Авария в Мексиканском заливе: хроника событий и экологические последствия

20.03.2013 17:01
Авария в Мексиканском заливе: хроника событий и экологические последствия

Чем сложнее и технологичнее становятся производственные механизмы, тем более тяжелые экологические катастрофы случаются при аварийном выходе их из строя.

Одной из наиболее тяжелых техногенных катастроф, которые произошли в последнее время, явилась авария в 2010 году на платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе, в результате которой произошел разлив нефти.

Платформу сверхглубокого бурения Deepwater Horizon построила южнокорейская судостроительная компания Hundai Industries. На воду платформа была спущена в 2001 году, и вскоре сдана в аренду британской нефтегазовой компании British Petroleum на срок до 2013 года.

В начале 2010 года British Petroleum начала разработку месторождения Макондо в Мексиканском заливе. 20 апреля 2010 года на платформе случился пожар и взрыв. Пожар не могли загасить в течение 35 часов многочисленные пожарные суда, прибывшие к месту аварии. В результате инцидента 22 апреля платформа пошла на дно Мексиканского залива. Случилось это в 80-и километрах от побережья штата Луизиана (США).

После аварии с платформы были сняты 115 человек, из которых 17 получили ранения разной степени тяжести. 11 человек считаются пропавшими без вести.

Последствия аварии ликвидировались до 19 сентября. В течение этого времени в воды Мексиканского залива ежесуточно изливалось от 5000 до 100 000 баррелей нефти. В июле нефтяное пятно разлившейся нефти достигло устья реки Миссисипи, и было обнаружено на пляжах Техаса, а подводный нефтяной шлейф растянулся на 35 км в длину на глубине более чем 1000 метров. За 152 дня в воды Мексиканского залива через поврежденные трубы скважины вылилось порядка 5 млн баррелей нефти. Площадь нефтяного пятна составила 75 тысяч км².

Естественно, как только буровая платформа Deepwater Horizon затонула, стали предприниматься попытки загерметизировать скважину, а позднее началась ликвидация последствий разлива нефти и борьба с распространением нефтяного пятна. На поврежденную скважину сразу же были поставлены заглушки, после чего начались подготовительные работы по установке стального купола, который должен был накрыть затонувшую платформу, предотвратив дальнейший разлив нефти. Однако, первая попытка провалилась, после чего, 13 мая было решено ставить купол меньших размеров. Утечку нефти устранили лишь к 4 августа, закачав буровую жидкость с цементом в аварийную скважину. Для полной герметизации скважины пришлось пробурить две дополнительные разгрузочные скважины, в которые также закачали цемент. О полной герметизации было объявлено 19 сентября 2010 года.

Всего же в ликвидации последствий аварии были задействованы более тысячи специалистов, привлечены более 6000 военнослужащих Национальной гвардии США, масса разнообразной техники: буксиры, баржи, спасательные катера, подводные лодки компании British Petroleum.

После того, как удалось справиться с разливом нефти, приступили к выяснению причин аварии. Проведенное расследование сотрудниками безопасности British Petroleum показало, что авария возникла по причине ошибок рабочего персонала, технических неисправностей и погрешности в самой конструкции нефтяной платформы. В общем, «стандартный джентльменский набор», который в подобных случаях и приводит к масштабным катастрофам, например, в Чернобыле было примерно то же самое.

Как выяснилось, началось все с того, что сотрудниками буровой платформы были неверно истолкованы показания измерений давления при проверке скважины на герметичность, в результате чего поток углеводородов, поднявшихся со дна скважины, заполнил буровую платформу через вентиляцию. Из-за технических просчетов самой платформы произошел объемный взрыв, поскольку не сработал предохранитель сброса давления, который должен был в автоматическом режиме закупорить нефтяную скважину.

Окончательный доклад Бюро управления, регулирования и охране океанских ресурсов и Береговой охраны США увидел свет в сентябре 2010 года. Доклад содержал 35 причин аварии, 21 из которых ложилась на плечи British Petroleum. Главной причиной аварии было названо пренебрежение нормами безопасности для сокращения расходов на разработку скважины. Также сотрудники буровой платформы не имели достаточной информации о работе на скважине, и их неосведомленность вызвала другие ошибки, которые и привели к аварии. Также была отмечена неудачная конструкция самой скважины, которая не предусматривала достаточного количества необходимых барьеров для нефти и газа.

Частично виновными были названы компания Transocean Ltd, собственники нефтяной платформы, и компания Halliburton, проводившая подводное цементирование скважины.

Судебный процесс над компанией British Petroleum по делу разлива нефти в Мексиканском заливе начался 25 февраля этого года в Новом Орлеане. Размер максимального штрафа, который «светит» нефтедобывающему гиганту составляет 17,6 млрд долларов. British Petroleum должна заплатить штраф из из расчета от 1,1 до 4,3 тысячи долларов за каждый вылившийся в результате аварии баррель нефти. Окончательный размер компенсации будет зависеть от судебного постановления.

Штрафы — это конечно, хорошо, но акватория Мексиканского залива понесла колоссальный ущерб. После аварии она была на одну треть закрыта для рыболовного промысла, при этом был введен полный запрет на рыбную ловлю. Загрязнено было 1100 миль побережья от Флориды до Луизианы. Экологами было обнаружено мертвыми 600 морских черепах, 100 дельфинов, более 6000 птиц и множество других млекопитающих. В результате разлива нефти в последующие годы повысилась смертность среди китов и дельфинов. По подсчетам экологов, смертность дельфинов вида афалина увеличилась в 50 раз. Тропические коралловые рифы, расположенные в водах Мексиканского залива, также понесли колоссальный урон. Нефть просочилась даже в воды прибрежных заповедников и болот, играющих важную роль в поддержании жизнедеятельности животного мира и перелетных птиц.

На сегодняшний день Мексиканский залив почти полностью оправился от последствий аварии трехлетней давности. Такое мнение высказали океанологи, следящие за ростом рифообразующих кораллов, которые живут только в чистой воде. В данный момент кораллы размножаются и растут в обычном для них ритме.