Самый глубоководный аппарат

13.11.2011 19:58

По заказу Министерства торговли и промышленности России началось проектирование батискафа, способного погружаться на глубину одиннадцать тысяч метров, до сих пор не покоренную человечеством.

Ни один существующий сегодня глубоководный аппарат не способен плавать так глубоко – максимальной глубиной для них (российского «Мира» тоже) считается 6.5 тысяч метров.

Этот проект должен быть реализован на протяжении 2009–2016 годов в рамках ой целевой программы «Развитие морской гражданской техники». Согласно подсчетам заказчика, стоимость проекта, в том числе проектирование и разработка обитаемого батискафа, составляет 63 миллиона рублей. Местом базирования этого глубоководного аппарата будет научно-исследовательское судно, создание которого тоже в данное время разрабатывается.

Экипаж батискафа составят 2–3 ученых, максимальная глубина погружения планируется 11 тысяч метров, предельное водоизмещение - 33 тонны. Аппарат будет способен находиться под водой на протяжении трех суток.

Одновременно с заказом на самый глубоководный аппарат Министерство торговли и промышленности РФ разместило заказ на проектирование научно-исследовательского судна, которое будет носителем обитаемого глубоководного аппарата. Экипаж НИС - 80 человек, в трюме судна будет размещен запас горючего и пищи и горючего для ста суточных автономных походов.

В заказе представители Минпрома России отметили, что создание подобного комплекса должно ««утвердить авторитет России в качестве великой морской державы и одновременно лидера в глубоководном судостроении».

В министерстве убеждены, что этот аппарат может быть возведен на верфях, принадлежащих Объединенной судостроительной корпорации. Но в самой ОСК данное высказывание не комментируют, объясняя, что не в курсе происходящего. ТЗ проекта требует, чтобы батискаф был оснащен новейшей навигационной и радиотехнической аппаратурой, надежной и современной системой безопасности. Кроме всего прочего, этот комплекс предоставит возможность значительно увеличить количество программ отечественных научных исследований, позволяя осуществлять самые сложные операции на предельно большой глубине.

— Обитаемые глубоководные аппараты обладают очень широкой областью применения – от сбора информации и проведения различных научных измерений, и до работ, связанных с ликвидацией последствий аварий под водой и прокладкой подводных коммуникационных или технологических систем. Создание батискафа, который сможет погружаться на шесть километров, сегодня стоит в среднем 50 миллионов долларов, а в данном случае речь идет об 11 километрах – сообщил Анатолий Сагалевич, завлабораторией глубоководных аппаратов при институте океанологии Российской академии наук. Он полагает, что перед тем, как приступать к созданию новых глубоководных аппаратов, нужно до конца использовать те, которые имеются.

— Наши «Миры» признаны лучшими аппаратами во всем мире, и все же большой очереди на их использование не заметно, — утверждает ученый. — На содержание судна «Академик Келдыш», являющегося базой для двух аппаратов «Мир», в день уходит 40 тысяч долларов, что составляет 15 миллионов долларов за год. Возможно, в государственном масштабе это не так и много, но если учесть то обстоятельство, что наша лаборатория двадцать лет ищет себе работу самостоятельно, то цифры выглядят не такими уж и маленькими.

В Министерстве торговли и промышленности отмечают, что кроме научного использования, Мировой океан сейчас активно применяется для прокладки в нем нефте- газодобывающих трубопроводов, кабельных трасс и различных платформ, поэтому новый самый глубоководный аппарат без работы точно не останется.

Сегодня только некоторые государства обладают глубоководными аппаратами:

У России имеются «Мир-1» и «Мир-2» (глубина погружения до 6.5 тысяч метров), у Франции - Nautile (6 тысяч метров), у Японии - «Шинкай-6500» (с рекордной глубиной 6527 метров), у Китая – копия «Мира», которая уже прошла испытания на глубине 5 тысяч метров.

- Уже имеется аппарат, который может погружаться на 6.5 тысяч метров, что позволит исследовать 98% площади дна Мирового океана. Поэтому создание аппаратов, которые смогут опускаться на 11 тысяч метров – нецелесообразная затея, — сетует Сагалевич. — Люди уже побывали на такой глубине — например, французы в 1960 году опускались на дно Марианской впадины, к тому же ничего заслуживающего внимания, кроме осадочных пород, там не обнаружили.

Ни советская, ни российская промышленность никогда не производили таких аппаратов. Даже «Миры» были построены в Финляндии - компанией Rauma-Repola Oceanics.

— Российское судостроение не в состоянии сегодня построить подобный аппарат, — говорит Алексей Безбородов, гендиректор агентства InfraNews. — Этот корпус – это не просто болванка с иллюминатором, сделанная из титана — это корпус, который может выдерживать колоссальное давление, и построить такой аппарат – не очень большая проблема. Основная проблема заключается в судне, которое должно обеспечивать работу этого аппарата. А такие суда наша промышленность никогда не строила. Даже во времена СССР практически весь отечественный глубоководный флот был заграничным: от «Юрия Гагарина» до «Мстислава Келдыша».