Федеральное агентство Роскосмос

17.11.2011 22:37

Владимир Поповкин, руководитель Роскосмоса, заявил, что пилотируемая космонавтика, которая на протяжении 50 лет была для страны приоритетным направлением, больше не является таковым. И время для такого заявления выбрано как нельзя более подходящее - Год космонавтики. Да-да, именно пятьдесят лет состоялся первый полета человека в космос.

Подобного развития дел и следовало ожидать. Недавно Владимир Поповкин в интервью заявил, что «в Роскосмосе на определенном этапе произошло смещение в сторону пилотируемых программ, и в настоящее время на пилотируемые программы приходится почти половина всего бюджета космического агентства. Причем сегодня проблемы для пилотируемых проектов в нашем ближнем космосе отсутствуют. Все же за пятьдесят лет, проведенных в космосе, специалисты успели выяснить и разрешить практически все имеющиеся проблемы, которые связаны с пребыванием человека на 300-3500-километровой высоте над Землей». После этого заявления следовало ожидать очередного сокращение финансирования. И долго ждать не пришлось.

Выступая в Государственной Думе на правительственном часе, Владимир Поповкин заявил, что Федеральное агентство Роскосмос пересмотрел фундаментальные положения российской федеральной программы космических полетов. Сделано это, как планирует руководство, для увеличения коммерческой отдачи. Что же отныне будет главным приоритетом? Вы правильно поняли – отнюдь не пилотируемая космонавтика. Она вполне благополучно отошла на третьи роли, уступив свое место созданию метеоспутников связи и спутников зондирования Земли. Другим приоритетным направлением будет исследование Луны, а не Марса, за который стояло горой прежнее руководство отечественного космического агентства.

По словам Поповкина, «конкурентоспособность нашей космической отрасли на внешнем рынке определяется экономической эффективностью, а также надежностью отечественных средств выведения. Основной объём продаж в мире приходится сегодня на орбитальные средства и на предоставление космических услуг конечному пользователю. Мировой космический рынок в 2010 году составил 267 миллиардов долларов, доля России - 3%. При этом в средствах выведения на нашу долю приходится 40% всех пусков. То есть вроде бы космическая деятельность ведется нами активно. А с экономической точки зрения, особенно в международном разделении труда, мы занимаем слишком маленькую нишу».

Поповкин также заявил, что Федеральное агентство Роскосмос решил отказаться от разработки ракеты-носителя «Русь-М». А сегодня новое руководство Роскосмоса сделало вывод, что новые носители не нужны для приоритетных задач, сегодня необходимо сконцентрировать максимум усилий на возведении космодрома Восточный и начать запуски «Союзов» именно с него. Поэтому на космодроме «Восточный» построят стартовую площадку для ракеты «Союз-2», и уже по результатам пусков будет принято окончательное решение: следует ли продолжить эксплуатировать «Союзы» или возвратиться к разработке считавшейся перспективной «Руси».

Тем временем, по словам Поповкина, создание «пилотируемой транспортной системы», концепт которой был показан на выставке МАКС-2011, и который премьер-министр Путин назвал будущим отечественной пилотируемой космонавтики, остается в планах РФ. Эта система позволит решать задачи освоения ближнего и дальнего космоса. Россия не должна уступать достигнутых приоритетов в пилотируемой космонавтике, особенно с учетом того, что другие государства тоже разрабатывают аналогичные перспективные транспортные системы. При этом разработка новой ракеты «Ангара» должна вскоре завершиться, и в 2013 году планируется начать её лётные испытания.

«Новых ракет, если исходить из задач, которые отныне являются приоритетными, создавать не нужно», - заявил Поповкин. Вот такие дела, оказывается, Роскосмосу достаточно иметь «самые надежные ракеты "Союз" и "Протон"».

И в самом деле, зачем тратить государственные денежные средства и усилия на создание нового и перспективного?! Обойдёмся тем, что имеется. Немножко подлатаем, подновим - и всё будет хорошо. А тем временем многие эксперты предупреждают, что если Российская Федерация не начнет как можно скорее создавать новые разработки, а будет по-прежнему использовать достижения советских времен, она может бесповоротно потерять лидирующие позиции в космической отрасли. Многие, имеющие непосредственное отношение к космосу, считают, что в течение последних двадцати лет гордиться нам совершенно нечем.

На пресс-конференции, проведенной совсем недавно, Виталий Давыдов, статс-секретарь Роскосмоса, говоря об основных направлениях развития отечественной космической отрасли и о том, какие направления нуждаются в дополнительном финансировании, а какие нет, заявил: в настоящий момент позиция Роскосмоса такова, что «отказываться не хотелось бы ни от чего». По его мнению, даже в самые тяжелые для себя годы Россия сумела сохранить все ключевые направления космонавтики, как действующие, так и перспективные.

Давыдов считает, что для того, чтобы сохранить российскую космическую деятельность, необходимо наличие хотя бы нескольких ключевых элементов - инфраструктуры (космодрома), средства выведения на орбиту, промышленность, создающую эти средства, а также средства управления, которые позволят управлять космическими аппаратами.

Не будет ли смена приоритетов концом направления пилотируемой космонавтики? Постепенным ее угасанием? Ответ пока висит в воздухе.

Рассуждение о приоритетах - это хорошо, но нашу космонавтику пока продолжают преследовать одни неудачи. Не успели мы с глубоким облегчением выдохнуть после старта грузового «Прогресса», как очередная неприятность произошла с межпланетной автоматической станцией «Фобос-Грунт», которая должна была исследовать и доставить на Землю образцы грунта с Фобоса, одного из спутников Марса. Первая в последние пятнадцать лет научная миссия к Марсу не заладилась с самого начала. Таким образом, имеет место быть очередная нештатная ситуация, к которым мы уже начали привыкать.

Правда, сам пуск с Байконура прошел в штатном режиме. Но зато потом... Читаем на сайте Роскосмоса официальные комментарии: «Первые данные циклограммы полета и два сеанса связи показали, что аппарат работает нормально, полет проходит в штатном режиме. Но на этапе включения двигательной маршевой установки для перехода космического аппарата «Фобос-Грунт» с околоземной опорной орбиты на отлетную гиперболическую траекторию случилась нештатная ситуация, двигатели не включились».

Если еще после множества неудач зимой прошлого и начала текущего года большинство специалистов посчитали, что эти неудачи - еще не системный кризис, то после этого старта количество оптимистов заметно поубавилось.

Престижу России в области космических полетов нанесен достаточно серьезный урон. И даже если со временем «Фобос» удастся запустить, осадок все равно останется. Хотя будут спасены деньги налогоплательщиков, как сейчас принято говорить (по заявлению Виктора Хартова, генерального директора НПЛ им. Лавочкина, данный проект обошелся в 5 миллиардов рублей), да и пятнадцатилетние усилия на этот проект не пропадут. Интересно, что руководство Роскосмоса почти сразу после неудачи заявило, что «Фобос-Грунт» был застрахован на 1.2 миллиарда рублей.

В конце 2010 года сразу 3 спутника системы «Глонасс» так и не были выведены на околоземную орбиту, а затонули где-то в Тихом океане. В феврале в расчётное время не вышел на связь геодезический аппарат военного назначения «Гео-ИК-2». Эти неудачи стоили должности Анатолию Перминову, который возглавлял Федеральное агентство Роскосмос тогда.

В августе нынешнего года Россия потеряла грузовой корабль «Прогресс» и телекоммуникационный аппарат «Экспресс-АМ4». А теперь «Фобос-Грунт»... Наверное, коммерческая отдача - это хорошо: рынок все же диктует свои условия. Однако в погоне за сиюминутной прибылью можно упустить главное. Пришло время задуматься...