Золотой украинский теленок

17.08.2011 18:14
Золотой украинский теленок
Иллюстрация:
sites.google.com

Эдуард Ставицкий, руководитель Государственной службы недр и геологии Украины, пообещал, что уже в 2011 году будет начата промышленная добыча на Украине золота, в течение 3-5 лет ее объемы будут доведены до 1 тонны. Подобные сказки о золотом теленке звучат регулярно со времен Леонида Кучмы. Однако до сих пор теленок не превратился в дойную корову.

Как есть

По словам Ставицкого, сначала Родине золото дадут два региона – Кировоградская область и Западная Украина, а с течением времен к ним подтянутся и другие. Глава Государственной службы геологии не уточнил, о каких залежах он говорил. Но специалистам сказанного достаточно для того, чтобы указать пальцем на Мужиевское месторождение, расположенное на Закарпатье, и Клинцы под Кировоградом. Именно на указанных месторождениях уже были попытки наладить добычу золота в промышленных масштабах. Но сегодня оба этих рудника находятся в заброшенном состоянии. Установленное в старые времена оборудование ушло на металлолом или затонуло в шахте. С помощью сверхусилий из этих недр можно добыть крупицы золота, исключительно для «показухи» (что уже происходило), однако организовать промысел в больших масштабах за несколько месяцев – это из области фантастики. Вряд ли Ставицкий этого не понимает. Вероятнее всего, он просто готовит почву для создания очередной структуры, которая сконцентрирует в своих руках всю отечественную золотодобычу.

Несколько ранее уже потерпели полное фиаско два других госхолдинга – «Украинские полиметаллы» и «Укрзолото». Однако они оперировали в основном бюджетными средствами и сотрудничали с весьма сомнительными зарубежными партнерами. Сейчас попробовать поиграть в золото решил крупный украинский капитал, поручив Госгеослужбе предварительно очистить площадку для последующих работ. Нужно сказать, что время для этого хода выбрано удачное. Если смотреть с одной стороны, можно увидеть, что мировые цены на золото бьют все мыслимые рекорды. С другой - уже в августе, скорее всего, завершится процедура банкротства «Закарпатполиметаллов», что откроет дорогу к Мужиевскому месторождению другим игрокам. Лицензии же на Юрьевское и Клинцовское месторождения принадлежат и так государственной компании «Надра Украины», чье руководство лояльно к господину Ставицкому.

Тем временем 10 августа цена золота в Нью-Йорке достигла рекордно высокой отметки – 1800 долларов за тройскую унцию. Нестабильность в последнее время финансовых рынков заставляет инвесторов резервировать часть средств в золотых слитках. Однако подобная тенденция ведет к переоценке запасов золота в мире, что и происходит сегодня в Украине. Иначе говоря, вкладывать в золотодобычу деньги сегодня намного выгоднее, чем 15 или 10 лет назад, когда золотодобыча в стране только начинала становиться на ноги.

Золота в Украине, скорее всего, много, но и достать его очень сложно. Содержание желтого металла в рудах самых изученных и богатых месторождений составляет всего 5-7 грамм на тонну, лишь иногда больше. До недавнего времени считалось, что в том случае, когда этот показатель не превышает 5 грамм на тонну, то добыча золота будет нецелесообразной, таким образом, украинские залежи находились у нижней границы рентабельности. Однако в данный момент проекты по их разработке представляются намного менее рискованными и окупаемыми быстрее.

Один из бывших менеджеров компании «Украинские полиметаллы» считает, что сегодня себестоимость промышленной добычи золота, даже с учетом возврата инвестиций, не должна быть выше 1000 долларов за унцию, (вдвое ниже его покупной цены на биржах мира). О таком же соотношении говорит и Ставицкий. Он сообщил, что планируемая себестоимость добычи золота составит около 100-150 гривен за грамм, в то время как продажная цена составляет 400 гривен за грамм. Однако считать необходимо не только прибыли, но и объем капиталовложений, затраченных на начальной стадии осуществления проектов. Только подготовку технико-экономического обоснования для одного Мужиевского месторождения оценивают в 3-5 миллионов долларов, обустройство обогатительного комплекса и шурфов – еще в 50-60 миллионов долларов. Деньги как бы и небольшие, тем не менее, на их освоение нужно время. В конце 90-х годов, например, процесс освоения Мужиевского месторождения из трех этапов хотели растянуть на 10-12 лет.

Как было

Как уже говорилось, впервые вспышка «золотой лихорадки» в Украине была зафиксирована в эпоху президентства Леонида Кучмы. Экс-президент даже дважды благословлял первое добытое украинское золото. Сначала на Клинцовском месторождении, затем на Мужиевском. Тогда между золотодобытчиками развернулись баталии за право вырвать больше государственных средств. Выиграли их геологи из Кировограда, а если быть совсем точными, Черкасская геолого-разведывательная экспедиция, которая затем и начала опытное бурение совместно с криворожской компанией «Техноком» на Клинцовском месторождении. Заложили шахту, обогатительный цех, разбили 40-метровый шурф. За два года наскребли пару-другую тонн концентрата, из которого выплавили 1 килограмм золота.

Этот полуфабрикат был вывезен на аффинаж в Севастополь, а из золота был изготовлен ювелирный тризуб, который в 1997 году положили на стол президенту. Кучма поставил это достижение практически в один ряд с полетом в космос Леонида Каденюка. Даже, несмотря на то, что экономически разработка клинцовского месторождения не выдерживала никакой критики – это было ясно еще тогда. Уже через несколько лет у разработчиков не оказалось денег, чтобы продолжать добычу. Не было средств даже на откачку подземных вод, и золоторудную шахту без особого шума затопили. Сейчас о том, что здесь добывали золото, свидетельствует возвышающийся над пустырем копер.

Однако можно утверждать, что упадку клинцовского промысла косвенным образом способствовал подъем Мужиевского месторождения. В лице компании «Украинские полиметаллы» украинские власти в конце 90-х признали его более перспективным и все наличные, и без того скудные, средства перебросили на освоение закарпатских золоторудных запасов. В 2000 году Кучма едет уже в Мукачево, чтобы получить в руки первый слиток из отечественного золота. Однако и здесь решили сэкономить: вместо 12 миллионов гривен по плану было освоено 6 миллионов, вместо двух очередей до эксплуатации дошла одна, вместо мощностей в 120 тысяч тонн руды в год остановились на 60 тысячах. И все же мужиевский «Клондайк» просуществовал несколько дольше, нежели клинцовский. Кое-как, с большими перерывами, он работал вплоть до 2006 года. В 2008 по требованию Пенсионного фонда Украины (хотя предприятие было должно практически всем) против ООО «Закарпатполиметаллы» было возбуждено дело о банкротстве предприятия. За три с хвостиком года, пока оно рассматривается (до сих пор!), пейзаж на закарпатских полонинах, где находится золотой прииск, стал напоминать картину в Клинцах: зарастающие сорняком отвалы, разграбленное на металлолом оборудование.

При этом сказать, что за спиной у украинской золотодобычи - только бесполезно прожитые годы, будет ошибкой. С 1997 по 2006 год в Украине добыто более 800 килограмм собственного золота. Почти вся добыча и сейчас хранится в недрах Национального банка. Естественно, геологи усовершенствовали свои знания о закарпатских проявлениях полиметаллических руд и строении Украинского кристаллического щита. Пожалуй, эта геологическая информация, хранящаяся в архивах компании «Украинские полиметаллы», является единственной практической ценностью, оставшейся от могучего в былые годы холдинга. Теперь эта информация может стать главным козырем Госгеослужбы во время проведения переговоров с будущими золотоинвесторами. Например, информация геологического характера по Береговскому золоторудному району (Сауляк, Мужиево, Береговское, Квасовское, Вышковское рудные поля) оценивается в 35 миллионов гривен, по золоторудным залежам Украинского щита (месторождения Майское, Клинцовское, Балка Широкая, Балка Золотая, Сергеевское, Юрьевское) – в 95.3 миллионов гривен.

Как может быть

Госгеослужбы планирует, что нынешняя реинкарнация золотодобычи будет сведена к созданию двух автономных ГОКов (один в Закарпатье, второй – в Днепропетровске или Кировограде), которые будут первую очередь ориентированы на получение золота, а в перспективе - других полиметаллов. Все работы придется начинать практически с нуля. Все, что было построено ранее, на данный момент практически непригодно для применения. Кроме того, технологии, используемые на Мужиевском руднике, обеспечивали извлечение золота из руды только на 50% . Вторая половина уходила целиком в хвостохранилище, со всеми вкраплениями свинца, серебра и т.д. Чтобы увеличить этот показатель, необходимо перейти от устаревших гравитационных технологий промывки золотосодержащей породы к современным, более эффективным цианидным, флотационным или сорбционным.

При этом резко возрастает степень экологического риска. В рекреационном Закарпатье на это могут и не пойти, несмотря на возможный рост поступлений в региональные бюджеты разных уровней. Сложности могут возникнуть и с Министерством по чрезвычайным ситуациям Виктора Балоги, поскольку Закарпатская область не только его родина, но и основное электоральное поле. Свои, во многом похожие нюансы, имеются и в Кировоградской области. Так, жилы Клинцовского месторождения уходят в район урановых залежей. Поэтому существует вероятность, что добыча золота может привести к значительному повышению радиоактивности на промысле.

Правда, геологи рассчитывают именно в пределах Украинского щита открыть самые богатые золотые залежи. По предварительным оценкам, здесь можно добывать до 2.5 тысяч тонн золота. На Закарпатье оценка колеблется у черты 400-600 тонн. При этом закарпатские недра гораздо лучше исследованы на присутствие благородных металлов. В этом районе они локализированы на компактной территории в Раховском и Береговском районах. Существуют и готовые проекты их разработки, которые надо немного подкорректировать, после чего можно показывать инвесторам. Так что новая рекламная порция украинского золота будет иметь, скорее всего, закарпатские корни.

Для того чтобы эта месторождения заработали на высоком уровне, необходимо, во-первых, опускаться намного глубже (до 130-220 метров), во-вторых, закладывать рудник, мощностью более 300 тысяч тонн руды в год, и, в-третьих, вести активную геологоразведку на флангах месторождения. Решение всех поставленных задач сдерживается не только отсутствием должного финансирования, но и организационными вопросами лицензирования, землеотвода, экологии. Вывод напрашивается один: украинскому золотому теленку нужно еще много времени, чтобы повзрослеть.

По материалам minprom.ua