Нефтяной пирог: кусочек или краюха?

24.08.2011 19:49
Нефтяной пирог: кусочек или краюха?
Иллюстрация:
expert.ru

Итак, уже очень скоро правительство Российской Федерации намерено подписать для компании «Роснефть» долгожданную лицензию, связанную с освоением богатых на углеводороды шельфов Примагаданья.

Как известно, «Роснефть» претендует на обладание лицензиями на участки шельфа «Магадан-1,2,3» на бесконкурсной основе. Проект распоряжения правительства на предоставление компании права использования данных участков подготовлен российским Федеральным агентством по недропользованию по заявке компании «Роснефть» еще в прошлом году. И хотя компания, если ориентироваться на заявление, сделанное для прессы ее президентом Эдуардом Худайнатовым, собирается форсировать события, понадобится еще некоторое время, прежде чем колымская нефть появится вслед за западно-камчатской. Кстати, китайские и японские компании неоднократно предлагали «Роснефти» создать консорциум для освоения шельфа Охотского моря, и к этому разговору компания намерена вернуться в сентябре, то есть после подписания лицензии.

А тем временем обратимся к человеку, который активно участвовал в исследовании нефтяного богатства Магаданского края, сегодня одному из основных научных экспертов в сфере углеводородов. Это прекрасно известный в научном мире Владимир Глотов, доктор геолого-минералогических наук, завлабораторией геологии газа и нефти и геоэкологии. Его мнение тем более ценно, поскольку этот человек заинтересован, в первую очередь, не прибылями, которые обещают недра, богатые нефтью, а бережным и трепетным отношением к земле, на которой обитаем мы, наши внуки и дети.

В детстве Владимир Егорович мечтал полететь к Венере или Марсу, даже к Солнцу, но впоследствии все свои знания и силы направил на познание Земли. Одно из его открытий - перспективы нефтегазоносности Колымы. Начиная с 1965 года, Глотов непосредственно занимался крупномасштабной работой по оценке перспективности нефтегазоносности региона. Он является автором описания сероводородных источников, расположенных на Чукотке, нашел выходы нефти и газа. Вместе с другими учеными, главным образом со своей супругой Людмилой Петровной, является автором библиографического справочника, в котором охарактеризовал работы, имеющие отношение в теме разработки шельфа Охотского моря.

Для начала мы напомнили о том, что попытки начать промышленную разработку Примагаданского шельфа предпринимались неоднократно.

- Последняя скважина была пробурена в этом районе в конце прошлого века, в начале перестроечной эпохи, - сказал Владимир Егорович. - Сейчас эта тренога стоит в Магаданском торговом морском порту, но эта буровая установка не для нас. Она будет установлена на Западной Камчатке, здесь ее только технически обустраивают.

Понятно, что никакой объект с недоказанной на текущий момент нефтегазоносностью просто для изучения не будет востребован. Поэтому интерес потенциальных инвесторов к этому вопросу начал постепенно угасать. Тогда в рамках целевой программы областного уровня «Развитие минерально-сырьевого комплекса области» ученые СВКНИИ ДВО РАН под руководством Владимира Егоровича Глотова начала работать по направлению научно-методического обеспечения подготовки тендера. Ученые выяснили, какой комплекс вспомогательного производства необходим для обеспечения бурения разведочных скважин, и какой экологический ущерб способна принести региону разработка магаданского шельфа.

Ученые считают, что в случае реализации программы разработки углеводородных месторождений Магаданская область могла бы решить многие свои социальные проблемы, на которые никогда не хватает денег. Увеличение поступлений в местный бюджет, организация новых рабочих мест в различных областях, развитие инфраструктуры, оживление строительства, приток людей на Север стали бы реальным фактом.

Хотя почти все инвестпроекты Магаданской области в основе своей опираются на освоение минерально-сырьевых ресурсов. Это распределение сложилось таким образом, что на горнодобывающий комплекс (в том числе проекты по освоению газа, нефти и бурых углей) приходится 87% бюджетных поступлений.

Если говорить об экологии, то, согласно данным отчета специалистов, сегодня загрязнение моря продуктами нефтедобычи и переработки незначительно. Однако с началом активной деятельности по освоению ресурсов нефти и газа на шельфе вероятны техногенные аварии с разливом нефтепродуктов. По физико-географическим признакам подобные аварии на участках «Магадан-1», «Магадан-2», «Магадан-3» и «Магадан- 4» угрожают морскому побережью в небольшой степени. Поверхностными течениями возможные пятна нефти должны будут выноситься в открытое море. Для ликвидации этих пятен рекомендовано применять экологически безопасные сорбенты. В Магаданской области имеются месторождения сырья для производства таких сорбентов (кремнистые осадочные породы, бентониты, цеолиты), а также для производства буровых растворов (барит, бентонит и др.). Допустимо использование кремнистых и глинисто- кремнистых порошковидных пород, перлита из Хасынского месторождения пеплов вулканического происхождения. Для сбора нефти можно применять созданный в лаборатории органической геохимии и геоэкологии СВКНИИ торфяной сорбент, который способен поглощать нефть по массе, превышающей в 10 раз собственную.

При этом принятый в технико-экономическом обосновании вариант освоения месторождений с использованием гравитационной стационарной ледостойкой платформы в условиях глубин порядка 100 метров и более и дрейфующих до полугода за сезон льдах фактически невозможен. Необходимо использовать ледостойкую плавающую платформу на якорях. Такая конструкция позволит добывать нефть и газ хотя бы сезонно, причем при любой глубине и в тяжелых условиях битого льда.

Проблемам экологической безопасности также уделено большое внимание, и все моменты, которые влияют на природный фон, должны быть, безусловно, учтены. Именно на экологический вред, который может нанести новая отрасль окружающей среде, ориентируются противники нефтедобычи на нашем побережье. Однако если попытаться разобраться, то и добыча золота не может похвастаться своей безвредностью. Километры нарушенных земель, скопление опасных отходов, загрязнение рек, оставшаяся ртуть на месте полевых разработок – вот неполный перечень вопросов, которыми до последнего времени не занимались. Просто все к этому привыкли. К сожалению, несмотря на постоянный рост цены на драгметаллы, единственная отрасль не в состоянии решить все проблемы Крайнего Севера. Вытянуть Магаданскую область на тот уровень, который необходим, золотодобыча в настоящий момент не сможет.

Поскольку сегодня буровые разведочные работы начаты только на Западно-Камчатском шельфе, зашла речь о преимуществах Магаданского и Камчатского шельфов. Вот что по этому поводу рассказал Владимир Егорович:

- Несомненно, Западно-Камчатский шельф намного богаче по некоторым биологическим показателям, и причина этого известна - теплое тихоокеанское течение. Тихий океан - основная печка Охотского моря. Теплая вода сначала проходит вдоль Западной Камчатки, затем достигает Тайгоноса, поворачивается в залив Шелихова и только после этого растекается и расходует свое тепло. В среднем там на 2.5 градуса теплее, чем в Магадане. Мерзлота на Камчатке островного характера, поэтому там больше и крабов, и рыбы, поэтому общественный резонанс движений «зеленых» там намного сильнее.

Наш Примагаданский шельф, тоже богат и разнообразен. Во всяком случае, условия для разработки месторождений нефти здесь намного приемлемее. У нас, в отличие от Западной Камчатки, различные ценные породы рыб не заходят на нерест. Недалеко расположен Магаданский торговый порт, а, следовательно, имеется достаточно удобное место, где могут отстаиваться суда, занятые в нефтедобыче. То есть в рамках работ, проводимых на Западно-Камчатском шельфе, имеются все условия для работы Береговой базы снабжения.

В компании «Роснефть» полагают, что освоение Западно-Камчатского шельфа, после которого последует очередь Примагаданского, будет столь же масштабно, как и текущее освоение участков «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Однако эти большие проекты нуждаются в организации безупречно функционирующей транспортной схемы, которая обязана работать без сбоев. Стоимость аренды буровой установки, например, составляет 100 000 долларов в сутки, к тому же в геологоразведочных работах принимает участие большое количество дорогостоящих привлеченных специалистов, поэтому каждая минута простоя влечет за собой ощутимые финансовые потери. Поэтому в отработке нефтяного проекта сегодня задействованы сразу три дальневосточных региона – Магаданская, Сахалинская области и Камчатский край.

- Владимир Егорович, мы сейчас исподволь подобрались к самому главному вопросу. Боль9шинство жителей Магаданской области полагают, что освоение шельфа - это практически панацея от всех мыслимых экономических бед. Мол, начнем добывать нефть и сразу заживем как в Европе... Можно ли сегодня вести речь о том, какой кусок нефтяного пирога достанется нам, ведь нефть - это все же федеральный ресурс?

- Для большего понимания приведу такой пример. Вот сейчас идет отлив-прилив. От самой верхней точки прилива - территория Российской Федерации. Вот этот теплоход «Трансшельф», доставивший в Магадан буровую установку, которая будет установлена в Западной Камчатке, стоит в бухте Нагаева. Таким образом, это судно в данный момент находится не на нашей территории – он стоит в водах Российской Федерации. Область не имеет никаких прав на прилегающую к побережью часть моря.

Я неоднократно поднимал этот вопрос, в прошлом году в том числе, когда к нам приезжали депутаты Государственной Думы, и говорил о том, что субъекты Федерации, имеющие границу с морями, должны иметь право хотя бы на 4 мили прибрежной полосы, как на Аляске, например. Мне, было предложено подготовить соответствующий законопроект и провести его через Магаданскую Думу, чтобы инициатором была она. Но я – не юрист, я геолог, чтобы все это документально подготовить. В принципе у нас есть кому этим делом заняться. У нас есть магаданский юридический институт, который признан одним из лучших вузов, и не только на Дальнем Востоке.

Безусловно, разработка нефтяных месторождений - это большое количество новых рабочих мест, это вложения в различные ремонтные и обслуживающие предприятия. Вся наземная инфраструктура для проведения этих работ будет развиваться непосредственно в Магадане. Так что в любом случае польза будет, причем немалая. Да она уже сегодня есть. Например, та же Береговая база, которую в 2008 году основало совместное предприятие «Сахалин-Шельф-Сервис» в целях разработки Западно-Камчатского шельфа. Наш морской порт получает за это немалые деньги, которые должны пойти на его модернизацию. В Магадане будут обитать вахтовики, так как отсюда их возить намного удобнее, чем с самой Камчатки. Здесь и пресной воды хватает. Это означает, что магаданская площадка удобна и экономически целесообразна по сравнению с другими точками, особенно находящимися в северной половине Охотского моря. Не зря же буровую установку пригнали с Баренцева моря именно в Магадан и здесь занимаются ее окончательно комплектацией перед отправкой на Западную Камчатку.

То есть наше предложение относительно выбора наземной площадки прошло. Наиболее удобным оказался наш магаданский порт, расположенный всего в 250 милях от места, где будут вестись буровые работы. Это даст возможность значительно уменьшить транспортные расходы, одновременно сократить время доставки на точку различных грузов. Порт в Петропавловске удален от района проведения буровых работ миль на 750. Уже в данное время на территории Магаданского торгового порта работает транспортный узел, предназначенный для смены вахтового персонала установки для бурения и судов обеспечения, именно здесь проводятся транспортировка, обработка и хранение грузов и материалов, необходимых для обеспечения буровых работ. Так что Магадан для освоения северного сектора Охотского моря - самый оптимальный вариант, как по техническому оснащению, так и по географическому расположению. И польза здесь тоже обоюдная.

К слову, никто не снимал с текущей повестки дня вопрос относительно строительства в Магадане НПЗ, что, несомненно, принесет региону экономическую выгоду. Затем возникает целый ряд достаточно интересных вопросов. Суть в том, что в 2002 году, когда обсуждался вопрос об экономической целесообразности разработки месторождений углеводородов, параллельно рассматривался вопрос строительства завода сжиженных газов в Магадане. Естественно, здесь их строить выгоднее. У нас уже имеются подобные прецеденты – например, Колымский аффинажный завод. Относительно того, какая часть нефтяного пирога достанется нам, я могу ответить так. Если судить с точки зрения, что пойдет нефть, и мы будем с нее иметь, как с золота – это неправильно. Хотя Правительство Российской Федерации и может принять соответствующее решение - такой-то процент идет в бюджет Магаданской области. Надежда на это есть. Поэтому я могу сказать, что на весь нефтяной пирог мы рассчитывать не можем, а только на его небольшой кусок. А вот насколько он будет небольшим, пока большой вопрос.

Ясно, что «Роснефть» относится к освоению нефтяных недр исключительно с позиций выгоды для себя, нас в первую очередь интересует выгода для региона. Главное сегодня для Магаданской области - финансовое обеспечение необходимых социальных программ. Вот из этого и нужно плясать. Поэтому руководство области делает все возможное для того, чтобы было заключено трехстороннее соглашение по нефтедобыче между регионом, инвестором и Российской Федерацией.

По материалам kolyma.ru