10 признаков, говорящих о том, что Иран хочет иметь атомную бомбу

25.09.2011 13:09
10 признаков, говорящих о том, что Иран хочет иметь атомную бомбу
Иллюстрация:
www.pravda.ru

4 сентября официальный Тегеран сообщил, что его новый атомный реактор в Бушере был подключен к энергоблоку. Бушер, по сведениям, предоставляемым иранской стороной, является мирным фасадом ядерной программы Ирана. Между тем, согласно информации, опубликованной 2 сентября в отчете МАГАТЭ, Иран все ближе отстоит от того времени, когда станет обладателем ядерного оружия. Большого внимания заслуживает «возросшее беспокойство» МАГАТЭ о вероятности существовании в Иране «неизвестной ядерной деятельности в прошлом или настоящем, в том числе связанную с развитием ядерного заряда ракетного носителя». На самом деле, откуда мы знаем, что Тегеран хочет обладать ядерным оружием? На сегодня 100%-й улики нет (в принципе и существовать не может, поскольку инспекция в этой стране никогда не проводилась), но есть большое число косвенных. Большинство из них - результат деятельности МАГАТЭ. Совокупность всех этих факторов свидетельствует о том, что Иран, по крайней мере, стремится иметь технологические возможности для создания ядерного оружия, а может быть, иметь и саму атомную бомбу.

Приведем вкратце основные признаки

  • Иран скрывает свою деятельность от МАГАТЭ и других подобных организаций

В 2003 году истинный размах иранской программы стал достоянием мировой общественности. Иран скрывал информацию о строительстве ГОКа в Натанзе и, как он сам назвал этот объект, исследовательского реактора в Араке, а также об изготовлении центрифуг, о проведении нескольких достаточно сложных экспериментов, о существовании собственной программы обогащения урана. Иран не позволил тогда МАГАТЭ провести инспекцию объектов, расположенных в Парчине и Лависан-Шиане, где, как предполагают, и проводятся ядерные испытания. Спустя некоторое время он не предупредил Агентство о возведении еще одного обогатительного предприятия в Форду.

  • Ядерную программу Ирана контролирует Министерство обороны страны

Официально деятельность Ирана в области ядерной энергетики контролируется Организацией по атомной энергии, однако МАГАТЭ сумело доказать, что большая часть деятельности, относящейся к ядерным разработками, на деле осуществляется под покровительством Минобороны.

  • Ядерная программа Ирана не имеет достоверного экономического объяснения

Запасы природного газа в Иране позволяют стране иметь достаточную независимость в сфере производства электроэнергии на десятки лет. Инвестиции Тегерана в программу по обогащению урана, якобы необходимую для имеющихся атомных электростанций, на самом деле не имеют под собой никакого экономического объяснения.

Возможности строящегося завода в Натанзе существенно ограничены: он будет в состоянии производить ядерное топливо только для одного реактора в год. Ни одна страна не содержит обогатительный комбинат для единственного завода или энергетического объекта: в этом случае намного дешевле закупать топливо.

  • Иранская ядерная программа во многом противоречит заявленным руководством целям

Иран говорит, что ему необходим уран с низким обогащением (около 3%) для своих АЭС. Однако в Бушер топливо поставляется из России; Иран в любом случае не справиться с использованием собственных сил. Если Иран планировал производить ядерное топливо для некоего реактора, который будет построен в обозримом будущем, Тегерану не было смысла заботиться об обогащении еще в 2006 году.

В данной время Иран возводит второй по счету обогатительный комбинат в Форду, однако этот завод намного меньше, чем в Натанзе. Его масштабы сопоставимы с объектами, предназначенными для военных целей.

С 2010 году Иран занимается производством урана с обогащением в 20% - по утверждениям из Тегерана для того, чтобы снабжать исследовательский реактор. Однако на данный момент не имеется веских доказательств того, что страна имеет знания и навыки, достаточные для производства стержней для данного реактора.

  • У Ирана имеется документ, в котором объясняется, как из урана отливать полусферы

МАГАТЭ выяснило, что Ирана обладает документом, в котором подробно описано, как из металлического урана отливать полусферы – другими словами, как делать главную часть ядерного оружия. Данный документ был предоставлен Агентству сетью Абдул Кадыр Хана.

  • Иран занимается строительством тяжеловодного реактора без объяснимых научных целей

Иран заявляет, что возводит в Араке новый реактор в исследовательских целях. В то же время, реактор мощностью около 40 Мвт, который применяет уран и тяжелую воду, вполне может быть использован для оружейного плутония. И действительно, он сильно напоминает те реакторы, которые другие страны используют для производства плутония для ядерного оружия. Стоит также отметить, что Иран неоднократно проводил эксперименты, связанные с выделением плутония в специальных горячих камерах.

  • Иран занимался проведением исследований и экспериментов, связанных с производством оружия

Иран сумел произвести полоний, который используется для нейтронного инициирования. В его активе имеются также исследования по инициированию нейтронов с применением дейтерида урана (так называемый китайский метод). Организации, являющиеся структурными подразделениями Министерства обороны, исследовали и выполнили тестирование механики взрыва, произведенного ядерным орудием (синхронная детонация бризантных взрывчатых веществ вокруг сферического ядра). Тегеран официально признал факт испытаний с синхронной детонацией, но при этом утверждает, что к производству ядерного оружия это не имеет никакого отношения. Однако документы, имеющиеся в распоряжении МАГАТЭ, говорят о том, что эти потребности в этом испытании совместимы только с производством ядерного оружия. Пока непонятно, будет ли продолжать Иран подобную деятельность. Вероятно, результаты испытаний были положительными, что позволило Тегерану построить полностью функциональное устройство (если подозрения, что Иран получил рабочие проекты боеголовки посредством сети Хана, верны). В 2009 году по имеющейся информации МАГАТЭ заключило, что «Иран имеет достаточно данных для производства имплозивного вида, пригодного для ядерного заряда, собственными силами».

Иран планирует проведение новых ядерных испытаний: известно, что им была исследована архитектура полигона (взрыв на глубине порядка 400 метров) и разработано оборудование для стрельбы на сверхдальние расстояния.

  • Иран выполнил испытания баллистической ракеты, которая может нести ядерный заряд

В 2004 году в Иран состоялись испытания ракеты «Шахаба-3» - носителя с триконическим дизайном и с новой головной частью, идеальной для ядерного оружия. Причем это испытание транслировались по местному телевидению. Все это полностью совпадает с выводами МАГАТЭ, которые говорят о том, что Иран изучал возможности размещения в боеголовке баллистической ракеты «Шихаб-3» сферического боевого заряда. И осуществлением Ираном симуляции взрыва боевого заряда носителя на высоте 600 метров, что логично в том случае, если боевой заряд ядерный, практически не оставляет никаких сомнений в его истинных намерениях.

  • Иран не собирается обеспечивать транспарентность своей ядерной программы

Иран не намерен и впредь заранее извещать мировую общественность о новых ядерных объектах или о планах возведения таковых: в 2007 году Тегеран отказался от выполнения параграфа 3.1 - нормы Агентства, принятой им в 2003 году. Иран не выполняет и Дополнительный Протокол МАГАТЭ (хотя в 2003 году подписал его), который, по заявлению Агентства, является единственным действенным способом подтверждения гарантии, касающейся нераспространении ядерного топлива. При этом отказ существенно ограничивает возможности МАГАТЭ обнаружить, вероятно, существующую нелегальную деятельность. В том случае, если Тегеран имеет исключительно мирные намерения, почему он отказался от повышения транспарентности?

  • Иран предложение о возобновлении переговоров в этом направлении отклоняет

Иран отказался от предложения группы 5+1 и МАГАТЭ возобновить переговорный процесс (так называемый «двойной тайм-аут», 2007 год, «отказ за отказ», 2008 год). В 2009 году Тегеран отверг очередное предложение, заключавшееся в том, чтобы передать основную часть обогащенного 3%-го урана третьей стране в обмен на топливные стержни из 20%-го урана для реактора Тегерана. Иран не проявил к этому ни малейшего интереса.

Если у Тегерана имеются только мирные намерения и он хочет доказать это, по какой причине он отказался от всех вышеприведенных предложений? Другими словами, иранская ядерная программа предполагает не официально заявленные мирные цели, а явное применение в военных целях. Некоторые эксперты полагают, что Тегеран только хочет иметь возможность владения ядерным оружием, но через «порог» не перешагнет. То есть они выдают желаемое за действительное, чтобы быть значимее в глазах остального мира. Однако современная история не знает другого государства (за исключением Бразилии, где в 1980-м году случился переворот), которое зашло бы настолько далеко и вложило бы такое огромное количество средств в программу создания ядерного оружия, и при этом остановилась бы. Назначение Ферейдуна Аббаси-Давани вице-президентом Исламской республики и одновременно главой ОАЭИ в феврале 2011 года, а он является одним из главных создателей военной доктрины страны, - это зловещее предзнаменование.

По материалам neftegaz.ru