Подсчитываем шанс нефтяной державы остаться таковой

02.08.2011 18:00
Подсчитываем шанс нефтяной державы остаться таковой
Иллюстрация:
topwar.ru

Если бы Югра вдруг оказалась независимым  государством, то по уровню  добыче нефти ее бы опережали только Саудовская Аравия и США. Далеко позади оказались бы вся остальная Россия, Китай, Иран, Канада и остальные Ираки с Кувейтами. Но так как Югра - неотъемлемая часть Российской Федерации и отделяться вроде бы не собирается, то Россия по праву занимает первые позиции на Земле. Понятно, что налоговые поступления, идущие от нефтяников Югры, формируют большую часть доходов бюджета Федерации, что дает повод аналитикам уже который год подряд повторять словосочетания о нефтяной игле. Если внимательно присмотреться к  окружному бюджету, то окажется, что он на 85% состоит из доходов нефтяной отрасли.


Все было бы хорошо, если бы добыча в самой большой мировой нефтяной провинции не начала падать. Подобная тенденция наметилась еще в 2003 году. Тогда, правда, имелось в виду снижение темпов прироста. Но и замедления темпов тогда еще хватало для  компенсации падения уровня добычи в Поволжье и некоторых других старых нефтедобывающих регионах. В 2007-м году регион  вышел на свой пик – было добыто 278.4 миллионов тонн. Югорским нефтедобытчикам во многом  помогали имеющиеся льготы по налогам на имущество и прибыль, предоставляемое  все эти годы правительством округа. Как утверждают в компании «Роснефть», даже неполное освобождение от местных налогов послужило хорошей мотивацией для принятия руководством компании решений по инвестициям в Малобалыкское,  Приразломное и Приобское месторождения. Можно назвать много подобных примеров и в остальных компаниях. При этом власти региона одновременно пытались достучаться до федеральных органов, утверждая о перспективности разработки и принятия облегченного  налогового режима для бюджетообразующей отрасли государства.


Озабоченность уровнем показателей добычи нефти первые лица Югры показывали еще осенью 2008 года, когда здесь пышно отмечали добычу 9- миллиардной тонны нефти. Уже тогда поговаривали, что планируемых показателей (в 2010 намечено было  добыть 305 миллионов тонн черного золота) достичь вряд  ли удастся. И основной причиной называлась неповоротливость государства, поведение которого напоминало повадки  собаки на сене. Нескольких лет подряд нефтяникам не передавали участки из нераспределенного фонда. А о геологических разведывательных изысканиях, проводимых в автономии длительное время за счет собственных сил и средств, в Москве никто даже не задумывался.


Как оказалось впоследствии, власти округа оказались совершенно правы. В 2010-м году Югра не добыла 305 миллионов тонн. Этот важный показатель составил всего 266 миллионов, таким образом, за год потери составили 1.7%. К 2020-му году уровень добычи вообще  может снизиться на треть. На днях  «Ernst&Young» опубликовало отчет своих аналитиков о перспективах развития добычи нефти, в котором говорится, что при имеющемся налоговом режиме добыча нефти в Российской Федерации упадет ниже 450 миллионов тонн к 2015 году, а в 2030 году составит 300 миллионов тонн.


В Нижневартовске в апреле состоялось совещание, на котором нефтяники дали понять: предупредить подобный вариант развития событий может только  реформа в налоговой сфере. Уже сейчас разработка многих месторождений  находится на грани рентабельности. По мнению нефтяников, решением проблемы могла бы стать  замена налога на добычу ископаемых налогом на сверхприбыль. Слова совами, но  принятие такого  решения зависит исключительно от  федерального правительства. А оно не спешит пока экспериментировать с проверенными годами  источниками формирования государственных доходов. Министерство финансов любыми путями пытается затормозить внедрение новой системы, которая разработана в  Министерстве энергетических ресурсов, и в которой говорится о том самом едином налоге на дополнительный доход вместо налога на добычу полезных ископаемых и действующих экспортных пошлин.


Региональное  правительство Натальи Комаровой на этом фоне собирается с 1 января 2012 года значительно сократить местные льготы по налогам на имущество и прибыль. Подобное решение должно за год принести в окружную казну более 20 миллиардов рублей. Этот закон уже принят Думой Югры предыдущего созыва. Сегодня нефтяники всеми силами вернуть предыдущее положение вещей. В конце мая Олег Нам, вице-президент «ТНК-ВР», который был главой комитета по региональному развитию, экономической политике и природопользованию, решил самостоятельно подготовить изменения в закон «О налоге на прибыль в части, зачисляемой в бюджет ХМАО». В этом документе говорилось фактически о сохранении действующих льгот на территории  Югры.


Подготовленный протокол подписали семь единороссов: Сергей Здольник («Роснефть-Юганскнефтегаз»), Сергей Великий («Колек-Еганнефть»), Сергей Кандаков («Сургутгазстрой»), Олег Нам («ТНК- ВР»), Любовь Малышкина («Сургутнефтегаз»), Вячеслав Танкеев (ассоциация строителей Западной Сибири), а также связист Василий Юрченко. Последний перед тем, как поставить свою подпись, уточнил у автора: имеют ли они право инициировать подобный  закон без согласования с окружным правительством?


- Если вы так низко себя цените, зачем здесь сидите? – ответил вопросом на вопрос  Олег Нам. - Отмена льгот станет причиной значительного оттока инвестиций и, что незамедлительно приведет к падению добычи. А снижение уровня добычи  - это неизбежные увольнения. Владимир Богданов во время совещания доложил Наталье Комаровой, что даже наличие льгот не спасает ряд месторождений от убыточности. Но так как людям нужна работа, разработка этих месторождений продолжается в ущерб финансовым интересам хозяев. Не нужно ситуацию доводить до этого!


Член правления «Газпром нефти» Александр Дыбаль полностью согласен с мнением  коллеги: ожидаемое увеличение поступлений в окружной бюджет в связи с увеличением налога на прибыль будет носить кратковременный эффект. Отмена льгот сразу станет причиной сокращения инвестиций в те  проекты, которые работают на грани рентабельности. Некоторые из них будут вынуждены свернуть свою деятельность. Это приведет к существенному падению добычи нефти. Естественно, на этом фоне будут в значительной степени сокращены объемы работ большинства подрядных организаций, которые платят налоги так же, как и нефтяники. Все это неминуемо скажется на развитии региона. Поэтому  через несколько лет вместо повышения вполне вероятно сокращение поступлений в региональный бюджет.


О негативном влиянии отмены льготного  налогового режима говорит и Эдуард Ахпателов, главный консультант научно-аналитического окружного центра рационального недропользования им. В. Шпильмана. Ведь уже сегодня средний показатель обводненности добываемой продукции по Югре превышает 87%, а среднесуточный дебит едва достигает 11.5 тонны в расчете на одну скважину. Многие месторождения уже сегодня разрабатываются  на самой грани рентабельности. Югорская нефть намного менее конкурентоспособна европейской, чему есть несколько непреодолимых причин -  природно-климатические условия округа и его суперконтинентальное расположения. «Если льготы буду отменены,  утверждает ученый, состояние имеющего активного фонда скважин значительно ухудшится. Это приведет к сокращению персонала и падению доходов жителей Югры, со всеми негативными  социально-экономическими последствиями».


Генеральный директор Западносибирского НИИ геофизики и геологии Игорь Шпуров предлагает не только не отменять имеющиеся налоговые льготы, но и расширить сферу их действия. «Больше половины месторождений Югры на сегодняшний день не введены в разработку по технологической причине, то есть из-за  экономической неэффективности их эксплуатации, - говорит руководитель ФГУП. - Главная часть запасов нефти и газа этих месторождений расположена в глубоких горизонтах и малопродуктивных зонах. Даже имеющихся льгот недостаточно для активного и быстрого вовлечение их в разработку. Поэтому в данный момент необходимо  думать не о сокращении льгот, а, наоборот, о сознательном налоговом стимулировании, направленном на  разработку трудноизвлекаемых запасов, главным образом среднеюрских отложений».


- Дополнительные налоги, - рассуждает Юрий Шафраник, председатель совета Союза газонефтепромышленников России, бывший министр энергетики и топлива  Российской Федерации, - не способствуют развитию региона. Мы выступаем за дифференциацию налогового бремени. Есть большое количество месторождений, которым необходимо давать льготы для нормального функционирования. Впереди маячат  трудноизвлекаемые запасы, а это опять же совсем другой налоговый подход, изменение фискальной  политики. Поэтому  государству должно  направить усилия на совершенно новое направление – покончить с плановыми цифрами добычи сырой нефти и перейти к  качественно другому технологическому и экономико-финансовому укладу. Яркий пример: в начале 90-х прошлого столетия добыча нефти в Советском Союзе  достигала 624 миллионов тонн. Однако после падения  цен денег в бюджете не стало. Главная  проблема любой экономики - валютный баланс. Если Министерство финансов  поймет, что валютный баланс необходимо  «связывать», оно предложит  нефтегазовой отрасли совершенно  другую налоговую систему, дифференциацию и стимуляцию налогообложения. Мы голосуем за такой подход, однако соответствующее  решение должно принять правительство РФ. У наших министров работа сложная, поэтому мы к относимся к ней с должным уважением. Но настоящий выход для экономики состоит именно в этом. Это не добыча только ради добычи, а 5 нефтехимических комплексов на территории от Дальнего Востока до Западной должны стать нашей основной целью. Эти комплексы в ближайшие годы не дадут прибыли, но станут основой  технологического прорыва и откроют для России выход на мировой рынок, который сегодня для нас закрыт.


Правительство Югры, судя по всему, готово пойти на некоторые уступки. «Об изменении налоговой политики в отношении нефтедобывающей отрасли мы задумались еще в прошлом году, когда ожидали значительных федеральных льгот для нефтяников, - говорит Александр Ким, первый заместитель главы Ханты-Мансийского автономного округа. - Сегодня региональный бюджет статичен и социальные затраты, несомые округом, не оставляют средств для создания бюджет развития. За счет уменьшения льгот по налогу на прибыль мы рассчитывали пополнить доходную часть бюджета, хотя на общем фоне эта цифра составляет всего несколько процентов. Однако на федеральном уровне меры по облегчению налогового бремени нефтяников приняты не были. Правительство Ханты-Мансийского автономного округа разделяет интересы наших нефтяников и понимает, что недостаточность или полное отсутствие  экономической выгоды нефтедобычи станет причиной закрытия месторождений и  высвобождения большого количества людей, что неизбежно повлечет за собой возникновение напряженной социальной ситуации. Убыточную деятельность никто не будет вести. На данный момент недостаток прибыли несколько компенсируется за счет предоставления окружной льготы по налогу на прибыль. Было бы неверным сказать, что подобная мера оказывает значительное  влияние на состояние нефтяных компаний, тем не менее, такая форма поддержки с нашей стороны оказывается. 


В ближайшее время Наталья Комарова планирует провести серию консультаций с представителями нефтяных компаний. «Первая подобная встреча состоится с Владимиром Богдановым, генеральным директором «Сургутнефтегаза», - говорит губернатор региона. – В срок до начала осени мы должны принять максимально взвешенное решение».


Впрочем, нефтедобытчики опасаются, что пока проходят различные консультации, пока стороны обсуждают различные варианты осуществления налоговой реформы, драгоценное время может уйти. И тогда с 2012 года компании останутся без существующих льгот со всеми вытекающими отрицательными последствиями. Потому и предлагают вернуться к тому закону, который пока еще действует. Вернуться хотя бы на некоторое время, в течение которого выработать неспешно ту самую схему, которая устроила бы и бюджет, и платящих налоги нефтяников. 


По материалам t-i.ru