Владимиру Евтушенкову не избежать потерь

21.08.2011 23:39
Владимиру Евтушенкову не избежать потерь
Иллюстрация:
www.tvc.ru

Министерство финансов Российской Федерации готово к согласованию нового режима, относящегося к налогообложению экспорта нефтепродуктов, который получил условное название «60-66». После введения новой схемы на законодательном уровне (вероятнее всего, это будет 1 октября) выиграют практически все нефтяные компании, за исключением «Татнефти» и «Башнефти». Вопрос о компенсациях этим компаниям будет обсуждаться отдельно, тоже осенью.

Битвы вокруг упомянутого режима «60-66» продолжаются с 2010 года. Тогда министерство энергетики предлагало запустить этот режим с начала текущего года, но утряска проекта между ведомствами несколько затянулось. И вот, наконец, долгожданное согласие достигнуто. По словам хорошо информированного источника, Алексей Кудрин, отвечающий за формирование бюджета и налоговую политику государства министр финансов, пообещал Владимиру Путину в ближайшем будущем согласовать налоговый режим «60-66».

Официально ни в Министерстве финансов, ни в Министерстве энергетики этого факта не подтверждают. Однако Минэнерго уже на текущей неделе планирует закончить согласование всех имеющихся поправок и внести соответствующий проект постановления на рассмотрение правительством.

— Мы выражаем надежду, что правительство до конца текущего месяца утвердит пакет «60-66», чтобы он начал работать, начиная с 1 октября — подтвердил источник в ведомстве.

Таким образом, через полтора месяца направление денежных потоков в отечественной нефтяной отрасли могут резко измениться. Почти все компании в этой сфере от этого должны выиграть. «Роснефть» таким образом за 2012 год сэкономит 775 миллионов долларов, ТНК-ВР — около 60 миллионов, «Сургутнефтегаз» — 380 миллионов долларов, «Лукойл» — 130 миллионов, «Газпром нефть» — 103 миллиона. Потеряют только «Башнефть» вместе с «Татнефтью». По подсчетам Андрея Полищука, аналитика инвестиционной компании «Брокеркредитсервис», убытки «Татнефти» составят 64 миллиона долларов. Однако компания, наверное, сумеет их компенсировать с помощью экономии расходов. «Башнефть» (основной акционер — АФК «Система», принадлежащая Владимиру Евтушенкову) потеряет еще больше - 204 миллиона долларов, считает эксперт. Таким образом, компания имеет возможность потерять 6% от своей EBITDA за 2012.

Подсчеты, выполненные специалистами из Министерства энергетики, достаточно близки к этим цифрам. При цене нефти в 55 долларов за баррель (ныне ее стоимость 111 долларов) «Башнефть» на протяжении 5 лет ежегодно с 2012 года будет терять сумму, эквивалентную 88 миллионам долларов. При стоимости 95 долларов за баррель нефти эта цифра возрастет до $167 миллионов. Это случится потому, что компания добывает нефти намного меньше, нежели перерабатывает на принадлежащих ей заводах. Пока не стартует добыча на недавно купленном месторождении имени Титова и Требса, компания будет вынуждена покупать «на стороне» ежегодно по 9.5 миллионов тонн нефти.

Потери компании «Татнефть» можно объяснить планируемым запуском в 2013 году на ее дочернем нефтеперерабатывающем заводе «Танеко» мощностей по переработке семи миллионов тонн нефти в мазут. И до тех пор, пока «Татнефть» в 2016 году не начнет производить из этого мазута светлые нефтепродукты, экспорт его будет приносить компании 216 миллионов долларов убытков ежегодно (при цене 95 долларов за баррель). В удачном для нее 2013 году потери при этой цене составят 83 миллиона долларов.

Поэтому Министерство энергетики еще в апреле высказало предложение о помощи двум оказавшимся в проигрыше нефтяным компаниям, проще говоря, компенсировать этим компаниям выпадающие доходы. Так, обнулив ставку налога на добычу полезных ископаемых на некоторых месторождениях, принадлежащих «Башнефти» и «Татнефти». Но Алексей Кудрин - категорически против этого шага. В ответ в Министерстве энергетики предложили дать компаниям скидку относительно перевозки нефтепродуктов по железной дороге, а затем компенсировать потери железнодорожников из бюджета. В «Татнефти» и «Башнефти» ситуацию никак не комментируют.

Пока спор между ведомствами продолжается, чтобы не откладывать введение режима «60-66», вопрос о возможности компенсировать двум компаниям возможные потери решили вынести «за скобки».

— Нефтяная отрасль сильно инерционна. Если компенсация не будет введена, потери они понесут не сразу. Поэтому решено сначала принять режим «60-66», а затем, отдельным вопросом — принять окончательное решение по компенсациям, — говорит источник.

Эксперты считают, что потеря нескольких сотен миллионов долларов, конечно, событие для компаний достаточно заметное, но отнюдь не критичное.

— Совершенно однозначно ни «Татнефть», ни «Башнефть» не остановятся. Речь идет, естественно, не о двух рублях, сумма потерь для обеих компаний довольно чувствительная. Но если предельно аккуратно обращаться с имеющимися затратами, вполне можно компенсировать около 2/3 потерь, — говорит Дмитрий Адамидов, соруководитель отдела аналитики независимого аналитического агентства «Инвесткафе».

— Чаще всего споры о налогах заканчиваются в пользу Министерства финансов. Но я предполагаю — «Башнефть» льготы получит. «Татнефти» они не очень то и нужны, поскольку это будет прямое спонсирование возведения второй очереди нефтеперерабатывающего завода, — отмечает Андрей Полищук. — Я думаю, в Министерстве финансов не хотят давать компенсацию именно компании «Татнефть», и сейчас там ищут такую схему поддержки, которая сможет устроить ведомство.

Введение схемы «60-66» — революция в отрасли, которая может и должна изменить отношение отечественных нефтяных компаний к глубокой переработке нефти и нефтепродуктов.

Это произойдет потому, что сейчас экспортная пошлина находится на уровне 29.2 доллара за тонну нефти плюс 65% из того, что будет больше 182.5 долларов. Со светлых нефтепродуктов (типа дизельного топлива и бензина) при пересечении границы забирают 67% от суммы нефтяной пошлины, с темных — 46.7%. В итоге все последние годы оказывается более выгодным вывозить не бензин и сырую нефть, а наиболее дешевый мазут. Поэтому российские нефтеперерабатывающие заводы гонят именно его, в ущерб бензину и солярке.

Система «60-66» должен покончить с этим. Нефтяную пошлину в этом документе предлагается снизить на 5%, до 60%. А на экспорт нефтепродуктов эту пошлину уравнять на цифре 66% от нефтяной. Поэтому продавать за границу мазут станет невыгодно, а его избыток компании будут вынуждены перерабатывать внутри страны, причем в более дорогой бензин. Деньги на давно ожидаемую модернизацию производства появятся с помощью небольшой скидке в пошлине на нефть. После произошедшего в конце апреля дефицита бензина и дизельного топлива режим «60-66» решили несколько расширить, сохранив введенную в мае заградительную экспортную пошлину на бензин в 90% от существующей пошлины на нефть.

По материалам izvestia.ru