пепла15.01.2020 10:31
Разгадана загадка Солнечной системы о «великом водоразделе»14.01.2020 10:54
На Филиппинах началось извержение вулкана Тааль13.01.2020 10:44
Газпром резко сократил подачу газа в Европу10.01.2020 12:02
8 января был официально открыт «Турецкий поток»09.01.2020 10:45